Жалоба на нарушение ПДД – это документ, с которым любой гражданин с активной гражданской позицией может обратиться в государственный орган. Сегодня мы рассмотрим, куда подавать жалобу, как лучше это сделать, а также приведём инструкцию по формированию официальной бумаги.

Нарушение правил ПДД

Правила дорожного движения, утверждённые Постановлением Правительства, призваны обеспечивать безопасность автовладельцев и пешеходов на проезжей части. Нарушение установленных законодателем норм могут повлечь за собой административную или даже уголовную ответственность для водителя, однако процедура должна пройти через суд. Многие граждане даже не знают, что привлечь их к ответственности, назначить штраф, может исключительно орган правосудия. Занимаются этим мировые судьи по месту прописки ответчика в судебном процессе.

Если последней инстанцией в данной категории споров выступает суд, то вот первой будет инспектор ГИБДД. Представитель государственной инспекции обладает рядом полномочий, позволяющих осуществлять патруль на дорогах, следить за соблюдением правил дорожного движения, составлять протоколы по факту обнаружения правонарушений и передавать дела в суд.

Куда жаловаться

ГИБДД является государственным органом, основной задачей которого будет обеспечение безопасности дорожного движения. Представители инспекции определяют, в каком месте установить тот или иной дорожный знак, «лежачего полицейского», где запретить парковку, а где разрешить. За каждое отдельно взятое нарушение этих правил предусмотрена ответственность в соответствии с КоАП и даже УК РФ. Самыми незначительными правонарушениями можно назвать езду без ходовых огней или ближнего света, а самым грубым – движение в пьяном виде лицом, уже лишённым права управления транспортным средством.

Если случайный прохожий стал свидетелем нарушения правил дорожного движения третьим лицом, он имеет возможность обратить на это внимание инспекторов ГИБДД. Для этого потребуется составить и направить в инспекцию жалобу. Представители государственного органа проведут ряд проверочных мероприятий, направленных на установление действительности правонарушения и, если таковое будет выявлено, привлекут водителя к ответственности.

Доказательства

По общему правилу любого из судебных процессов бремя доказывания всегда будет лежать на стороне, заявляющей обвинение. В данном случае это будет инспектор ГИБДД, составляющий протокол. Если сотрудник ведомства МВД не присутствовал при нарушении правил, а вблизи не были установлены камеры уличного наблюдения, последняя надежда остаётся лишь на заявителя жалобы. Доказать вину нарушителя можно посредством фотографий, видеозаписей или показаний свидетелей. В настоящее время множество автомобилей оборудованы видеорегистраторами, записи с которых могут не только помочь установить факт нарушения ПДД, но и принести огромную пользу при разбирательстве в деле по ДТП.

Необходимо учесть, если у заявителя жалобы на руках нет никаких подтверждающих его слова материалов, добиться желаемого результата вряд ли получится. Безусловно, инспекторы ГИБДД сделают всё, что в их силах, однако, даже если дело дойдёт до судебного разбирательства, судье в постановлении придётся ссылаться на доказательства. Их отсутствие приведёт к закрытию производства по факту совершению административного правонарушения.

Как подать жалобу

Подать жалобу в ГИБДД можно тремя способами:

  • личная передача пакета документов из рук в руки;
  • отправка заказного письма с уведомлением о вручении по адресу инспекции;
  • электронное обращение через официальный сайт государственного органа.

Как показывает практика, они имеют одинаковую эффективность на деле. Гражданин вправе самостоятельно определить, какой из вышеперечисленных вариантов будет ему более удобен, воспользоваться им. Если было принято решение обратиться через интернет, бумажного экземпляра жалобы не потребуется, однако во всех остальных случаях придётся его составить.

В случае обращения в инспекцию лично мы бы порекомендовали заблаговременно подготовить два экземпляра жалобы, первый из которых передаётся на рассмотрение, а второй заверяется отметкой о получении и остаётся на руках у бдительного гражданина. По факту истечения тридцати календарных дней заявитель жалобы должен получить мотивированный ответ, отчёт о проделанной работе.

Рассказываем, как оформить жалобу «на пальцах»

Жалобы в государственные структуры всегда подаются на имя их руководителей. Узнать ФИО директора и его должность (звание) можно на официальном сайте управления инспекции по вашему региону. В шапке также придётся отметить полное наименование организации-получателя, её юридический адрес. Здесь же укажем свои ФИО, серию и номер паспорта, место прописки, адрес для корреспонденции и номер сотового телефона. Инспектор ГИБДД обладает правом вызвать заявителя жалобы на личную беседу для дачи показаний, если, конечно, такая необходимость возникнет. Следует подготовиться к такому развитию событий.

Следующим шагом в центральной части официальной бумаги нам потребуется обозначить, что мы стали свидетелем нарушения правил дорожного движения. В идеале будет указать точные дату и время инцидента, государственный регистрационный номер ТС нарушителя, место на карте населённого пункта. Таким образом ход проверки пойдёт куда более скоротечно.

Ниже по документу просим ГИБДД разобраться в случившемся, привлечь правонарушителя к административной ответственности. Заверяем жалобу своим автографом с расшифровкой (фамилия и инициалы) и передаём на рассмотрение.

Примерный образец