ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 10 марта 2009 г. N АГ/6010
О НЕДИСКРИМИНАЦИОННОМ ДОСТУПЕ
ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ К ИНФРАСТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ
В ФАС России поступают обращения граждан и организаций о соответствии действий владельцев зданий, помещений по отказу доступа оператора связи в здание для оказания услуг связи, требованиям антимонопольного законодательства. Часто отказ владельца здания обуславливается тем, что в пределах здания услуги связи уже оказываются определенным оператором.
ФАС России установлено, в том числе в ходе проведения анализа рынка доступа к сети Интернет, что одним из барьеров входа на рынки телекоммуникационных услуг является отказ владельца здания, сооружения, отдельного помещения, технологической площадки (собственника или лица, распоряжающегося на иных законных основаниях) от предоставления оператору связи в пользование (аренду) недвижимого имущества для размещения средств и линий связи с целью оказания услуг связи, в том числе предоставления доступа к техническим и иным помещениям, относящимся к объектам общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
ФАС России считает недопустимым создание барьеров входа на рынки услуг связи и полагает, что такие действия владельца здания могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) в части создания препятствий доступу на товарный рынок.
При проведении анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке устанавливаются продуктовые и географические границы товарного рынка (например, рынка предоставления в пользование (или аренду) сооружений для размещения средств связи).
Границы товарного рынка устанавливаются исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретателя (оператора связи) приобрести указанную услугу в определенных географических и продуктовых (размещение средств связи в помещении) границах.
В случае наличия у оператора связи заявок на оказание услуг связи в определенном здании и нет иной технологической возможности оказания заказанных услуг связи с сопоставимыми затратами, кроме как путем размещения средств связи в здании, выявляется технологическая необходимость размещения средств связи в данном здании, следовательно, географические границы рынка ограничиваются только определенным зданием.
Например, управляющая компания многоквартирным домом, в котором оператор связи оказывает жильцам услуги фиксированной телефонной связи, является единственным хозяйствующем субъектом, предоставляющим инфраструктуру дома (как правило, помещения, находящиеся в общей долевой собственности) для размещения средств и линий связи.
В случае установления доминирующего положения владельца здания (собственника или лица, распоряжающегося зданием на иных законных основаниях), отказ от заключения договора с оператором связи может содержать признаки нарушения статьи 10 Закона о конкуренции.
Также имеет место ситуация, когда при организации доступа оператора связи в здание владелец (собственник или лицо, распоряжающееся на иных законных основаниях) жилого здания - многоквартирного дома - выставляет оператору связи требования по проведению ремонта, реконструкции помещений в здании, требованию иных вложений финансовых средств.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 2, 8 Правил содержания общего имущества помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), сети проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей, в границах внешних стен многоквартирного дома входят в состав общего имущества.
Бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество обязаны нести собственники помещений путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, расходы, связанные с содержанием и ремонтом помещений общего пользования, несут собственники жилого здания.
В соответствии со статьей 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В связи с изложенным, действия собственника многоквартирного дома или управляющей организации по взиманию денежных средств с операторов связи за размещение средств связи могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции в части навязывания невыгодных условий договора.
Также требования о проведении ремонта, о первоначальной выплате денежных сумм могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, так как бремя затрат по ремонту общего имущества действующим законодательством возложены на собственников дома.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пунктом 41 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2008 году основных положений программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 316-р, ФАС России разработан проект Правил недискриминационного доступа к услугам общедоступной электросвязи и к инфраструктуре электросвязи.
Указанные Правила, направленные на:
обеспечение пользователям услуг электросвязи возможности получения услуг электросвязи у выбранного ими оператора связи;
обеспечение равного доступа к инфраструктуре для пользователей инфраструктуры, получающих доступ в сходных обстоятельствах;
обеспечение справедливой конкуренции в сфере услуг электросвязи устанавливают обязанность владельцев инфраструктуры (в том числе сооружений, помещений, используемые для размещения средств электросвязи, непосредственно подключаемых к кабелям местных распределительных кабельных сетей, технических и иных помещений, относящихся к объектам общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах) по предоставлению доступа операторов связи к объектам инфраструктуры на недискриминационных условиях.
С целью недопущения ограничения конкуренции на рынках услуг связи, устранения барьеров входа на данные рынки, прошу рассматривать поступающие по вопросам доступа к инфраструктуре электросвязи обращения с учетом позиции ФАС России, изложенной в настоящем информационном письме.
О рассмотрении таких обращений прошу информировать ФАС России.
А.Н.ГОЛОМОЛЗИН