Выписка из трудовой книжки – это официальная бумага, которая может быть предоставлена работнику для достижения его личных целей. В материале мы рассмотрим ситуации, в которых она необходима, а также разберём порядок и правила составления документа.

Трудовая книжка

Трудовая книжка является важнейшим документом для каждого человека, осуществляющего свою деятельность на основании заключённого с работодателем трудового договора. Именно в этом бланке отмечаются все места работы лица, его трудовой стаж, причины увольнения.

Работник при трудоустройстве передаёт на предприятие свою трудовую книжку, где она и будет храниться до момента увольнения. Если это первое место работы, работодатель заводит её самостоятельно, за свой счёт.

Когда необходима выписка

Гражданам порой необходимо заполучить трудовую книжку на руки для удовлетворения своих интересов. Это может быть оформление кредитного договора в банке, получение загранпаспорта или что-то ещё. Статья 62 Трудового кодекса определяет только одно основание, позволяющее выдать сотруднику его трудовую. Таковым является обращение в органы государственной власти по вопросам социального страхования: пособия, пенсия. Во всех остальных случаях закон строго запрещает движение документа, предполагая, что будет достаточно лишь выписки.

Как получить

На каждом без исключения предприятии имеется сотрудник, несущий ответственность за ведение трудовых книжек, их сохранность. Это, как правило, начальник кадровой службы организации. Именно в отдел кадров и следует обращаться. Порядок установлен в вышеупомянутой статье 62 Закона о труде. Норма гласит, что работник должен собственноручно написать мотивированное заявление на имя руководителя фирмы о необходимости получения выписки. Как только директор подпишет бумагу, кадровик сможет приступить к оформлению официальной бумаги.

Могут ли отказать

Трудовая книжка, равно как и выписка из неё, являются личными документами работника. Следовательно, ограничивать к ним доступ работодатель не имеет права. Отказ в выдаче будет расценен не иначе как нарушение действующего законодательства. Трудовой кодекс также определяет и срок, в течение которого сотрудник сможет получить выписку. Он составляет три рабочих дня с момента подачи заявления, порядок и правила написания которого мы разобрали в другом нашем материале.

Оригинал трудовой следует возвратить в течение трёх рабочих дней после его возращения на руки из государственного органа. Для выписки такого правила не предусмотрена, она остаётся на руках у сотрудника или в архиве госучреждения.

Споры

Если работодатель по каким-то причинам отказывается оформлять выписку или пропустил установленный Трудовым кодексом трёхдневный срок, работник получит право на обращение в трудовую инспекцию с жалобой. В документе следует кратко, но ёмко описать сложившуюся ситуацию, а также отметить факт нарушений со стороны руководства фирмы.

В этой ситуации пригодится заверенный дубликат заявления. Именно поэтому и рекомендуют составлять два экземпляра, один из которых передаётся работодателю, а второй, с подписью представителя компании, останется у работника. Именно этот документ и станет решающим в споре о пропуске срока.

Выписка или копия

Трудовая книжка относится к бланкам строгой отчётности, которые запрещено копировать. У каждого документа из этой категории официальных бумаг есть свой присвоенный уникальный номер. Оформить дубликат трудовой можно только в случае её утери, порчи, внесения несанкционированной записи. Отметим, что просто приобрести новый бланк в канцелярском магазине и заполнить его самостоятельно не выйдет. Это будет являться нарушением действующего законодательства. Возможно, речь зайдёт о возбуждении уголовного дела.

Основное отличие выписки от дубликата – это то, что первая содержит в себе не всё содержание документа, а лишь его часть, необходимую заинтересованному лицу. В случае с трудовой это, как правило, текущее место работы и трудовой стаж сотрудника.

Как оформить

Оформить выписку можно двумя способами:

  • отсканировать трудовую книжку при помощи компьютера, распечатать полученный результат на принтере и заверить бумагу автографом ответственного лица;
  • собственноручно переписать необходимые сведения от руки при помощи синей или чёрной шариковой ручки или в печатном виде с помощью компьютерных средств.

Безусловно, первый вариант видится более простым, однако доступ к сканирующему устройству имеется не всегда. Как бы то ни было, выписка в любом случае должна быть заверена автографом ответственного представителя работодателя, каковым на практике является начальник отдела кадров.

Рассказываем, как сделать выписку «на пальцах»

Какой бы ни был выбран вариант, выписка – это самостоятельный документ, имеющий свои реквизиты (дата составления). Следовательно, первым делом мы прописываем наименование официальной бумаги «выписка из трудовой книжки». Далее оставляем реквизиты трудовой, заведённой на имя подчинённого.

Ниже по документу мы прикладываем необходимые страницы из официальной бумаги или переписываем их вручную. Оба варианта имеют место на практике, юридическая сила выписки от этого не пострадает.

Примерный образец

Как только все запрошенные данные будут обозначены, пишем строчку «выписка верна». Напротив неё ответственный сотрудник должен оставить свой автограф. Необходимо учесть, что подпись подлежит обязательной расшифровке (фамилия и инициалы). Также указываем занимаемую на предприятии должность. В завершение оставляем дату оформления выписки. Это сделано для того, чтобы избежать лишних рисков. Выписка является актуальной именно на это число, следовательно, работник не сможет применить её в последующем. Если такой случай произойдет, это можно квалифицировать как мошенничество и подделку документов.