12. Защита от неисправности электрооборудования. Аппараты управления
12.1. Защита от неисправностей электросети
12.1.1. Общие положения
Любая из перечисленных в п. 12.1.1.1 неисправностей электрооборудования эскалатора или пассажирского конвейера, если она не попадает под описанные в п. 12.1.1.2, не должна привести к аварии эскалатора.
12.1.1.1. Рассматриваются следующие неисправности:
а) обесточивание;
б) падение напряжения;
в) обрыв цепи;
г) замыкание цепи на землю;
д) короткое замыкание или размыкание цепи, изменение значения или функции составных частей цепи, например, сопротивления, конденсатора, транзистора, лампы;
е) отсутствие притяжения или неполное притяжение якоря контактора или реле;
ж) отсутствие отделения якоря контактора или реле;
з) неразмыкание контакта;
и) незамыкание контакта.
12.1.1.2. Замыкание на землю цепи, в которой имеются электрические предохранительные устройства, должно вызывать немедленную остановку привода. Повторный пуск может быть произведен только обслуживающим персоналом.
12.1.2. Электрические предохранительные устройства (блокировки)
12.1.2.1. Общие требования
12.1.2.1.1. Срабатывание электрического предохранительного устройства в любом из случаев по п. п. 12.2.2.4.1"б" - 12.2.2.4.1"н" должно предотвратить пуск привода или вызвать его немедленную остановку (см. п. 12.1.2.4).
В состав электрических предохранительных устройств входят:
а) один или несколько предохранительных контактов, удовлетворяющих требованиям п. 12.1.2.2, которые отключают питание непосредственно главных контакторов или их реле;
б) цепи безопасности, удовлетворяющих требованиям п. 12.1.2.3, в состав которых входят:
1) один или несколько предохранительных контактов, удовлетворяющих требованиям п. 12.1.2.2, которые непосредственно не отключают питание главных контакторов или реле;
2) контакты, не отвечающие требованиям п. 12.1.2.2.
12.1.2.1.2. Параллельное подключение электрооборудования к электрическим устройствам безопасности не допускается.
12.1.2.1.3. Воздействие внутренней или внешней индуктивности или емкостного сопротивления не должно вызывать неисправность электрических устройств безопасности.
12.1.2.1.4. Выходной сигнал электрической цепи безопасности не должен меняться под воздействием внешнего сигнала, исходящего от электрических устройств, включенных далее в эту цепь, так, что это изменение может привести к опасному состоянию.
12.1.2.1.5. В цепях безопасности, состоящих из двух или нескольких параллельных каналов, вся информация кроме той, которая необходима для функционирования цепи, должна поступать только с одного канала.
12.1.2.1.6. Цепи, регистрирующие или задерживающие вызовы, не должны, даже в случае неисправности, предотвращать или намеренно задерживать остановку привода в результате срабатывания электрических устройств безопасности.
12.1.2.1.7. Устройство и размещение внутренних блоков питания не должно вызывать появление ложных сигналов на выходе устройств безопасности в результате коммутации. В частности, пики напряжения, возникающие в сети при работе эскалатора или пассажирского конвейера или другого оборудования, не должны влиять на работу электронного оборудования (помехозащищенность).
12.1.2.2. Контакты безопасности
Срабатывание контакта безопасности должно приводить к принудительному механическому разрыву электрической цепи. Этот принудительный механический разрыв должен произойти даже при сваривании контактов между собой.
Принудительное механическое разделение контактов достигнуто тогда, когда все размыкающие контакты заняли открытое (разомкнутое) положение и при этом на протяжении значительной части пути их движения не будет упругих элементов, например пружин, между движущимися контактами и приводным элементом, к которому прикладывается усилие.
Конструкция контакта безопасности должна сводить к минимуму риск возникновения короткого замыкания в результате неисправности одной из деталей.
12.1.2.2.2. Изоляция контактов должна быть рассчитана на номинальное напряжение 250 В, если степень защиты кожуха не менее IP4X, или на 500 В, если степень защиты менее чем IP4X.
12.1.2.2.3. Если степень защиты кожуха менее IP4X, то воздушный зазор между контактами должен быть не менее 3 мм, а пути утечки не менее 4 мм.
Расстояние между разделенными контактами должно быть не менее 4 мм.
12.1.2.2.4. При нескольких размыканиях расстояние между отдельными разделенными контактами должно быть не менее 2 мм.
12.1.2.2.5. Обломки электропроводных материалов не должны приводить к короткому замыканию контактов.
12.1.2.3. Цепи безопасности
12.1.2.3.1. Любая из неисправностей, перечисленных в п. 12.1.1, не должна сама по себе служить причиной возникновения опасной ситуации.
12.1.2.3.2. Кроме того, следующие состояния относятся к отказам, предусмотренным п. 12.1.1:
- если одна неисправность в сочетании с другой может привести к возникновению опасной ситуации, эскалатор или пассажирский конвейер должен быть остановлен к моменту начала следующего рабочего цикла, в котором должен участвовать неисправный элемент.
Возможность того, что вторая неисправность приведет к возникновению опасной ситуации до остановки эскалатора или пассажирского конвейера в вышеупомянутом рабочем цикле не рассматривается.
- если нарушение нормальной работы узла, который вызвал первую неисправность, нельзя обнаружить по изменению состояния, то необходимо принять соответствующие меры, чтобы обеспечить обнаружение неисправности и предотвратить начало движения не позднее момента повторного пуска эскалатора или пассажирского конвейера по п. 12.2.4.
Наработка на отказ цепи безопасности должна быть не менее 2,5 года. Этот срок установлен исходя из предположения, что за трехлетний период каждый эскалатор или пассажирский конвейер повторно пускается по п. 12.2.4 не менее одного раза и таким образом его состояние подвергается изменению.
12.1.2.3.3. Если две неисправности в сочетании с третьей могут привести к возникновению опасной ситуации, эскалатор или пассажирский конвейер должен быть остановлен к моменту начала следующего рабочего цикла, в котором должен участвовать неисправный элемент.
Возможность того, что третья неисправность приведет к возникновению опасной ситуации до остановки эскалатора или пассажирского конвейера в вышеупомянутом рабочем цикле, не рассматривается.
Если нарушение нормальной работы узлов, которые вызвали первые неисправности, нельзя обнаружить по изменению состояния, то необходимо принять соответствующие меры, чтобы обеспечить обнаружение неисправностей и предотвратить начало движения не позднее момента повторного пуска эскалатора или пассажирского конвейера по п. 12.2.4.
Наработка на отказ цепи безопасности должна быть не менее 2,5 года. Этот срок установлен исходя из предположения, что за трехлетний период каждый эскалатор или пассажирский конвейер повторно пускается по п. 12.2.4 не менее одного раза, и таким образом его состояние подвергается изменению.
12.1.2.3.4. Сочетание более чем трех неисправностей можно не рассматривать, если:
а) цепь безопасности состоит не менее чем из двух каналов и их равный статус контролируется цепью управления. Перед повторным пуском эскалатора или пассажирского конвейера по п. 12.2.4 цепь управления должна быть проверена;
б) цепь безопасности состоит не менее чем из трех каналов и их равный статус контролируется цепью управления.
В случае невыполнения требований "а" или "б" не допускается прекращение анализа неисправностей, который должен быть продолжен по аналогии с п. 12.1.2.3.3.
12.1.2.4. Срабатывание электрического предохранительного устройства (блокировки) должно предотвращать пуск привода или вызывать его немедленную остановку, сопровождающуюся наложением рабочего тормоза.
Электрические предохранительные устройства (блокировки) должны воздействовать непосредственно на оборудование, управляющее подачей питания на привод.
Если подводимая мощность такова, что для управления приводом применяются контакторы, их следует считать аппаратурой, непосредственно управляющей подачей питания на привод для его пуска или остановки.
12.1.2.5. Элементы, управляющие электрическими предохранительными устройствами (блокировками), должны быть выбраны и смонтированы так, чтобы правильно функционировать даже под воздействием длительных механических нагрузок.
В случае применения дублирующих цепей безопасности необходимо механическим способом или размещением передающих элементов исключить незамеченную потерю дублирования в результате механического повреждения.
12.2. Аппараты управления
12.2.1. Пуск и подготовка к работе эскалатора или пассажирского конвейера
Пуск эскалатора или пассажирского конвейера (или их подготовка к работе, в случае если пуск производится автоматически при проходе пассажиром через определенную точку) должен производиться одним или несколькими выключателями, доступными только для обслуживающего персонала (например, выключатели, срабатывающие от ключа, выключатель со съемным рычагом, установка на выключателях запирающихся защитных крышек). Эти выключатели не должны выполнять функцию главного выключателя по п. 11.3. При включении эскалатора или пассажирского конвейера обслуживающий персонал должен иметь возможность наблюдения за всем эскалатором или пассажирским конвейером, либо должны быть предусмотрены средства, гарантирующие, что никто не сможет пользоваться эскалатором или пассажирским конвейером до его включения. На выключателе должно быть четко указано направление движения эскалатора.
12.2.1.1. Эскалаторы или пассажирские конвейеры, включающиеся автоматически при проходе пассажира, должны начинать движение до того, как пассажир достигнет линии пересечения гребенки.
Это достигается, например, с помощью:
а) фотоэлемента, если он установлен на расстоянии не менее 1,3 м от линии пересечения гребенки (рис. 1, L(2), деталь X);
б) контактных матов, если внешний край контактного мата находится на расстоянии не менее 1,8 м от линии пересечения гребенки. Длина контактного мата в направлении движения должна быть не менее 0,85 м. Контактные маты, реагирующие на массу, должны сработать прежде чем нагрузка, приходящаяся на мат в любой его точке и приложенная к площади 25 кв. см, достигнет величины 150 Н.
Конструктивные размеры должны исключать возможность обхода контрольных элементов.
12.2.1.2. На эскалаторах или пассажирских конвейерах, включающихся автоматически при проходе пассажира, направление движения должно задаваться заранее и иметь четкую и ясно видимую маркировку.
В таких случаях, если на эскалатор или пассажирский конвейер, автоматически включающийся при проходе пассажира, можно войти в направлении противоположному заданному, они должны начинать движение в заданном направлении и отвечать требованиям п. 12.2.1.1. Время движения должно быть не менее 10 с.
12.2.2. Остановка
12.2.2.1. Неавтоматическая остановка
Перед остановкой эскалатора или пассажирского конвейера обслуживающий персонал должен убедиться в отсутствии пассажиров на эскалаторе или пассажирском конвейере.
12.2.2.2. Автоматическая остановка
Допускается автоматическая остановка эскалатора или пассажирского конвейера через определенный промежуток времени после того, как при проходе пассажира среагирует элемент управления по п. 12.2.1.1 (продолжительность промежутка времени должна быть не менее предполагаемого времени входа - выхода пассажира плюс 10 с).
12.2.2.3. Экстренная неавтоматическая остановка
12.2.2.3.1. Устройства экстренной остановки должны располагаться в хорошо видимых и легко доступных местах на входных площадках эскалатора или пассажирского конвейера или рядом с ними.
Для эскалаторов высотой подъема свыше 12 м должны быть предусмотрены дополнительные устройства экстренной остановки.
Для пассажирских конвейеров с длиной настила свыше 40 м должны быть предусмотрены дополнительные устройства экстренной остановки.
Расстояние до и между дополнительными устройствами экстренной остановки не должно превышать:
- 15 м для эскалаторов;
- 40 м для пассажирских конвейеров.
12.2.2.3.2. Устройства экстренной остановки относятся к контактам безопасности по п. 12.1.2.2.
12.2.2.4. Экстренная автоматическая остановка
12.2.2.4.1. Эскалатор или пассажирский конвейер должны останавливаться автоматически в случае:
а) обесточивания цепи управления;
б) замыкания какой-либо цепи на землю (по п. 12.1.1.2);
в) перегрузки (по п. 11.2.2);
г) перегрузки (по п. 11.2.3);
д) срабатывания аппаратов управления при превышении скорости или самопроизвольном реверсе (по п. 10.5);
е) срабатывания вспомогательного тормоза (по п. 10.6.4);
ж) обрыва или чрезмерной вытяжки частей непосредственно приводящих в движение ступени, пластины или ленты, например, цепи или рейки;
з) (непреднамеренного) уменьшения расстояния между приводным и натяжным устройством;
и) попадания посторонних предметов в точке захода ступеней, пластин или ленты в гребенку (по п. 6.3.2.6);
к) остановки следующего эскалатора или пассажирского конвейера, если между ними нет промежуточного выхода;
л) срабатывания блокировки устья поручня;
м) опускания любой части ступени или пластины, в результате чего нарушается их заход в гребенку. Блокировочный выключатель должен располагаться так, чтобы после остановки эскалатора опустившаяся ступень или пластина не достигли линии пересечения гребенки (расстояние остановки по п. п. 10.4.4.2 и 10.4.4.4). Устройство управления может срабатывать от любой точки ступени или пластины. Требование не относится к ленточным пассажирским конвейерам (см. п. 8.2.2);
н) для эскалаторов и пассажирских конвейеров общественного пользования:
- срабатывания устройства по п. 5.8 в результате обрыва поручня.
12.2.2.4.2. Выключение эскалатора или пассажирского конвейера по п. 12.2.2.4.1 подпункты "д" - "м" должно производиться контактами безопасности или цепями безопасности.
12.2.3. Реверс эскалатора
Должен быть возможен преднамеренный реверс только остановленного эскалатора или пассажирского конвейера. При этом должны быть выполнены требования п. п. 12.2.1, 12.2.1.1, 12.2.1.2 и 12.2.2.2.
12.2.4. Повторный пуск
12.2.4.1. Повторный пуск выключателем
После каждой остановки (пп. 12.2.2.1, 12.2.2.3, 12.2.2.4), за исключением случая, указанного в п. 12.2.2.2, повторный пуск должен быть возможен только при помощи выключателя, указанного в п. 12.2.1, или при помощи инспекционного пульта, описываемого в п. 12.2.5. После остановки в случаях, указанных в п. 12.2.2.4.1, подпункты "д", "е", "ж" и "м", повторный пуск должен быть возможен только после проверки устройства безопасности, из-за срабатывания которого произошла остановка, и возврат этого устройства в исходное (рабочее) положение.
12.2.4.2. Состояние готовности к автоматическому пуску
В тех случаях, когда остановка была произведена устройством экстренной остановки по п. 12.2.2.3, приведение эскалатора или пассажирского конвейера в состояние готовности к автоматическому пуску без выключателей по п. 12.2.1, допускается только в следующих случаях:
а) должен осуществляться контроль зоны, включающей рабочую поверхность полотна и участки длиной 0,3 м за пределами линий пересечения гребенок, и приведение в состояние автоматической готовности к пуску возможно только при отсутствии в пределах указанной контролируемой зоны пассажиров или предметов.
Для проверки применяется непрозрачный вертикальный цилиндр диаметром 0,3 м и высотой 0,3 м, который должен обнаруживаться аппаратом управления в любой точке в пределах указанной зоны. В качестве аппаратов управления могут применяться датчики, размещаемые на расстоянии не более 0,3 м друг от друга на наклонном и горизонтальном участках и на расстоянии не более 0,2 м на криволинейном участке;
б) эскалатор или пассажирский конвейер должны запускаться проходом пассажира в соответствии с п. 12.2.1.1.
Пуск может осуществляться только в том случае, если аппарат управления не обнаруживает, по крайней мере в течение 10 секунд, пассажиров или предметы в пределах указанной зоны.
12.2.5. Инспекционный пульт
12.2.5.1. Должно быть предусмотрено оборудование, позволяющее вручную управлять эскалатором или пассажирским конвейером во время обслуживания, ремонта или осмотра при помощи переносного пульта.
12.2.5.2. Для подключения гибкого кабеля переносного пульта на каждой входной площадке, то есть на приводной и натяжной станциях, должна располагаться по крайней мере одна штепсельная розетка. Длина гибкого кабеля переносного пульта должна быть не менее 3 м. Розетки должны располагаться так, чтобы из любой точки эскалатора или пассажирского конвейера к ним можно было бы подключить переносной пульт.
12.2.5.3. Элементы управления переносного пульта должны быть защищены от случайного срабатывания. Движение эскалатора или пассажирского конвейера должно быть возможно только при непосредственном ручном воздействии на элементы управления. Переносной пульт управления должен быть оборудован несамовозвратной кнопкой "Стоп" (по п. 12.1.2.2). На переносной пульт должна быть нанесена четкая маркировка направления движения.
12.2.5.4. При подключении переносного пульта все остальные посты управления должны отключаться.
Все розетки для подключения переносного пульта должны иметь устройство, которое в случае одновременного подключения нескольких переносных пультов все их отключает, или для их срабатывания требуется их одновременное нажатие.
Устройства безопасности (блокировки) и цепи безопасности (по п. 12.2.2.4) должны оставаться в рабочем состоянии.