II. Порядок разработки проектов федеральных законов в ФТС России
3. ФТС России осуществляет разработку проектов федеральных законов в соответствии поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, поручениями Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации или заместителей Министра финансов Российской Федерации, а также по собственной инициативе по вопросам, относящимся к компетенции ФТС России.
Внесение проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к сфере деятельности ФТС России, в Правительство Российской Федерации осуществляет Минфин России, который наделен полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела (пункт 5.1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329).
4. Для разработки текстов проектов федеральных законов по решению заместителя руководителя ФТС России, курирующего подразделение, ответственное за разработку проекта федерального закона (далее - подразделение-разработчик), либо руководителя ФТС России, если он координирует и контролирует деятельность подразделения-разработчика, могут создаваться рабочие группы с участием представителей заинтересованных структурных подразделений ФТС России.
Рабочая группа осуществляет разработку текста проекта федерального закона, а также проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минфина России и ФТС России, подлежащих принятию в связи с данным проектом федерального закона, пояснительной записки, финансово-экономического обоснования, оказывает содействие при внутриведомственном согласовании проекта федерального закона и при направлении его в Минфин России.
Координацию деятельности рабочей группы и контроль за соблюдением сроков разработки проектов федеральных законов, а также проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта федерального закона, осуществляет подразделение-разработчик.
5. После принятия подразделением-разработчиком решения о подготовке проекта федерального закона осуществляется разработка его текста.
6. К тексту проекта федерального закона предъявляются следующие требования:
1) структура текста должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования;
2) проект федерального закона, направленный на регулирование широкой сферы общественных отношений, может содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели и мотивы принятия закона, его регулятивное значение (положения нормативного характера в преамбулу не включаются);
3) определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в проекте федерального закона, целесообразно размещать в начале текста;
4) нормативное содержание проекта федерального закона в зависимости от предмета правового регулирования, его объема и формы должно иметь следующую структуру:
общие положения (предмет и основные принципы правового регулирования, соответствие положений проекта федерального закона Конституции Российской Федерации, действующему законодательству Российской Федерации и другие);
определение используемых понятий (если они не определены в действующем законодательстве Российской Федерации);
изложение конкретных правовых норм по регулируемому вопросу;
определение санкций за нарушение установленных правовых норм;
переходные и заключительные положения;
отдельная статья о вступлении закона в силу;
5) нормативные предписания оформляются, как правило, в виде статей, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами и наименование;
6) значительный по объему проект федерального закона можно разделять на разделы, главы, параграфы, имеющие нумерацию и наименование; разделы нумеруются римскими цифрами, главы, параграфы - арабскими;
7) статьи можно разделять на части с нумерацией арабскими цифрами, но без наименования, части статей можно разделять на пункты и подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита со скобкой, а также на абзацы (подпункты и абзацы начинаются со строчной буквы и заканчиваются точкой с запятой);
8) в кодифицированных актах можно выделять общую часть, содержащую положения общенормативного значения, и особенную часть, содержащую конкретные нормативные предписания;
9) содержание правовых норм должно быть логически последовательным, не допускающим различного толкования, следует правильно использовать официально установленные наименования, общеизвестные термины, не перегружать текст специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией, не допускать использования эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитеты, метафоры, гиперболы и другие), не включать в проект федерального закона положения ненормативного характера и бланкетные нормы;
10) в проекте федерального закона, подготавливаемом на основании, во исполнение Конституции Российской Федерации, действующего федерального конституционного закона, федерального закона, следует обязательно указывать соответствующую статью Конституции Российской Федерации или реквизиты соответствующего акта;
11) положения об изменениях, дополнениях или признании нормативных правовых актов утратившими силу, о приостановлении действия ранее принятых актов в связи с принятием данного закона включаются в текст проекта федерального закона отдельной статьей;
12) в заключительной главе или статье располагают заключительные и переходные положения проекта федерального закона, в которых указывают:
порядок введения закона в действие;
поручения Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о подготовке и принятии нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию закона, а также о приведении своих нормативных правовых актов в соответствие принятому закону;
порядок и условия применения нормативных правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих свое действие после вступления закона в силу.
7. Подразделение-разработчик для внесения Минфином России проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона осуществляет также подготовку следующих необходимых материалов:
1) пояснительной записки, содержащей изложение предмета законодательного регулирования и концепции проекта федерального закона;
2) финансово-экономического обоснования (в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 (далее - Регламент), представляется для проектов федеральных законов, оказывающих влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также предусмотренных частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации);
3) перечня федеральных законов, подлежащих в связи с проектом федерального закона признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию;
4) перечня нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих в связи с проектом федерального закона признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию;
5) проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
В случае если проектом федерального закона предусматривается возложение на Президента Российской Федерации или Правительство Российской Федерации регулирования правоотношений, к проекту федерального закона прилагается изложение правовых норм, принятие которых предполагается указанным проектом (пункт 8.3 Регламента Министерства финансов Российской Федерации).
В случае упоминания в проекте федерального закона какой-либо организации к проекту федерального закона и иным документам представляются также копии учредительных документов этой организации. Данное требование не распространяется на упоминаемые в проекте федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления.
8. Финансово-экономическое обоснование решений, предлагаемых к принятию законопроектом, представляет собой согласно пунктам 53(1) и 53(2) Регламента описание экономического эффекта от реализации проекта акта, основывается на содержащихся в пояснительной записке к проекту акта финансовом, экономическом и (или) статистическом анализе текущей ситуации по решениям, предлагаемым к принятию проектом акта, прогнозе экономических и иных последствий реализации таких решений, содержит оценку влияния (в том числе косвенного) реализации проекта акта на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, а также в зависимости от содержания проекта акта включает расчеты в денежном выражении (тыс. рублей):
1) расходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией федерального закона, прекращением (отменой) действия других актов с установлением объема финансового обеспечения, в том числе:
бюджетных ассигнований с указанием направлений расходов (с их обоснованием) на реализацию решений, предлагаемых к принятию проектом федерального закона, сведений об источниках финансового обеспечения в текущем финансовом году, в очередном финансовом году и плановом периоде, а также за пределами планового периода в случае, если срок реализации решений, предлагаемых к принятию проектом акта, выходит за пределы планового периода;
дополнительных расходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на реализацию решений, предлагаемых к принятию законопроектом, с указанием источников их финансового обеспечения;
2) финансового обеспечения расходов из иных источников;
3) расходов юридических и физических лиц по исполнению решений, предлагаемых к принятию проектом федерального закона (при реализации акта, прекращении (отмене) его действия);
4) доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в случае, если решения, предлагаемые к принятию законопроектом, повлекут сокращение (увеличение) доходов (расходов) соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
5) увеличения (уменьшения) поступлений налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации;
6) увеличения (уменьшения) доходов физических лиц при реализации решений, предлагаемых к принятию проектом федерального закона (рассчитывается суммарно и в виде денежной суммы, процента роста (снижения) к среднему доходу);
7) дополнительных доходов юридических и физических лиц, выраженных в снижении налогового бремени в связи с реализацией решений, предлагаемых к принятию проектом акта.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона, во исполнение которого предполагается принятие ряда актов Правительства Российской Федерации, должно содержать в том числе расчеты расходов по осуществлению решений, предусмотренных этими проектами актов Правительства Российской Федерации, за исключением случаев, когда проектом федерального закона предусмотрено право (не обязанность) Правительства Российской Федерации принять акты, оказывающие влияние на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, и (или) когда проект федерального закона не определяет конкретные решения, оказывающие влияние на указанные доходы и расходы и распространяющиеся на определенный круг юридических и физических лиц.
Финансово-экономическое обоснование решений, предлагаемых к принятию проектом федерального закона, должно также содержать сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой разработан проект федерального закона либо к сфере реализации которой он относится, а также прогноз последствий реализации положений проекта федерального закона, направленных на достижение целей указанной государственной программы Российской Федерации, или сведения об отсутствии влияния положений проекта федерального закона на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
9. Перечни нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона, включают в себя наименования проектов нормативных правовых актов, обоснование необходимости их подготовки, примерный срок подготовки, краткое описание каждого акта (цель, предмет и содержание правового регулирования), а также сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов.
10. Подготовленные проект федерального закона и необходимые материалы к нему, завизированные начальником подразделения-разработчика, согласовываются с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России.
11. Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона согласовывается в обязательном порядке с Главным финансово-экономическим управлением.
12. В целях научного обоснования согласованный с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России проект федерального закона и пояснительная записка к нему направляются на заключение в Российскую таможенную академию (далее - РТА). Заключение РТА носит рекомендательный характер. РТА направляет заключение на проект федерального закона подразделению-разработчику в течение 7 дней со дня его поступления.
13. Согласованные в соответствии с пунктами 10 и 11 Порядка проект федерального закона и необходимые материалы к нему представляются в Правовое управление для проведения правовой экспертизы.
14. Правовая экспертиза проекта федерального закона осуществляется Правовым управлением в 15-дневный срок со дня поступления проекта федерального закона и необходимых материалов в Правовое управление.
15. Завизированные в установленном порядке начальником подразделения-разработчика, начальниками заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Правового управления и заместителем руководителя ФТС России, курирующим подразделение-разработчик, проект федерального закона и необходимые документы к нему представляются подразделением-разработчиком на визирование руководителю ФТС России (лицу, исполняющему его обязанности).
16. Визирование проекта федерального закона осуществляется путем проставления в нижней части оборотной стороны последнего листа проекта федерального закона подписи должностного лица, расшифровки подписи и даты визирования.
Если в процессе визирования в проект федерального закона вносятся изменения и дополнения, законопроект подлежит повторному визированию.
17. После завершения процедуры внутриведомственного согласования подразделение-разработчик обеспечивает направление проекта федерального закона и необходимых документов к нему в Минфин России для проведения необходимых процедур по подготовке, согласованию и внесению законопроекта в Правительство Российской Федерации.
18. Направление в Минфин России проекта федерального закона и необходимых документов к нему осуществляет подразделение-разработчик через Управление делами.
19. Подразделение-разработчик для направления проекта федерального закона и необходимых документов к нему в Минфин России осуществляет подготовку проекта сопроводительного письма в Минфин России, в котором указываются основание подготовки проекта, а также сведения о его содержании.
20. Проект сопроводительного письма должен быть завизирован подразделением-разработчиком, редактором, Правовым управлением и подписан заместителем руководителя ФТС России, курирующим подразделение-разработчика, либо руководителем ФТС России, если он координирует и контролирует деятельность подразделения-разработчика.
21. К сопроводительному письму ФТС России о направлении проекта федерального закона на рассмотрение в Минфин России прилагаются:
1) проект федерального закона;
2) документы, предусмотренные пунктом 7 Порядка;
3) проект сводного отчета, содержащий сведения, предусмотренные пунктами 15 и 15(1) Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия) (подготавливается подразделением-разработчиком, если в отношении проекта федерального закона проводится оценка регулирующего воздействия);
4) иные имеющиеся в ФТС России документы, которые, по мнению ФТС России, необходимы для проведения Минфином России процедур по подготовке, согласованию и внесению законопроекта в Правительство Российской Федерации.
22. Проект федерального закона и комплект документов к нему направляются в Минфин России как на бумажном носителе, так и в электронном виде на электронный адрес начальника отдела нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России.
23. В случае наличия у Минфина России замечаний по проекту федерального закона его доработка осуществляется подразделением-разработчиком в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления в ФТС России (если иной срок не указан в письме Минфина России).
При этом в пределах указанного срока осуществляются доработка и визирование проекта федерального закона подразделением-разработчиком, рассмотрение доработанного проекта федерального закона и его визирование заинтересованными структурными подразделениями ФТС России, Правовым управлением, заместителем руководителя ФТС России, курирующим подразделение-разработчика, руководителем ФТС России (лицом, исполняющим его обязанности) и его повторное направление в Минфин России.