Приказ о полной материальной ответственности – это распорядительный документ, в соответствии с которым на сотрудника или группу сотрудников работодатель возлагает обязанность возместить причинённый материальный ущерб. Процедура оформляется соответствующими документами на основании действующих норм законодательства.

Материальная ответственность

Действующая редакция Трудового кодекса РФ понимает под материальной ответственностью обязанность возместить нанесённый работодателю прямой действительный ущерб. Полная ответственность подразумевает возмещение ущерба в полном объёме. Такой вид ответственности возлагается на любых работников, деятельность которых так или иначе связана с использованием материальных ценностей предприятия:

  • кассиры;
  • главбухи;
  • продавцы;
  • официанты;
  • и так далее.

На кого можно возложить

В соответствии с нормами трудового законодательства полная материальная ответственность может быть возложена на любого сотрудника предприятия, осуществляющего деятельность по трудовому договору. Однако закон о труде установил определённые запреты. Речь идёт о несовершеннолетних лицах (возрастом до 18 лет). Эта категория работников может нести полную материальную ответственность только в случае умышленного причинения вреда имуществу.

Процедура

Возложить материальную ответственность на подчинённого против его воли нельзя, необходимо заручиться согласием работника. Оно обязательно должно быть дано в письменном виде. На практике в виде отдельного документа составляется договор о полной материальной ответственности. В официальной бумаге подробно закрепляются права и обязанности сторон соглашения.

Лица, занимающие руководящие должности на предприятии (директор, главбух) несут ответственность по умолчанию, она уже закреплена в их трудовом договоре. Издавать дополнительное распоряжение не нужно.

Основание и обоснование

Основание и обоснование – это два обязательных элемента, которые должны найти своё отражение в любом распорядительном документе. В противном случае нормативный акт может быть признан недействительным.

Под обоснованием принято понимать реальную причину принятия решения. В нашем случае будет использоваться формулировка «в целях обеспечения сохранности материальных ценностей».

Основание – это нормативная база, на основе который и издаётся распоряжение. В случае с материальной ответственностью можно сослаться на нормы трудового кодекса (ст. 242 ТК РФ), а также на соответствующее Постановление Минтруда РФ.

Кто пишет и исполняет приказ

Все вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и имуществом предприятия, решает бухгалтерия. На практике именно бухгалтер и составляет текст приказа. Руководитель получает на стол уже готовый проект распоряжения, изучает его и ставит на нём свою подпись. После этого приказ готов к опубликованию.

Под исполнением понимают реализацию положений документа. Необходимо составить и подписать с работником договор о полной материальной ответственности, ознакомить его с содержанием приказа, разъяснить возможные последствия. Занимается этим также бухгалтер.

Форма документа

На сегодняшний день не существует унифицированных общеобязательных бланков для составления распоряжений руководителей предприятий. Все приказы пишутся в свободной форме. Необходимо учесть, что свободная форма также несёт в себе некоторые обязательные условия. В частности, речь идёт о:

  • чёткой структуре документа;
  • деловом языке изложения материала;
  • наличии реквизитов приказа и организации;
  • обязательном подписании всеми упомянутыми в тексте лицами.

Для составления приказа следует воспользоваться фирменным бланком организации (при наличии). Если такового не оказалось, допускается использовать чистый лист бумаги формата А4. Во втором случае все реквизиты юридического лица (или ИП) придётся прописывать вручную.

Исполнить текст распоряжения можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью чёрной или синей шариковой ручки и в печатном виде на компьютере. Выбор стоит исключительно за составляющим лицом и порой определяется в соответствии с требованиями локального нормативного акта предприятия. По общему правилу оба варианта имеют равную юридическую силу.

Объясняем, как составить приказ «на пальцах»

Начать следует с указания реквизитов. Если используется фирменная форма компании, этот этап пропускается. В верхней части листа бумаги указываем наименование организации со ссылкой на её организационно-правовую форму (ОАО, ООО и так далее). Обозначать ИНН, ОГРН, юридический адрес необязательно, так как документ будет использоваться исключительно внутри конкретной фирмы. Ниже по документу посередине листа пишется слово «приказ», ему присваивается номер для документооборота на предприятии. Затем отмечается дата издания распоряжения и населённый пункт, в котором он был написан и опубликован.

Переходим к основной части. Обосновываем издание приказа формулировкой «в целях обеспечения сохранности материальных ценностей». Далее с красной строки пишем слово «приказываю» и по пунктам утверждаем необходимые положения:

  • возлагаем на конкретного сотрудника или группу работников полную материальную ответственность. Указываем ФИО и должность согласно штатному расписанию;
  • описываем, за какое именно имущество несёт ответственность подчинённый;
  • поручаем кадровику подготовить и подписать с сотрудником договор о полной материальной ответственности;
  • возлагаем на кого-то из подчинённых осуществлять контроль за исполнением приказа. Эти полномочия может взять на себя лично директор предприятия.

Затем ссылаемся на законные основания (ТК РФ, Постановление Минтруда).

Примерный образец

На этом составление приказа подошло к концу. Знакомим с его содержанием всех упомянутых в нём лиц под подпись. В последнюю очередь в официальной бумаге свой автограф (с расшифровкой) оставляет директор.