Приказ о неразглашении коммерческой тайны – это официальная бумага, в соответствии с которой на предприятии устанавливаются определённые правила взаимодействия с данными, отнесёнными к коммерческой тайне. Процедура всегда должна пройти соответствующее документальное оформление.

Коммерческая тайна

Действующее законодательство выделяет несколько видов тайн: служебная, государственная и так далее. Коммерческая тайна также входит в этот список. Под ней принято понимать сведения относительно хозяйственной деятельности юридических лиц: доходы, расходы, выплата заработной платы, налоги и так далее. Какие именно сведения отнести к секретным определяет администрация предприятия соответствующим приказом.

Сотрудники, работающие с коммерческой тайной, должны быть оповещены об этом и предупреждены о возможной ответственности. В зависимости от вида конкретного поступка может изменяться вид ответственности от дисциплинарной до уголовной. В самом лучшем случае работнику просто сделают замечание.

С сотрудниками необходимо будет подписать договор о неразглашении коммерческой тайны, в котором будет конкретно прописано, что к ней можно отнести. Обычно такое соглашение заключают с бухгалтерами и иными лицами, взаимодействующими с хозяйственной сферой деятельности. Также придётся заключить дополнительные соглашения к трудовому договору, так как на работника возлагается дополнительная обязанность.

Положение о коммерческой тайне

Существует два способа внедрения на предприятие коммерческой тайны. Первый заключается в издании приказа, в котором будет подробно прописано, что именно относится к секретным сведения, кто с ней работает и так далее. Однако такой вариант видится нецелесообразным, ведь можно изложить все те же сведения в Положении о коммерческой тайне. Трудовой кодекс РФ оставляет за работодателем право издавать локальные нормативные акты, более подробно регулирующие права и обязанности сторон трудового договора. Следует отметить, что основным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в этой сфере, выступает N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Основание и обоснование

Любой приказ руководителя организации должен на чём-то базироваться. Речь идёт об основании и обосновании. Под первым понимается ссылка на какой-либо документ, нормативно-правовой акт, а под вторым – объяснение реальных причин принятия решения. В качестве основания выступит вышеуказанный Федеральный закон, а в качестве обоснования – коммерческий интерес организации. Также имеет смысл сослаться на статью 8 ТК РФ, позволяющую работодателю издавать и закреплять свои нормативно-правовые акты.

Кто пишет распоряжение

В теории написать распоряжение может любой сотрудник организации, умеющий работать с официальными бумагами и понимающий, что представляет собой распорядительная документация. Крайне редко директор лично составляет приказы. Обычно эта задача в устной форме поручается кому-то из подчинённых. Речь может идти о бухгалтере, кадровике, секретаре или юристе. Начальник должен получить на стол уже итоговый вариант приказа, изучить, проверить его и, если всё устраивает, заверить автографом.

Форма документа

На сегодняшний день органы государственной власти не предъявляют особых требований к распорядительной документации, составляемой руководителями предприятий. Приказ о неразглашении коммерческой тайны, как и все остальные официальные бумаги из этой категории, пишется в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков.

Отметим, что свободная форма документа также предъявляет к его содержанию определённые требования, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов (дата, место, номер);
  • подписание всеми упомянутыми в тексте лицами;
  • все оставленные автографы подлежат расшифровке;
  • наличие основания и обоснования.

Написать приказ рекомендуется на фирменном бланке организации, так как на нём уже прописаны реквизиты компании. Если такового не оказалось в наличии, допускается воспользоваться чистым листом бумаги формата А4, прописав сведения о фирме вручную.

Исполнить содержание можно одним из двух стандартных способов: рукописным с помощью чёрной синей или шариковой ручки (но не карандаша) и машинописным при помощи компьютерных средств. Выбор делает руководитель организации с учётом особенностей документооборота на предприятии. По общему правилу вариант написания текста не может отразиться на юридической силе официальной бумаги. На практике предпочтение всегда отдаётся именно печатной форме.

Объясняем, как правильно составить распоряжение

Первый шаг – обозначение реквизитов. В шапке официальной бумаги прописываем полное наименование предприятия со ссылкой на его организационно-правовую форму. Далее присваиваем приказу уникальный номер для хранения и документооборота согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления.

Второй шаг – мотивировочная часть. Здесь необходимо прописать основание и обоснование, то есть сослаться на соответствующие нормы действующего законодательства и объяснить реальную причину принятия решения.

Третий шаг – распорядительная часть. С красной строки пишем слово «приказываю» и по пунктам утверждаем следующие моменты:

  • утвердить положение о коммерческой тайне (дата, номер);
  • обозначаем дату вступления в силу;
  • подписать с сотрудниками дополнительные соглашения к трудовым договорам;
  • возлагаем контроль за исполнением приказа на кого-то из подчинённых.

Примерный образец

На этом моменте процесс составления распоряжения подходит к завершению. Остаётся лишь заверить его подписями (с расшифровкой) всех упомянутых в нём сотрудников. Подчинённые расписываются за то, что они ознакомлены с текстом приказа. Как только все подписи встанут на свои места, официальная бумага обретёт должную юридическую силу.