ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 275/36
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 1/206
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 2/5443
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
N 195
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
N 1-у
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 21
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
N 4
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
N 1081
УКАЗАНИЕ
от 3 июня 2015 года
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА И ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНА О СОБЛЮДЕНИИ РАЗУМНОГО
СРОКА НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Анализ надзорной и следственной практики показывает, что нарушения требований законодательства Российской Федерации об осуществлении уголовного судопроизводства в разумный срок по-прежнему носят распространенный характер.
В целях повышения эффективности прокурорского надзора и ведомственного контроля за соблюдением права граждан на доступ к правосудию, а также сокращения сроков проверок сообщений о преступлениях и предварительного расследования предлагаем:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
1.1. Обеспечить качественный надзор за исполнением законов при принятии процессуальных решений органами дознания и органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации <1> (далее - УПК РФ) и Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3015, 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706, 2708; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847; 2004, N 11, ст. 914; N 17, ст. 1585; N 27, ст. 2711; N 49, ст. 4853; 2005, N 1, ст. 13; N 23, ст. 2200; 2006, N 3, ст. 277; N 10, ст. 1070; N 23, ст. 2379; N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 16, ст. 1827; N 18, ст. 2118; N 24, ст. 2830, 2833; N 31, ст. 4008, 4011; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6235, 6236, 6248; 2008, N 12, ст. 1074; N 24, ст. 2798; N 49, ст. 5724; N 52, ст. 6226, 6235; 2009, N 1, ст. 29; N 11, ст. 1266, 1267, 1268; N 18, ст. 2145; N 26, ст. 3139; N 29, ст. 3613; N 44, ст. 5170, 5173; N 45, ст. 5263; N 51, ст. 6161; N 52, ст. 6422, 6453; 2010, N 1, ст. 4; N 8, ст. 780; N 11, ст. 1168, 1169; N 14, ст. 1552; N 15, ст. 1756; N 17, ст. 1985; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2284; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3416, 3427, 3428, 3431; N 30, ст. 3986, 3989, 4003; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412, 6414, 6419; 2011, N 1, ст. 16, 39, 45, 46; N 7, ст. 901; N 13, ст. 1686, 1687; N 15, ст. 2039; N 19, ст. 2712; N 23, ст. 3259; N 25, ст. 3533; N 29, ст. 4285, 4286; N 30, ст. 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6322, 6323, 6324, 6334; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7349, 7350, 7361, 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1165, 1166; N 24, ст. 3068, 3070, 3071; N 26, ст. 3440; N 31, ст. 4330, 4331, 4332; N 47, ст. 6401; N 49, ст. 6752, 6753; N 53, ст. 7634, 7635, 7636, 7637; 2013, N 7, ст. 608; N 9, ст. 875; N 14, ст. 1661, 1662; N 17, ст. 2031; N 23, ст. 2880; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3442, 3458, 3477, 3478; N 30, ст. 4028, 4031, 4050, 4053, 4054, 4078; N 43, ст. 5441, 5442; N 44, ст. 5641; N 48, ст. 6161, 6165; N 51, ст. 6685, 6696; N 52, ст. 6945, 6947, 6997; 2014, N 6, ст. 554, 555, 556, 558; N 11, ст. 1094; N 16, ст. 1833; N 19, ст. 2303, 2309, 2310, 2333; N 23, ст. 2926, 2927; N 26, ст. 3385; N 30, ст. 4259, 4219, 4246, 4252, 4270, 4278.
<2> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; N 47, ст. 5620; 2000, N 2, ст. 140; 2001, N 53, ст. 5018; 2002, N 26, ст. 2523; N 30, ст. 3029; N 40, ст. 3853; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 29, ст. 2906; N 45, ст. 4586; 2007, N 10, ст. 1151; N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011; 2008, N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3608; N 48, ст. 5753; 2010, N 27, ст. 3416; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; N 45, ст. 6327; N 46, ст. 6407; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7609; 2013, N 19, ст. 2326, 2329; N 27, ст. 3448, 3477; N 30, ст. 4038; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 558; N 14, ст. 1560; N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4234.
1.2. В своей деятельности руководствоваться соответствующими положениями Конституции Российской Федерации <1>, УПК РФ, Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" <2>, правовыми позициями и разъяснениями, изложенными в решениях Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, требованиями приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, а также настоящего указания.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 1, 2; 2014, N 6, ст. 548; N 30, ст. 4202.
<2> Там же, 2010, N 18, ст. 2144; 2014, N 23, ст. 2928.
1.3. В порядке и в сроки, установленные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, проверять исполнение органами предварительного расследования законов при принятии решений, влияющих на длительность уголовного судопроизводства.
Особое внимание уделять обоснованности передачи сообщений о преступлениях, а также материалов проверок и уголовных дел из одного правоохранительного органа (органа предварительного расследования) в другой.
Исключить факты отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного расследования и прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по формальным основаниям, не имеющим отношения к предмету проверки (расследования) или не влияющим на обоснованность принятого процессуального решения.
1.4. Принимать меры к обеспечению достаточности и эффективности действий должностных лиц органов прокуратуры, а также - в пределах установленной уголовно-процессуальным законодательством компетенции - должностных лиц органов предварительного расследования, в том числе в случаях неоднократного вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо приостановлении предварительного расследования.
При выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации принимать меры к их устранению.
1.5. При реализации полномочий, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, направлять в органы предварительного следствия или органы дознания материалы только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
1.6. При изучении уголовных дел в ходе досудебного производства обеспечить надлежащий надзор за своевременным продлением срока содержания под стражей и срока домашнего ареста.
Если к моменту их направления в суд в порядке ст. 221, 226 УПК РФ срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных ч. 3 ст. 227 УПК РФ, при наличии оснований своевременно возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста.
1.7. В целях формирования практики применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и выработки консолидированной позиции по проблемным вопросам в практической деятельности проводить с должностными лицами правоохранительных органов совместные обсуждения. По результатам составлять и направлять их участникам протоколы для реализации принятых решений.
1.8. При поступлении от руководителя органа предварительного расследования письменной информации о выявленных в ходе досудебного производства нарушениях должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <1> рассматривать вопрос о необходимости принятия мер прокурорского реагирования. О принятом решении уведомлять инициатора обращения.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008, 4011; 2008, N 18, ст. 1941; N 52, ст. 6227, 6235, 6248; 2011, N 1, ст. 16; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7366; 2012, N 29, ст. 3994; N 49, ст. 6752; 2013, N 14, ст. 1661; N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 51, ст. 6689.
1.9. Обеспечить особый контроль за расследованием уголовных дел, ранее возвращенных по основаниям, предусмотренным ст. 221, 226, 226-8 и 237 УПК РФ.
1.10. При рассмотрении жалоб в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ, не допускать оставления без проверки доводов о нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства.
1.11. Занимать принципиальную и основанную на законе позицию при рассмотрении судом в порядке ст. 125 УПК РФ жалоб, содержащих доводы о нарушении права граждан на доступ к правосудию в разумный срок.
1.12. Реагировать на нарушение должностными лицами органов прокуратуры положений законодательства Российской Федерации, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, настоящего указания, касающихся организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
В случаях принятия ими необоснованных решений по уголовным делам, поступившим с обвинительным заключением (актом, постановлением), а также об отмене постановлений о возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), о приостановлении предварительного расследования и об отказе в возбуждении уголовного дела рассматривать вопрос о привлечении виновных должностных лиц органов прокуратуры к ответственности.
1.13. Не реже одного раза в полугодие обобщать и анализировать состояние исполнения требований федерального законодательства о соблюдении разумного срока уголовного судопроизводства, а также эффективность мер прокурорского реагирования.
2. Заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), директора Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) - главного судебного пристава Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России), директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России), руководителя Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России), главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору, а также руководителям, начальникам органов по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных органов в соответствии с распределением обязанностей:
2.1. Обеспечить неукоснительное исполнение уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также расследования уголовных дел.
2.2. Принять меры по повышению персональной ответственности руководителей следственных органов, начальников органов (подразделений) дознания, следователей и дознавателей, а также иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным УПК РФ, иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, а также расследование уголовных дел, за несоблюдение порядка рассмотрения таких сообщений и вынесение незаконных или необоснованных процессуальных решений по материалам проверок сообщений о преступлениях и уголовным делам.
2.3. Организовать систематический анализ состояния указанной работы в подчиненных органах дознания и органах предварительного следствия. Безотлагательно принимать исчерпывающие меры по устранению выявленных при разрешении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел недостатков и нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь.
2.4. При вынесении уполномоченными подразделениями незаконных или необоснованных постановлений по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях и расследования уголовных дел, несоблюдении учетно-регистрационной дисциплины принимать соответствующие меры реагирования.
3. Руководителям следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, МВД России, органов федеральной службы безопасности, ФСКН России и начальникам органов (подразделений) дознания МВД России, органов федеральной службы безопасности, ФСКН России, ФССП России, ФТС России, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы:
3.1. Обеспечить неуклонное исполнение уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, ведомственных организационно-распорядительных актов при производстве проверок сообщений о преступлениях и предварительного расследования.
3.2. Определять нагрузку подчиненных следователей и дознавателей с учетом уровня их профессиональной подготовки и опыта работы, наличия в производстве материалов проверок, уголовных дел, категории расследуемых преступлений, количества подозреваемых (обвиняемых) по уголовным делам и инкриминируемых им эпизодов преступной деятельности.
3.3. С целью обеспечения упреждающего процессуального контроля изучать находящиеся на рассмотрении у подчиненных сотрудников материалы проверок до принятия по ним процессуальных решений.
В случае необходимости давать письменные указания о проведении конкретных проверочных действий в целях установления обстоятельств, имеющих значение для вынесения законных, обоснованных и мотивированных постановлений.
Продление срока проверки до 10 суток в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 144 УПК РФ, осуществлять при наличии фактических обстоятельств, препятствующих принятию процессуального решения, в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении.
3.4. Обеспечить постоянный контроль за направлением заявителю и прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в установленный законом срок.
3.5. После возбуждения уголовного дела с участием следователей и, при необходимости, должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обсуждать результаты производства первоначальных следственных действий с целью последующей разработки плана конкретных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, выявлению и изъятию следов преступления, вещественных доказательств установлению возможных очевидцев и свидетелей.
3.6. Требовать от следователя (дознавателя) обязательного составления плана расследования уголовного дела, согласовывать указанный план и контролировать ход его исполнения.
3.7. На постоянной основе проверять материалы уголовных дел, контролировать выполнение запланированных следственных и иных действий и сроки принятия процессуальных решений. При необходимости своевременно давать указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения. Контролировать их исполнение.
3.8. Организовать надлежащее взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Постоянно контролировать своевременность исполнения ими поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий и производстве отдельных следственных действий по уголовным делам.
В случае нарушения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требований законодательства об оперативно-розыскной деятельности и норм УПК РФ при осуществлении оперативного сопровождения расследования уголовного дела направлять информацию прокурору для рассмотрения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования.
3.9. С целью своевременного назначения и производства в установленные сроки необходимых экспертиз по расследуемым уголовным делам принять меры к повышению эффективности взаимодействия органов предварительного расследования с соответствующими экспертными учреждениями.
В каждом случае при заслушивании хода расследования уголовных дел проверять обоснованность назначения судебных экспертиз и вопросов, поставленных перед экспертом, а также соблюдение предусмотренных ст. 198 УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства при назначении и производстве судебной экспертизы.
3.10. Обеспечить качество составления следователями и дознавателями постановлений о возбуждении ходатайств о продлении процессуальных сроков. При проверке их законности и обоснованности тщательно изучать материалы уголовного дела, устанавливать достаточность, эффективность и своевременность проведения следственных действий, причины продления срока.
При решении вопроса о продлении процессуальных сроков учитывать 10-суточный срок, необходимый прокурору для рассмотрения уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, и направления его в суд.
3.11. Исключить случаи необоснованного установления, продления срока предварительного расследования, возбуждения ходатайства перед судами о продлении сроков содержания обвиняемого под стражей и срока домашнего ареста. Принципиально реагировать на факты необоснованного неоднократного продления процессуальных сроков по уголовным делам.
3.12. Проверять законность и обоснованность постановлений о приостановлении предварительного расследования в течение 14 суток с момента поступления уголовного дела. Если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств, выяснения обстоятельств преступления, установления и розыска причастных к его совершению лиц, незамедлительно отменять такие решения и давать следователю (дознавателю) письменное указание о производстве необходимых следственных действий.
3.13. В целях надлежащего обеспечения конституционных прав граждан проверки законности прекращения уголовного дела (уголовного преследования) проводить в течение 14 суток с момента поступления уголовного дела.
3.14. Исключить случаи необоснованного промедления со стороны следователей (дознавателей) при принятии уголовного дела к производству после отмены процессуального решения о приостановлении расследования или прекращении уголовного дела (уголовного преследования).
3.15. Обеспечить постоянный контроль за безотлагательным направлением прокурору копий постановлений о возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела и уголовного преследования, привлечении лица в качестве обвиняемого, приостановлении предварительного расследования, а также уведомлений о подозрении в совершении преступления.
3.16. Исключить случаи необоснованного непредоставления прокурору возможности ознакомления с материалами уголовного дела по его мотивированному письменному запросу.
3.17. С целью недопущения нарушения разумного срока уголовного судопроизводства по уголовным делам, расследование которых представляет особую сложность, при наличии необходимости инициировать перед надзирающим прокурором проведение совместных обсуждений для выработки согласованного решения по вопросам привлечения в качестве обвиняемого, объема обвинения и квалификации содеянного, возбуждения перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий, требующих судебного разрешения, процессуальных решениях по результатам расследования.
3.18. По окончании предварительного следствия (дознания) изучать материалы уголовного дела на предмет полноты проведенного предварительного расследования, соблюдения прав участников уголовного судопроизводства, а также соответствия обвинительного заключения (акта, постановления) материалам уголовного дела и требованиям уголовно-процессуального законодательства.
3.19. Выявлять причины несоблюдения положений ст. 6.1 УПК РФ. При установлении нарушений, повлекших принятие необоснованных решений о продлении сроков предварительного расследования и (или) сроков содержания под стражей, срока домашнего ареста обвиняемых, приостановлении предварительного расследования, прекращении уголовного дела (уголовного преследования), а также вынесение прокурором постановления о возвращении уголовного дела в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221, п. 2 ч. 1 ст. 226, п. 3 ч. 1 ст. 226-8 УПК РФ, рассматривать вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности и об изучении обозначенного факта нарушения на занятиях по профессиональной подготовке.
3.20. Обеспечить личный контроль за ходом расследования уголовных дел, по которым подана обоснованная и подтвердившаяся жалоба в порядке ст. 123 УПК РФ в связи с нарушением разумных сроков уголовного судопроизводства.
По каждому случаю признания подобной жалобы обоснованной и вынесения постановления о ее полном либо частичном удовлетворении проводить проверку (разбирательство), в ходе которой рассматривать вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
4. В целях совершенствования деятельности по реализации уголовно-процессуальных полномочий, выявления типичных ошибок и распространения положительного опыта Следственному комитету Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФССП России, ФТС России, МЧС России обобщать и анализировать не реже одного раза в год причины продления сроков расследования по уголовным делам, нарушения законов при производстве расследования, которые послужили поводом для внесения актов прокурорского реагирования, возвращения уголовных дел для дополнительного расследования, прекращения уголовных дел по реабилитирующим основаниям и постановления судами оправдательных приговоров.
Итоги анализа обсуждать на оперативных совещаниях с выработкой конкретных мер, направленных на организацию производства предварительного расследования в разумные сроки, и последующим направлением информационно-аналитических материалов в территориальные подразделения.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
Ю.Я.ЧАЙКА
Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
А.И.БАСТРЫКИН
Министр внутренних дел
Российской Федерации
В.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ
Министр
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
В.А.ПУЧКОВ
Директор Федеральной службы
судебных приставов -
главный судебный пристав
Российской Федерации
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ
Директор Федеральной службы
безопасности Российской Федерации
А.В.БОРТНИКОВ
Директор
Федеральной службы
Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков
В.П.ИВАНОВ
Руководитель
Федеральной таможенной службы
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ