Жалоба на аварийное состояние жилого дома – это официальная бумага, с которой собственник аварийного жилья или иное лицо, проживающее в доме на правах найма, вправе обратиться в местный орган власти, попросить признать здание непригодным для проживания. Сегодня мы разберемся, в компетенцию каких органов власти входят подобные полномочия, расскажем, как правильно составить документ, передать его на рассмотрение.

Аварийное жилье

Под аварийным жильем понимаются дома (многоквартирные или индивидуальные), в отношении которых принято решение о непригодности проживания. Здесь речь может идти о ветхости или ненадежности фундамента, несущий стен и так далее. Такие дома подлежат обязательному сносу, однако перед этим необходимо расселить всех проживающих там граждан. Для этого существуют специальные государственные программы по расселению собственников ветхого жилья. Органы государственной власти выдают таким гражданам новые жилые помещения или денежные средства, пропорциональные рыночной стоимости их нынешнего объекта недвижимости. Здесь всё будет зависеть от особенностей местного законодательства в каждом отдельно взятом населенном пункте, регионе.

Признанием дома аварийным занимаются местные власти в лице администрации города, посёлка, деревни. На месте формируется комиссия, состоящая из представителей власти. Должностные лица проводят детальный осмотр помещения, подмечая все его недостатки, определяют, можно ли признать его аварийным. Если выяснится, что дом уже не подлежит ремонту, принимается решение о его аварийности, поднимается вопрос о переселении.

Если не признали аварийным

Нередки случаи, когда местные власти по тем или иным причинам отказываются признать дом аварийным, хотя на то есть очевидные и веские основания. Иногда проблема связана с банальной некомпетентностью проверяющих, а иногда – с экономией бюджетных денежных средств. Следует понимать, что снос ветхого жилья, постройка нового и расселение жильцов стоит денег, а их нужно откуда-то взять. Граждан, ежедневно рискующих своей жизнью, проживая в ветхом жилье, это вопросы интересовать не должны.

Если жильцы дома получили от местных властей отказ, отечественное законодательство предусматривает иные механизмы достижения результата. Так, каждый гражданин имеет возможность обратиться с жалобой в государственный орган. Обжаловать действия местных властей следует в прокуратуру как ведомство, занимающееся надзором во всех сферах без исключения. Само обращение подаётся в местное управление, находящееся в нашем населенном пункте.

Обращение с жалобой

Жалоба на аварийное состояние жилого дома будет рассматриваться по правилам, установленным ФЗ «О прокуратуре» и ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Оба документа гласят, что должностное лицо не вправе отказать гражданину в принятии его обращения, если оно не содержит в себе критических ошибок. Так, из содержания жалобы должно быть понятно, кому она подаётся, от кого, по какому вопросу. Если эти формальности соблюдены, отказ можно будет оспорить, признать незаконным.

Как показывает практика, признание дома аварийным – это серьезный вопрос. Крайне маловероятно, что прокурорские органы будут закрывать глаза на подобные обращения.

Обращение в суд

В качестве альтернативного способа восстановления справедливости собственники жилых помещений могут обратиться в суд с коллективным исковым заявлением. Чем больше истцов заявится в орган правосудия, тем больший резонанс наведёт дело. Судья рассмотрит все имеющиеся по делу документы, оценит факты и обстоятельства, примет справедливое решение. Если в процессе рассмотрения выяснится, что дом действительно аварийный, а местные власти отказывались это признавать, речь пойдёт о возбуждении уголовного дела по статье «преступная халатность».

Из-за действий местных властей могли пострадать или даже погибнуть жильцы аварийного дома. Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от трёх до десяти лет.

Объясняем, как составить жалобу на пальцах

Жалоба на аварийное состояние жилого дома будет формироваться по общепринятым правилам делового документооборота. Во-первых, обратим внимание на шапку документа. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем, кому и от кого она подаётся. Здесь мы должны указать наименование государственного ведомства, ФИО и должность его руководителя, юридический адрес. Далее по тексту обозначим ФИО заявителя, серию и номер его паспорта, место регистрации. В качестве средств обратной связи оставим номер сотового телефона и адрес электронной почты для ведения электронного документооборота.

Ниже по документу начинаем разъяснять суть проблемы. Утверждаем, что проживаем в доме, который по всем признакам является аварийным, однако местные власти отказываются его признавать таковым. Ссылаемся на факт обращения в администрацию с заявлением на признание дома аварийным, получение отказа. Не соглашаемся с мнением местных властей, приводим свои аргументы.

Следующим шагом обращаемся к представителю госоргана, просим его принять нашу жалобу к производству, провести проверку законности вынесения подобного решения с местными властями, выступить с иском в интересах неопределенного круга лиц. Итоговый вариант жалобы заверяем подписью её составителя, ставим дату оформления. Срок рассмотрения обращений – 30 календарных дней. При необходимости он может быть продлен.

Примерный образец