Уведомление о сокращении штата работников – это документ, в соответствии с которым подчинённый ставится в известность о скором расторжении с ним трудового договора. Также имеет место предложение занять иные свободные рабочие места на предприятии, при наличии таковых.

Терминология

Первым делом необходимо разобраться с понятиями. Проведём отграничение сокращения штата от сокращения численности. Обе категории отсылают к штатному расписанию организации, в котором прописаны должности, а также количество единиц работников, их занимающих. Под первым понимают полный отказ компании от конкретной должности, её вычёркивание из расписания. Процедура сокращения численности оставляет саму должность, но уменьшает количество сотрудников, её замещающих.

Сокращение штата

Сокращение штата подразумевает прекращение трудовых отношений в соответствии с п. 2 ч. 1. ст. 81 ТК РФ. Однако Закон о труде предусматривает определённые гарантии для лиц, попавших под сокращение. В частности, речь идёт о сроках и альтернативном способе решения вопроса.

В любом случае придётся вносить изменения в штатное расписание компании. Сделать это можно только издав соответствующий приказ директора.

Сроки

Срок расторжения трудового договора по упомянутому выше основанию составляет два месяца. Работник должен быть уведомлен о грядущих изменениях заблаговременно. Предполагается, что за это время человек сможет найти новое место работы, не потерять свой доход. Также имеется возможность досрочного разрыва трудовых правоотношений. Для этого подчинённому потребуется написать соответствующее заявление на имя руководителя компании. Если директор даёт согласие, договор расторгается в обмусленные сторонами сроки.

Администрация предприятия обязана будет выплатить уволенному лицу компенсацию в размере его среднего заработка за весь неотработанный учётный период.

Альтернатива увольнению

Трудовой кодекс обязывает работодателя предложить иные вакансии, доступные для замещения. Необходимо учесть, что работник должен соответствовать предъявляемым к должности профстандартам. Речь идёт о состоянии здоровья, степени квалификации, опыте и уровне образования. Если таковых не оказалось, допускается предлагать иные, менее оплачиваемые.

Сотрудник может согласиться на предложение либо отказаться, воспользовавшись правом на двухмесячную отработку. Любое решение попавшего под сокращение лица должно быть выражено в письменном виде. Рекомендуем попросить подчинённого самостоятельно написать заявление об отказе, чтобы в дальнейшем избежать споров и проблем с трудовой инспекцией, профсоюзной организацией.

Изменение трудовой функции

Если сотрудник согласился занять другую должность, придётся подписать с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. Проект документа разрабатывает сотрудник кадровой службы. Он же будет обязан ознакомить работника с текстом официальной бумаги.

Отказ от подписания и ознакомления

На практике нередко можно встретить ситуации, в которых работник отказывается подписать уведомление, ошибочно полагая, что такое поведение позволит ему сохранить работу или нынешнюю должность. Трудовое законодательство выработало действенный механизм, позволяющий бороться с таким проявлением недобросовестности. По факту отказа составляется соответствующий акт, который в свою очередь позволит уволить работника в любом случае.

Форма документа

Законодательство не предъявляет каких-то конкретных требований к форме уведомлений, равно как и к форме иные документов, регулирующих трудовые правоотношения. Официальная бумага должна лишь отвечать стандартным критериям, предусмотренных для всей деловой документации, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • указание реквизитов (дата, место);
  • наличие ссылок на закон и иные бумаги (трудовой договор);
  • подписание директором и попавшим под сокращение сотрудником;
  • расшифровка оставленных на бумаге автографов.

Что касаемо исполнения текста уведомления, то здесь всё стандартно. Написать документ можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Отметим, что направить официальную бумагу в электронном виде не представляется возможным, так как она должна быть заверена именно «живыми» подписями представителей сторон (работника и работодателя).

Инструкция по составлению уведомления

На первом этапе работы с документом необходимо обратить внимание на реквизиты. В шапке отметим, кому и от кого направляется уведомление. Прописываем ФИО и должности увольняемого сотрудника и руководителя организации. Затем обозначаем число составления бумаги и населённый пункт, в котором базируется работодатель.

Ниже по документу мотивируем принятое решение со ссылкой на приказ директора о сокращении штата, внесении изменений в штатное расписание. Вносим ясность в вопрос сроков, указав дату расторжения трудового договора в случае отказа от предложенных вакансий. Если имеются свободные рабочие места, предлагаем подчинённому их занять. Напоминаем, что в первую очередь для замещения предлагаются должности, соответствующие опыту и квалификации лица.

Обязательным моментом уведомления станет подтверждение факта понимания работником последствий отказа. Если упустить этот пункт, решение об увольнении можно будет оспорить в трудовую инспекцию.

Примерный образец

Как только все обязательные к указанию моменты найдут своё место на бумаге, можно переходить к подписанию. Своим автографом документ заверяет руководитель, после чего он направляется работнику. Если подчинённый согласен на увольнение или замещение иной должности, на бумаге появляется и его автограф. Любые дальнейшие вопросы, касающиеся трудоустройства, будут решаться через отдел кадров. Отметим, что все оставленные подписи должны быть расшифрованы (фамилия и инициалы).

<
Предыдущий материал
Следующий материал
>