Жалоба на действия должностного лица – это официальная бумага, которую может заявить любой гражданин, пострадавший от незаконных действий представителя государственного органа. В рамках настоящего материала мы расскажем, кто является должностным лицом, какие действия можно признать незаконными, как правильно составить жалобу и куда её подать.

Должностное лицо

Определение «должностного лица» по-разному раскрывается в различных источниках: КоАП, статья 285 Уголовного кодекса РФ, толковый словарь. Как бы то ни было, суть везде одна, то есть это человек, осуществляющий властные полномочия, представляющий государство в целом или отдельный его орган. Таким образом к должностным лицам можно отнести сотрудников любого государственного ведомства, будь то Налоговая инспекция, Казначейство, Росреестр, органы внутренних дел, Прокуратура и так далее.

Кодекс об административных правонарушениях и УК РФ предусматривают в себе отдельные статьи или квалифицирующие признаки, предназначенные именно для должностных лиц. Как правило, наказание за подобные правонарушения значительно выше, ведь сами деяния совершены с использованием дополнительных властных полномочий.

Повод для жалобы

Пожаловаться на действия должностного лица можно практически по любому основанию, показавшемуся гражданину не соответствующим общим принципам законодательства. Например, участковый не отреагировал на вызов, представитель кадастрового реестра отказался осуществлять регистрирующие действия или сотрудник ГИБДД превысил свои полномочия, потребовав открыть багажник без предоставления санкционирующей бумаги (проведение рейда).

Что касаемо адресата жалобы, то здесь есть три варианта, один из которых можно назвать универсальным. Рассмотрим каждый из них.

Во-первых, обратиться с жалобой можно в то же самое ведомство, представитель которого и нарушил ваши права. Документ заявляется на имя руководителя организации, который в последствии и должен будет разобраться в ситуации, привлечь своего подчинённого к ответственности.

Во-вторых, допускается подать жалобу в вышестоящий орган по ведомственной иерархии, если таковой в принципе имеется. Например, в случае с районным отделением полиции таковым выступит региональное управление УМВД. Сотрудники вышестоящего властного органа, действуя в рамках своих полномочий, проверят деятельность своих коллег на момент законности.

В-третьих, жалобу всегда можно подать в прокуратуру. Вне зависимости от того, представитель какого органа нарушил ваши права, прокурор обязан принять жалобу к производству, провести необходимые проверочные мероприятия. Дело в том, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства во всех сферах без исключения.

Порядок рассмотрения

Порядок рассмотрения жалобы, в том числе и сроки, регулируется положениями ФЗ «Об обращениях граждан». У проверяющей инстанции будет всего тридцать календарных дней на обработку жалобы заявителя, подготовку мотивированного ответа. Законодатель запрещает оставлять поступившее обращение вовсе без ответа, обязывая разъяснять даже причины отказа. Если для установления обстоятельств потребуется проведение каких-либо дополнительных проверок и исследований, ответственное лицо может издать постановление, согласно которому продлить срок рассмотрения ещё на тридцать календарных дней. Заявителя обязаны уведомить о расширении временных рамок на проверку.

Статья 5.59 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает наказание за нарушение порядка рассмотрения обращения гражданина. Так, если ваша жалоба не получит ответа в течение тридцати дней, вы можете заявить ещё один документ, но уже по другому основанию.

Последствия для нарушителя

Должностное лицо, нарушившее установленный законом регламент, будет ждать наказание. Характер ответственности целиком и полностью зависит от фактических обстоятельств дела. Так, последствия могут быть следующими:

  • дисциплинарная ответственность на службе (выговор, увольнение);
  • административная ответственность в соответствии со статьей 5.59 КоАП или ной нормой;
  • уголовная ответственность в соответствии со статьей 285 УК РФ или иной нормой Кодекса.

Инструкция по составлению жалобы

Начинаем составление нашей жалобы с заполнений шапки, в которой потребуется обозначить, кому и от кого она подаётся. В верхней части документа указываем наименование органа, в который заявляется официальная бумага, ФИО и должность его руководителя, а также адрес представительства организации. Здесь же отметим ФИО заявителя, серию и номер его паспорта, место прописки.

Далее по тексту потребуется разъяснить сложившуюся ситуацию. Обозначаем, что вы каким-то образом непосредственно взаимодействовали с конкретным должностным лицом, который своими действиями нарушил ваши гражданские права. Ссылаться на нормы действующего законодательства необязательно, так как представители получающей стороны обязаны разбираться в характере их деятельности, вследствие чего смогут самостоятельно квалифицировать деяние. Если на руках остались какие-то материалы, свидетельствующие о действительности ваших слов, следует их прикрепить. Как правило, это документы, подписанные должностным лицом.

В завершение работы с жалобой обращаемся к руководителю государственного органа, просим провести проверку по факту описанного вами инцидента. В течение тридцати календарных дней ответ должен быть вручен вам тем же способом, что и была подана жалоба, если в тексте не было указано иное.

Примерный образец