ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 21 июля 2015 г. N 280
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ПРАВИЛА ФИЗИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЫ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ"
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения" (НП-034-15).
Руководитель
А.В.АЛЕШИН
Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 21 июля 2015 г. N 280
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ПРАВИЛА ФИЗИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЫ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, РАДИАЦИОННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ"
(НП-034-15)
I. Назначение и область применения
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения" (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 1999, N 27, ст. 3380; 2000, N 28, ст. 2981; 2002, N 4, ст. 325; N 44, ст. 4392; 2003, N 40, ст. 3899; 2005, N 23, ст. 2278; 2006, N 50, ст. 5346; 2007, N 14, ст. 1692; N 46, ст. 5583; 2008, N 15, ст. 1549; 2012, N 51, ст. 7203).
2. Настоящие Правила устанавливают требования к обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения на этапах проектирования, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения и при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, за исключением:
1) пунктов хранения ядерных материалов;
2) радиоактивных веществ (в том числе в составе комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий), используемых в оборонных целях;
3) радиоактивных веществ, радиационных источников, радиоактивных отходов при их транспортировании;
4) комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых генерируется ионизирующее излучение;
5) загрязненных радионуклидами территорий;
6) радиофармацевтических препаратов и наборов реагентов для иммунологических исследований;
7) продукции, товаров, содержащих радионуклиды, на которые имеется санитарно-эпидемиологическое заключение органов госсанэпиднадзора о том, что создаваемые ими дозы облучения не могут превышать значений, приведенных в пункте 1.4 санитарных правил и нормативов СанПиН 2.6.1.2523 - 09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный N 14534; Российская газета, 2009 г., N 171/1), (далее - НРБ-99/2009);
8) радиационных источников, радиоактивных веществ в случаях, если при их эксплуатации:
а) на рабочем месте удельная активность радионуклида меньше минимально значимой удельной активности или активность радионуклида открытого радионуклидного источника меньше минимально значимой активности, приведенной в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009, или сумма отношений активности отдельных радионуклидов к их значениям, приведенным в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009, меньше 1;
б) в эксплуатирующей организации, организации (на предприятии) общая активность радионуклидов открытых радионуклидных источников не превышает более чем в 10 раз минимально значимую активность или сумму отношений активности отдельных радионуклидов к их значениям, приведенным в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009.
3. Термины и определения, используемые для целей настоящих Правил, установлены федеральными законами, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
II. Общие положения
4. Руководитель организации (предприятия), осуществляющей эксплуатацию радиационного источника или пункта хранения, обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами (далее - организация) или лицо, им уполномоченное, должен утвердить перечень объектов (помещений, сооружений, зданий), в которых осуществляется обращение с радиоактивными веществами либо размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения (далее - радиационные объекты).
5. Для осуществления физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения руководителем организации или лицом им уполномоченным (далее - руководитель организации) должна быть создана система физической защиты радиационных объектов (далее - система физической защиты).
Система физической защиты должна создаваться (совершенствоваться) в соответствии с проектной документацией на систему физической защиты. Для вновь строящихся радиационных объектов проектная документация на систему физической защиты должна включаться отдельным разделом в проектную документацию радиационных объектов на этапе их проектирования.
6. Система физической защиты должна создаваться для противодействия нарушителям, указанным в модели нарушителей, утвержденной руководителем организации и согласованной с территориальным органом безопасности. Модель нарушителей определяется в соответствии с перечнем основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей.
Под моделью нарушителей в настоящих Правилах понимается совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий нарушителей, их мотивации и преследуемых ими целях, которые используются при выработке требований к системе физической защиты.
7. Система физической защиты должна включать организационные меры, комплекс инженерно-технических средств и персонал физической защиты (силы охраны и персонал организации, выполняющий функции по обеспечению физической защиты).
8. Система физической защиты должна обеспечивать решение следующих задач:
предупреждение совершения или попытки совершения преднамеренных действий в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, способных привести к аварийной ситуации и создать угрозу здоровью или жизни людей в результате воздействия радиации или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды (далее - диверсия), хищения в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, несанкционированного прохода (проезда) в защищенную зону и на радиационный объект (далее - доступ), проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя или нарушения функционирования инженерно-технических средств физической защиты (далее - несанкционированные действия);
своевременное обнаружение несанкционированных действий;
задержка (замедление) проникновения (продвижения) нарушителей;
реагирование на несанкционированные действия и нейтрализация нарушителей для пресечения несанкционированных действий.
Под защищенной зоной в настоящих Правилах понимается территория организации (предприятия), доступ в которую ограничивается и контролируется, окруженная физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением.
9. Руководитель организации должен обеспечить функционирование системы физической защиты к моменту поставки радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на радиационные объекты.
10. При выводе из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения должно обеспечиваться функционирование системы физической защиты до полного изъятия радиоактивных веществ, радионуклидных источников и радиоактивных отходов за пределы радиационных объектов.
11. Система физической защиты должна выполнять задачи в штатных и в чрезвычайных ситуациях.
12. Система физической защиты не должна препятствовать осуществлению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности на радиационном объекте.
13. Физическая защита радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, находящихся на ядерном объекте, должна осуществляться с учетом применяемых мер физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, но не ниже требований настоящих Правил.
На ядерном объекте документы по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения должны быть разработаны в виде отдельных документов или в виде разделов документов по физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.
III. Уровни физической защиты радиационных объектов
14. Уровень физической защиты радиационного объекта (далее - уровень физической защиты) определяет совокупность требований, предъявляемых к составу организационных мероприятий, инженерно-технических средств физической защиты и персоналу физической защиты.
Уровень физической защиты должен устанавливаться для каждого радиационного объекта организации. Для этого руководителем организации назначается комиссия по установлению уровней физической защиты радиационных объектов (далее - комиссия). В состав комиссии должны включаться работники из персонала физической защиты, работники организации из числа специалистов, в обязанности которых входит обеспечение безопасного функционирования радиационного объекта, его потенциально опасных участков и критических элементов. К работе комиссии могут привлекаться специалисты сторонних организаций, компетентных по вопросам обеспечения физической защиты и антитеррористической защищенности.
15. При установлении уровня физической защиты должны учитываться:
категория последствий диверсии на радиационном объекте;
категории эксплуатируемых на радиационном объекте закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности;
установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников.
16. Исходя из возможных последствий совершения диверсии нарушителями, указанными (предусмотренными) в модели нарушителей, должна быть установлена одна из следующих категорий последствий диверсии на радиационном объекте:
I категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию на население, и потребуются меры по его защите;
II категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое выходит за территорию организации (предприятия), но ограничивается территорией санитарно-защитной зоны;
III категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое выходит за пределы помещений, где используются или хранятся радиоактивные вещества, радионуклидные источники, радиоактивные отходы или эксплуатируются радиационные источники, но ограничивается территорией организации (предприятия);
IV категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое ограничивается помещениями, где используются или хранятся радиоактивные вещества, радионуклидные источники, радиоактивные отходы или эксплуатируются радиационные источники.
Результат установления категории последствий диверсии на радиационном объекте отражается в отдельном документе (решение комиссии), утверждаемом руководителем организации.
17. В организации для каждого закрытого радионуклидного источника должна быть установлена и указана в паспорте (формуляре) на этот радионуклидный источник одна из следующих категорий закрытого радионуклидного источника по потенциальной радиационной опасности:
категория 1 - чрезвычайно опасно для человека;
категория 2 - очень опасно для человека;
категория 3 - опасно для человека;
категория 4 - опасность для человека маловероятна;
категория 5 - опасность для человека очень маловероятна.
18. Если предприятием - изготовителем закрытого радионуклидного источника в паспорте (формуляре) на закрытый радионуклидный источник не указана его категория по потенциальной радиационной опасности, то категорию закрытого радионуклидного источника по потенциальной радиационной опасности должен документально установить руководитель организации в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии на основе отношения активности радионуклидных источников A к установленному пределу активностей радионуклидных источников D (критерия A/D).
19. Комиссией должна быть проведена аналитическая работа по оценке возможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. При этом должны быть учтены активность закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ, время бесконтрольного извлечения закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ из радиационного источника (конструктивная самозащищенность радиационного источника) или мест хранения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. По результатам проведения аналитической работы комиссией должен быть подготовлен документ (решение комиссии), содержащий обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. Решение комиссии должно утверждаться руководителем организации.
20. По результатам работы комиссии должен быть подготовлен документ (решение комиссии), устанавливающий уровень физической защиты для каждого радиационного объекта, где размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения либо осуществляется обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами. Уровень физической защиты должен быть установлен в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам.
Для радиационного объекта, в котором находятся только закрытые радионуклидные источники категории 4 или 5 по потенциальной радиационной опасности, устанавливается уровень физической защиты Г без установления категории последствий диверсии на радиационном объекте и без установления возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников.
Руководитель организации должен утвердить решение комиссии по установлению уровней физической защиты радиационных объектов.
IV. Требования к системе физической защиты
радиационных объектов
21. Состав требований к системе физической защиты для различных уровней физической защиты приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам.
22. Руководитель организации должен утвердить и ввести в действие документы по физической защите в зависимости от установленного уровня физической защиты, перечень которых приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам.
Содержание плана обеспечения физической защиты приведено в приложении N 4 к настоящим Правилам. Указанный план должен согласовываться с руководителем подразделения сил охраны и утверждаться руководителем организации. Для исключения дублирования информации в плане обеспечения физической защиты допускается приводить ссылки на разработанные в организации документы.
23. При нахождении в организации радиационных объектов с различными уровнями физической защиты должны выполняться требования к организационным мерам и разрабатываемым документам по физической защите для всей организации по более высокому уровню физической защиты. Требования к инженерно-техническим средствам физической защиты и персоналу физической защиты устанавливаются для каждого радиационного объекта.
V. Уведомление о несанкционированных действиях
в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников,
пунктов хранения
24. Руководитель организации в случае выявления хищения (попыток хищения) радиоактивных веществ, радиационных источников, закрытых радионуклидных источников, совершения диверсии (попыток совершения диверсии) или обнаружения похищенных либо пропавших радиоактивных веществ, радиационных источников, закрытых радионуклидных источников должен:
1) в течение часа с момента выявления случившегося направить первичное уведомление в следующие организации и органы:
орган управления использованием атомной энергии, признавший организацию пригодной эксплуатировать радиационный источник, пункт хранения, а также осуществлять деятельность по обращению с радиоактивными веществами;
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор за физической защитой, и его территориальный орган, который непосредственно осуществляет надзор за организацией;
территориальные органы безопасности и орган внутренних дел по месту нахождения радиационного объекта;
2) в течение 10 суток с момента выявления случившегося представить в указанные в подпункте 1 настоящего пункта организации и органы письменный доклад о случившемся, в котором привести данные первичного уведомления с необходимыми дополнениями о происшедшем;
3) представлять в указанные в подпункте 1 настоящего пункта организации и органы всю дополнительную информацию, включая новые факты, ставшие известными после первичного уведомления и письменного доклада.
25. Перечень сведений, подлежащих включению в первичное уведомление, должен содержать:
описание обстоятельств и событий, связанных с выявлением случаев хищения (попыток хищения) радиационных источников, радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников или совершения (попыток совершения) диверсий либо обнаружения похищенных или пропавших радиационных источников, радиоактивных веществ;
вид и категорию радиационных источников, закрытых радионуклидных источников, вид и активность радиоактивных веществ, в отношении которых были осуществлены несанкционированные действия (попытки несанкционированных действий), пропавших либо обнаруженных радиационных источников, радиоактивных веществ.
Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Правила физической защиты
радиоактивных веществ, радиационных
источников и пунктов хранения"
(НП-034-15), утвержденным
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 21 июля 2015 г. N 280
УРОВНИ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РАДИАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ
Категория последствий диверсии на радиационном объекте
|
Установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников
|
Уровень физической защиты
|
I
|
Документально установленная возможность или невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников для данной категории последствий диверсии на радиационном объекте не учитывается.
|
А
|
II
|
Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.
|
А
|
Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.
|
Б
|
|
III
|
Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.
|
Б
|
Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.
|
В
|
|
IV
|
Документально установлена возможность хищения закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.
|
Б
|
Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 3 по потенциальной радиационной опасности.
|
В
|
|
Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников.
|
Г
|
Примечание. Наивысшим уровнем физической защиты является уровень A.
Приложение N 2
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Правила физической защиты
радиоактивных веществ, радиационных
источников и пунктов хранения"
(НП-034-15), утвержденным
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 21 июля 2015 г. N 280
СОСТАВ ТРЕБОВАНИЙ К СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
N п/п
|
Требования к системе физической защиты
|
Уровень физической защиты
|
|||
А
|
Б
|
В
|
Г
|
||
1.
|
Требования к организационным мерам
|
||||
1.1.
|
Руководителем организации должны быть документально определены лица, ответственные за физическую защиту в организации и на каждом радиационном объекте.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
На периоды отсутствия указанных ответственных лиц должны документально определяться лица, их замещающие.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
1.2.
|
Сотрудники радиационного объекта в рабочее время должны выполнять комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного доступа на радиационный объект (далее - самоохрана).
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.3.
|
Радиационный объект должен размещаться в защищенной зоне.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
1.4.
|
Входы (двери, калитки, ворота) радиационных объектов в нерабочее время должны быть заперты на замки и опломбированы.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.5.
|
На радиационном объекте должен быть разработан порядок учета, выдачи, хранения и контроля замков, ключей, пломбировочных устройств, использующихся в системе физической защиты.
Порядок учета, выдачи, хранения и контроля замков, ключей и пломбировочных устройств должен включать:
|
+
|
+
|
+
|
+
|
регистрацию всех лиц, получивших доступ к пломбировочным устройствам и ключам;
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
регистрацию выдачи и сдачи пломбировочных устройств и ключей;
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
проверку наличия пломбировочных устройств и ключей и меры по предотвращению их несанкционированного использования;
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
замену в кратчайшие сроки замков (при использовании кодовых замков - их кодов открывания) и ключей при обнаружении факта или при появлении подозрения относительно их несанкционированного использования.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
1.6.
|
Мобильные радиационные источники в период использования вне радиационного объекта должны находиться под постоянным наблюдением и контролем работника, который письменным распоряжением руководства организации уполномочен использовать указанные радиационные источники и должностными обязанностями которого определено выполнение задач их физической защиты.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Каждый вынос (вывоз) мобильных радиационных источников за пределы радиационного объекта должен проводиться по письменному разрешению руководителя организации.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
При выносе указанного мобильного радиационного источника за пределы радиационного объекта соответствующий работник должен выполнить запись в журнале учета местонахождения мобильных радиационных источников с указанием своей фамилии, причины, даты и времени выноса, места проведения работ с радиационным источником. После возвращения мобильного радиационного источника на радиационный объект должна выполняться соответствующая запись о возврате радиационного источника на место.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Журнал учета местонахождения мобильных радиационных источников должен храниться на радиационном объекте не менее одного года с момента последней записи в нем.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
1.7.
|
На радиационном объекте должен быть организован и осуществляться объектовый контроль за соблюдением требований к системе физической защиты.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.8.
|
При обнаружении несанкционированных действий в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения руководитель организации должен немедленно принимать меры по оценке ситуации и проверке наличия и местонахождения соответствующего радиационного источника и его радионуклидного источника.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
В случае обнаружения пропажи радиоактивных веществ, радиационного источника, закрытого радионуклидного источника должны немедленно приниматься меры по их розыску и возвращению, а также по уведомлению о несанкционированных действиях в порядке, установленном пунктом 24 настоящих Правил.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Факты несанкционированных действий должны документироваться в журнале учета несанкционированных действий, который должен храниться в организации не менее трех лет с даты последней записи в нем.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
1.9.
|
Охрана радиационных объектов должна быть организована в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране радиационных объектов.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.10.
|
Условия и порядок охраны, функции, права и обязанности персонала охраны, необходимость его оснащения должны быть определены руководителем организации совместно с организацией, выполняющей функции охраны.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
1.11.
|
Руководитель организации должен утвердить документы, определяющие должностные обязанности персонала физической защиты.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.12.
|
Доступ посетителей на радиационный объект должен осуществляться в присутствии ответственного лица.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
1.13.
|
В исключительных случаях при невозможности выполнения в полном объеме требований к физической защите на радиационном объекте, установленных настоящими Правилами и разработанными в соответствии с ними нормативными актами, на радиационном объекте должны быть приняты компенсирующие меры.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
1.14.
|
На радиационном объекте должен быть разработан и утвержден руководителем организации план обеспечения физической защиты.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
1.15.
|
На радиационном объекте должна быть организована техническая эксплуатация инженерно-технических средств физической защиты. Для этого должны быть разработаны план-график технического обслуживания и план проверок технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты на очередной год.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
1.16.
|
В организации должна быть создана служба безопасности как самостоятельное структурное подразделение, предназначенное для организации и контроля за выполнением мероприятий по осуществлению физической защиты.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
Обязанности сотрудников службы безопасности должны быть определены в положении об этой службе.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
|
1.17.
|
Лица, имеющие разрешение на проведение работ с радиационными источниками, радиоактивными веществами, в пунктах хранения на радиационном объекте, должны быть определены в перечне, утвержденном руководителем организации.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.18.
|
На радиационном объекте должно применяться правило двух лиц.
|
+
|
-
|
-
|
-
|
2.
|
Требования к инженерно-техническим средствам физической защиты
|
||||
2.1.
|
Периметр защищенной зоны должен быть оборудован:
|
||||
физическими барьерами (или представлять собой физической барьер);
|
+
|
+
|
-
|
-
|
|
техническими средствами охранной сигнализации;
|
+
|
+
|
-
|
-
|
|
средствами оптико-электронного наблюдения.
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
2.2.
|
Не должно быть участков на периметре защищенной зоны, не доступных для наблюдения.
|
+
|
-
|
-
|
-
|
Средства обнаружения несанкционированного проникновения в защищенную зону должны быть размещены таким образом, чтобы отсутствовали неконтролируемые участки ("мертвые зоны").
|
+
|
+
|
-
|
-
|
|
2.3.
|
Периметр радиационного объекта должен быть оснащен физическим барьером или представлять собой физический барьер.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.4.
|
Несанкционированное проникновение на радиационный объект должно обнаруживаться средствами охранной сигнализации, сигналы тревоги от которых должны поступать на программно-аппаратный комплекс или устройство, осуществляющее сбор, обработку, хранение и отображение сигналов тревоги и информации о состоянии и функционировании инженерно-технических средств физической защиты, а также управление функционированием указанных средств (далее - пульт управления системы физической защиты).
|
+
|
+
|
+
|
-
|
2.5.
|
Места возможного несанкционированного проникновения на радиационный объект должны контролироваться с использованием средств системы оптико-электронного наблюдения.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
2.6.
|
Шкафы (сейфы, клети), в которых находятся закрытые радионуклидные источники категории 1, 2, 3 по потенциальной радиационной опасности, должны быть оснащены техническими средствами охранной сигнализации, обеспечивающими обнаружение несанкционированного вскрытия.
Сигналы тревоги должны поступать на пульт управления системы физической защиты.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
2.7.
|
Эксплуатируемый радиационный объект должен быть оборудован средствами тревожно-вызывной сигнализации, обеспечивающими передачу сигнала тревоги на пульт управления системы физической защиты при обнаружении несанкционированных действий ответственным лицом или работником, выполняющим обязанности по самоохране.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
2.8.
|
В комплексе инженерно-технических средств физической защиты должно быть реализовано обнаружение отказов технических средств с отображением информации об отказах на пульте управления системы физической защиты.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
2.9.
|
Сигналы тревоги и отказов технических средств физической защиты должны регистрироваться дежурным сотрудником пульта управления системы физической защиты и фиксироваться в журнале функционирования инженерно-технических средств физической защиты или в электронном протоколе функционирования инженерно-технических средств физической защиты. Журнал и (или) информация электронных протоколов функционирования инженерно-технических средств физической защиты должны храниться в организации не менее одного года с даты последней записи в них.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
2.10.
|
Эксплуатируемый радиационный объект должен быть оборудован средством связи с оператором пульта управления системы физической защиты.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
2.11.
|
Электропитание инженерно-технических средств физической защиты должно осуществляться с использованием резервных источников, обеспечивающих автоматическое переключение электропитания на резервное (в случае отключения основного электропитания) и обратно при восстановлении основного электропитания.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
2.12.
|
В организации должно быть создано специально оборудованное помещение (место), которое оснащено инженерно-техническими средствами и из которого специально назначенный персонал физической защиты в полном объеме или частично осуществляет управление инженерно-техническими средствами физической защиты в штатных и чрезвычайных ситуациях (далее - пункт управления системы физической защиты).
На пункте управления должен постоянно находиться оператор из состава персонала физической защиты, на которого запрещается возлагать другие обязанности. За его действиями на пункте управления должен быть обеспечен контроль.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
2.13.
|
Входы в помещение пункта управления системы физической защиты должны быть постоянно заперты изнутри, а в помещении должен круглосуточно находиться сотрудник персонала физической защиты.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
Доступ в помещения пункта управления системы физической защиты посторонним лицам должен быть запрещен
|
+
|
+
|
-
|
-
|
|
2.14.
|
Для обеспечения защиты персонала, находящегося в помещении пункта управления системы физической защиты, от поражения огнем из стрелкового оружия помещение пункта должно быть оборудовано инженерными средствами физической защиты.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
2.15.
|
Дата и время снятия с охраны каждого радиационного объекта и сдачи его под охрану должны фиксироваться на пункте управления системы физической защиты в журнале вскрытия или в электронном протоколе функционирования инженерно-технических средств физической защиты.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
2.16.
|
При поступлении на пульт управления системы физической защиты сигналов тревоги от средств охранной сигнализации или тревожно-вызывной сигнализации оператор на пункте управления системой физической защиты должен осуществлять визуальную оценку ситуации на участке тревоги с использованием системы оптико-электронного наблюдения.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
2.17.
|
Доступ людей и транспорта в защищенную зону должен осуществляться соответственно через людские и транспортные контрольно-пропускные пункты.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
Доступ на радиационный объект должен осуществляться с использованием средств системы контроля и управления доступом.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
|
2.18.
|
Контрольно-пропускной пункт на периметре защищенной зоны радиационного объекта должен быть оборудован средствами связи с оператором пункта управления системы физической защиты и персоналом охраны.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
В помещении дежурного по контрольно-пропускному пункту должна быть установлена кнопка тревожно-вызывной сигнализации.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
|
2.19.
|
Людские контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы средствами обнаружения проноса:
|
||||
предметов из металла;
|
+
|
+
|
-
|
-
|
|
радиоактивных веществ.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
|
Транспортные контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы средствами обнаружения провоза радиоактивных веществ.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
|
2.20.
|
Для предотвращения несанкционированного проезда транспортных средств транспортные контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы противотаранными устройствами.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
3.
|
Требования к персоналу физической защиты
|
||||
3.1.
|
Лица, ответственные за физическую защиту, должны пройти обучение и иметь необходимую квалификацию, а также иметь допуск к работе по выполнению должностных обязанностей.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Сведения о прохождении обучения указанных лиц и допуске к работе должны документироваться и храниться в организации.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
3.2.
|
Персонал физической защиты организации должен периодически проходить аттестацию на соответствие квалификационным требованиям. Порядок аттестации персонала физической защиты определяется руководителем организации в общей системе аттестации.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Периодичность проведения аттестации не должна превышать трех лет. Результаты аттестации должны отражаться в соответствующих актах комиссий и утверждаться приказом руководителя организации.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
|
3.3.
|
Отбор персонала физической защиты должен проводиться с учетом образовательного уровня, профессиональных навыков и опыта работы, а также отсутствия медицинских противопоказаний к соответствующему виду деятельности.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
3.4.
|
К эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты должен допускаться персонал физической защиты:
|
||||
прошедший специальную подготовку и стажировку, имеющий практические навыки в эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты в объеме функциональных обязанностей;
|
+
|
+
|
+
|
-
|
|
сдавший зачет квалификационной комиссии на знание материальной части инженерно-технических средств физической защиты, правил их эксплуатации, правил и мер безопасности, имеющий соответствующую квалификационную группу по технике безопасности;
|
+
|
+
|
+
|
-
|
|
получивший удостоверение на право эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
|
3.5.
|
На оператора пункта управления системы физической защиты не должны быть возложены обязанности, не связанные с их служебной деятельностью.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Примечание. Знаком "+" обозначено наличие требования для соответствующего уровня физической защиты, знаком "-" обозначено отсутствие такого требования.
Приложение N 3
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Правила физической защиты
радиоактивных веществ, радиационных
источников и пунктов хранения"
(НП-034-15), утвержденным
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 21 июля 2015 г. N 280
ДОКУМЕНТЫ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАЗРАБОТКЕ (НАЛИЧИЮ)
В ОРГАНИЗАЦИИ
N п/п
|
Наименование документа
|
Уровни физической защиты
|
|||
А
|
Б
|
В
|
Г
|
||
1.
|
Перечень лиц, имеющих разрешение на проведение работ с радиоактивными веществами, радиационными источниками, в пунктах хранения
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.
|
Инструкции по самоохране радиационных объектов
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3.
|
Документ, определяющий лиц, ответственных за физическую защиту в организации и на радиационных объектах
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4.
|
Документ, определяющий перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5.
|
Журнал учета местонахождения мобильных радиационных источников
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6.
|
Документы, определяющие должностные обязанности персонала физической защиты
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7.
|
Журнал учета выдачи и приема ключей от зданий, помещений с радиоактивными веществами, радиационными источниками, пунктами хранения
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8.
|
Документ, устанавливающий модель нарушителей
|
+
|
+
|
+
|
+
|
9.
|
Документ, устанавливающий категорию последствий диверсии на радиационном объекте
|
+
|
+
|
+
|
+
|
10.
|
Документ, устанавливающий категорию каждого закрытого радионуклидного источника
|
+
|
+
|
+
|
+
|
11.
|
Документ, устанавливающий уровни физической защиты радиационных объектов
|
+
|
+
|
+
|
+
|
12.
|
План обеспечения физической защиты
|
+
|
+
|
+
|
-
|
13.
|
План взаимодействия руководства организации, подразделений охраны с территориальными органами внутренних дел и территориальными органами безопасности в штатных и чрезвычайных ситуациях
|
+
|
+
|
+
|
-
|
14.
|
Положение о разрешительной системе доступа работников (персонала), командированных лиц, посетителей и транспортных средств на радиационные объекты
|
+
|
+
|
+
|
-
|
15.
|
Журнал учета несанкционированных действий
|
+
|
+
|
+
|
+
|
16.
|
План проверок технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты
|
+
|
+
|
+
|
-
|
17.
|
Положение о службе безопасности
|
+
|
+
|
-
|
-
|
Примечание. Знаком "+" обозначено требование к наличию документа в организации для соответствующего уровня физической защиты, знаком "-" обозначено отсутствие такого требования.
Приложение N 4
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Правила физической защиты
радиоактивных веществ, радиационных
источников и пунктов хранения"
(НП-034-15), утвержденным
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 21 июля 2015 г. N 280
СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
План обеспечения физической защиты должен содержать следующие сведения: <*>
--------------------------------
<*> Содержание плана обеспечения физической защита уточняется в соответствии с требованиями для соответствующих уровней физической защиты. Для исключения дублирования информации допускается приводить ссылки на разработанные в организации документы.
расположение радиационных объектов на территории организации;
описание и характеристики радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения для каждого радиационного объекта;
размещение радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения на радиационном объекте, порядок работы с ними при использовании по назначению;
состав комплекса инженерно-технических средств физической защиты и размещение его элементов и составных частей;
состав персонала физической защиты;
порядок обеспечения доступа на радиационные объекты;
меры по организации взаимодействия и оповещения руководства организации, персонала физической защиты в штатных и чрезвычайных ситуациях (на ядерных объектах допускается делать ссылку на отдельно разработанные документы по указанным вопросам);
меры по организации взаимодействия руководства организации с территориальными органами внутренних дел и территориальными органами безопасности в чрезвычайных ситуациях (на ядерных объектах допускается делать ссылку на отдельно разработанные документы по указанным вопросам);
перечень компенсирующих мер до устранения выявленных нарушений инженерно-технических средств физической защиты;
меры по поддержанию квалификации персонала физической защиты;
порядок проведения объектового контроля за состоянием системы физической защиты;
порядок представления уведомления о несанкционированных действиях в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.