Жалоба на авиакомпанию за утрату багажа – это документ, с которым любой гражданин может обратиться в адрес государственного контролирующего органа с целью восстановления своих нарушенных прав, привлечения компании-перевозчика к юридической ответственности. В рамках настоящего материала мы разберемся, какие обязанности несёт авиакомпания по части транспортировки багажа своих пассажиров, приведём инструкцию по формированию жалобы, расскажем, куда её заявить.

Багаж в самолёте

Перевозка багажа в самолёте – это отдельная от перевозки пассажира услуга, которую придётся оплачивать в обособлении от приобретения билета. Зачастую стоимость провоза багажа равняется или даже превышает стоимость самого авиабилета. Так, при погрузке на борт чемодан пассажира завешивают с целью определения его веса. Если вес багажа превышает установленные авиакомпании пределы, придётся доплатить или избавиться от части груза непосредственно в аэропорту. По факту оплаты и приёма багажа авиакомпания наклеивает на вашу сумку багажный талон, который в дальнейшем вы используете для его получения в месте назначения.

Багаж в отличие от ручной клади провозится не в пассажирском салоне самолёта, а в отдельном багажном отсеке. Сотрудники аэропорта загружают вещи пассажиров на борт, расфасовывают их, а затем выгружают и кладут на цикличную конвейерную ленту.

Провоз багажа с точки зрения закона

40 глава Гражданского кодекса Российской Федерации посвящена перевозке грузов, в том числе и багажа. По общему смыслу закона компания-перевозчик несёт материальную ответственность за сохранность содержимого чемодана. Так, если сумка с вещами повредится или вовсе потеряется, авиакомпания будет обязана возместить понесённые пассажиром убытки. Здесь возникает проблема в том, что контрагент не знает и не может знать, что именно находилось в чемодане, так как не объявлена его ценность.

Для разрешения этого вопроса законодатель в положениях Воздушного кодекса предусмотрел норму, согласно которой перевозчик будет выплачивать деньги исходя из формулы 600 рублей за один килограмм веса. В большинстве случаев, конечно, этой суммы окажется недостаточно, тем не менее закон есть закон.

Претензия

Перед тем, как жаловаться в государственные органы, необходимо предпринять попытку мирного разрешения спора. Гражданский кодекс напрямую обязывает пассажира в первую очередь обратиться к авиакомпании с претензией о возмещении средств, а лишь затем, когда контрагент откажется идти навстречу, заявлять судебный иск.

Безусловно, жалоба и судебный иск совершенно различные документы. Тем не менее по общему смыслу закона претензия должна идти первой. Более того, в претензионном порядке разрешить спор можно значительно быстрее. Срок рассмотрения обращения гражданина авиакомпанией согласно Закону «О защите прав потребителей» составит всего 10 календарных дней. Если авиаперевозчик откажется удовлетворить законные требования своего клиента, за каждый день просрочки исполнения обязательства будет начисляться неустойка на общую сумму материальной компенсации.

О том, как правильно составить и заявить претензию за утрату багажа, мы рассказали в другом нашем материале, размещённом на сайте. Рекомендуем ознакомиться во избежание допущения ошибок.

Куда жаловаться

Пожаловаться на авиакомпанию, нарушающую нормы отечественного законодательства, можно в несколько государственных органов на выбор: Роспотребнадзор, Госавианадзор, транспортная прокуратура. Здесь пассажир вправе выбрать любое ведомство, однако мы бы посоветовали обращаться именно в Роспотребнадзор. Подобный спор между гражданином и авиакомпанией можно смело назвать потребительским, а значит, он в полном мере относится к компетенции Роспотребнадзора.

Составить саму жалобу не составит труда даже для неподготовленного гражданина. Дело в том, что на законодательном уровне не предусмотрено каких-либо общеобязательных унифицированных бланков, что позволяет потребителям формировать свои обращения в свободной форме без использования таковых.

Инструкция по составлению жалобы

Жалоба на авиакомпанию за утрату багажа в свободной форме будет состоять из трёх структурных частей: шапки, разъяснения сути проблемного вопроса со ссылками на фактические обстоятельства, обращения к должностному лицу с просьбой привлечь перевозчика к ответственности. Необходимо уделить должное внимание каждому отдельно взятому элементу.

Шапка размещается в правом верхнем углу листа бумаги, содержит в себе общие сведения о том, кому и от кого заявляется жалоба. Так, прописываем полное наименование местного управления Роспотребнадзора в вашем регионе, ФИО и должность его руководителя, а также юридический адрес ведомства. Далее по тексту заявитель указывает свои ФИО, серию и номер паспорта, место прописки.

Следующим шагом утверждаем, что пользовались услугами авиакомпании, осуществив перелёт по определённому маршруту, отдельно оплачивали багаж, передавали его в руки сотрудника аэропорта, однако так и не получили назад по прибытию. Затем ссылаемся на сам факт обращения к фирме-перевозчику с претензией о компенсации убытков, приводим хронологию взаимодействий с представителями авиакомпании. Будет лучше, если вы в качестве приложений оформите переписку с сотрудниками фирмы.

Ниже по документу мы обращаемся к представителю Роспотребнадзора, просим провести проверку в отношении авиакомпании, привлечь её к ответственности, обязать удовлетворить законные требования потребителя. Итоговый вариант обращения заверяем своим автографом, передаём на рассмотрение.

Примерный образец