ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 17 августа 2015 г. N 318
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ЗА ЯДЕРНО
И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 2 мая 2015 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 18, ст. 2622) и постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, ст. 981, N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145, N 17, ст. 2009, N 37, ст. 5002, N 44, ст. 6026, N 46, ст. 6339, N 48, ст. 6687; 2013, N 24, ст. 2999, N 30, ст. 4114; 2014, N 8, ст. 808; 2015, N 16, ст. 2389) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме контроля за ядерно и радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Направить настоящий приказ в Министерство юстиции Российской Федерации для государственной регистрации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Ферапонтова.
Руководитель
А.В.АЛЕШИН
Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 17 августа 2015 г. N 318
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ЗА ЯДЕРНО
И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17; N 19, ст. 2274; N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529; N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610; N 27, ст. 3450, ст. 3477; N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272; N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408; N 18, ст. 2622) и постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979; N 7, ст. 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145; N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339; N 48, ст. 6687; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4114; 2014, N 8, ст. 808; 2015, N 16, ст. 2389), от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661), от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст. 5949; 2014, N 44, ст. 6065), от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545; 2012, N 1, ст. 145; 2013, N 37, ст. 4707).
2. Функциональная подсистема контроля за ядерно и радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - подсистема РСЧС) является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и объединяет силы и средства Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в реализации задач, предусмотренных настоящим Положением.
3. Настоящее Положение определяет порядок организации и деятельности, состав сил и средств подсистемы РСЧС.
4. Деятельность подсистемы РСЧС осуществляется в пределах полномочий, предусмотренных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661), положениями о межрегиональных территориальных управлениях по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также настоящим Положением.
5. Подсистема РСЧС действует на федеральном и региональном уровнях.
6. Задачами подсистемы РСЧС являются:
контроль за готовностью ядерно и радиационно опасных объектов к действиям по локализации ядерных и радиационных аварий и ликвидации их последствий;
выявление нарушений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах, их причин и условий и принятие мер по их устранению;
обеспечение готовности Ростехнадзора к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах.
7. Деятельность подсистемы РСЧС организуется центральным аппаратом Ростехнадзора и его территориальными органами.
8. Общее руководство деятельностью подсистемы РСЧС осуществляет руководитель Ростехнадзора. Непосредственное руководство подсистемой РСЧС осуществляет заместитель руководителя Ростехнадзора, координирующий деятельность структурных подразделений Ростехнадзора, осуществляющих регулирование безопасности в области использования атомной энергии.
9. В рамках подсистемы РСЧС создаются координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства.
10. Координационным органом подсистемы РСЧС является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - КЧС). Компетенция, задачи, организация и порядок работы КЧС определяются Положением о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждаемым приказом руководителя Ростехнадзора.
11. Постоянно действующими органами управления подсистемы РСЧС являются:
на федеральном уровне - структурные подразделения Ростехнадзора, уполномоченные для решения задач в области контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью на ядерно и радиационно опасных объектах;
на региональном уровне - подразделения межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, уполномоченные для решения задач в области контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью на ядерно и радиационно опасных объектах.
12. Органами повседневного управления подсистемы РСЧС являются:
на федеральном уровне - отдел оперативно-диспетчерской службы и отдел по организации и обеспечению функционирования системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении аварий Управления специальной безопасности Ростехнадзора;
на региональном уровне - дежурные службы и уполномоченные отделы межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.
13. Силы и средства подсистемы РСЧС предназначены для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и контроля за действиями ядерно и радиационно опасных объектов в случае возникновения на них чрезвычайных ситуаций.
14. К силам подсистемы РСЧС относятся должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов, которые в соответствии со служебными обязанностями осуществляют контроль и надзор:
за готовностью предприятий и организаций к ликвидации ядерных и радиационных аварий и их последствий;
за ядерной, радиационной, технической безопасностью (на объектах использования атомной энергии);
за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия лицензий на осуществление деятельности в области использования атомной энергии и разрешений работникам объектов использования атомной энергии на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Персональный состав должностных лиц центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Ростехнадзора, осуществляющих функционирование подсистемы РСЧС, при возникновении чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах назначается приказами руководителя Ростехнадзора и руководителей территориальных органов соответственно.
15. К средствам системы связи, оповещения и информационного обеспечения подсистемы РСЧС относятся:
автоматизированные рабочие места Информационно-аналитического центра и отдела оперативно-диспетчерской службы Управления специальной безопасности Ростехнадзора;
информационные ресурсы, состоящие из документированной информации на бумажных и машиночитаемых носителях, включая комплекс нормативных и методических документов, реестры выданных лицензий, условия действия лицензий, а также перечни и справочники, содержащие информацию по ядерно и радиационно опасным объектам;
телекоммуникационная система, состоящая из локальных вычислительных сетей и технических средств передачи данных.
16. Деятельность подсистемы РСЧС осуществляется в соответствии с ежегодным Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в части ядерно и радиационно опасных объектов), планами КЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планами проведения противоаварийных тренировок и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах.
17. Финансовое обеспечение функционирования подсистемы РСЧС и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Ростехнадзору в соответствии с действующим законодательством.
18. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах органы управления и силы подсистемы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
19. Решением руководителя Ростехнадзора для соответствующих органов управления и сил подсистемы РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
20. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами подсистемы РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
проведение плановых и внеплановых проверок на ядерно и радиационно опасных объектах на территории Российской Федерации;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией о состоянии ядерной и радиационной безопасности на ядерно и радиационно опасных объектах на территории Российской Федерации;
ведение учета чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах, участие в расследовании причин аварий;
планирование действий органов управления и сил подсистемы РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
совершенствование подготовки органов управления Ростехнадзора к действиям при чрезвычайных ситуациях на ядерно и радиационно опасных объектах, организация обучения работников Ростехнадзора способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
б) в режиме повышенной готовности:
перевод отдела оперативно-диспетчерской службы и отдела по организации и обеспечению функционирования системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении аварий Управления специальной безопасности Ростехнадзора на усиленный режим работы;
введение при необходимости круглосуточного дежурства в штатном или сокращенном составе руководителей и должностных лиц органов управления и сил подсистемы РСЧС;
проведение работ по подготовке Информационно-аналитического центра Ростехнадзора и групп аварийного реагирования межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью к функционированию в режиме аварийного реагирования;
усиление контроля за состоянием безопасности на ядерно и радиационно опасных объектах и прогнозированием эксплуатирующей организацией возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам подсистемы РСЧС данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование работников Ростехнадзора о приемах и способах защиты от них;
уточнение планов действий (взаимодействия) и иных документов подсистемы РСЧС при возможном развитии чрезвычайной ситуации;
выработка мер по обеспечению безопасности работников Ростехнадзора (непосредственно находящихся на ядерно и радиационно опасных объектах) и их устойчивой деятельности;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
оповещение руководителя Ростехнадзора о возникших чрезвычайных ситуациях;
организация работы в режиме аварийного реагирования Информационно-аналитического центра в центральном аппарате Ростехнадзора и групп аварийного реагирования в межрегиональных территориальных управлениях по надзору за ядерной и радиационной безопасностью;
организация работ по всестороннему обеспечению действий сил и средств подсистемы РСЧС;
непрерывный сбор и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация непрерывного контроля за реализацией эксплуатирующей организацией в полном объеме мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также по своевременному введению в действие и надлежащему выполнению плана по защите персонала;
поддержание взаимодействия органов управления и сил всех уровней подсистемы РСЧС с органами МЧС России и другими заинтересованными органами и организациями;
контроль за выполнением мер по проведению мероприятий по обеспечению безопасности работников Ростехнадзора в районе чрезвычайной ситуации.
21. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2277; 2003, N 27, ст. 2697; 2005, N 10, ст. 753; 2014, N 11, ст. 1088), для органов управления и сил подсистемы РСЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
22. В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы подсистемы РСЧС функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.