Претензия транспортной компании о повреждении груза – это самостоятельный документ, который вправе отправить заказчик грузоперевозки непосредственно перевозчику, причастному к порче товара. Сегодня мы рассмотрим, какими нормами регулируются данные правоотношения, как правильно сформировать и передать претензию на рассмотрение, каково её юридическое значение.

Перевозка и повреждение груза

Транспортные компании перевозят различного рода грузы по заказам субъектов рынка. Более того выступить отправителем груза может как предприниматель, так и рядовое физическое лицо, не зарабатывающее с данной деятельности. Что касаемо перевозчика, то он всегда будет являться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, а цель исполнения условий соглашения – заработок денежных средств, предпринимательская рисковая деятельность.

По общему правилу перевозчик несёт ответственность за сохранность перевозимого им груза. Более того, к отдельным видам предметов предъявляются дополнительные требования. Например, ряд продуктов питания необходимо перевозить при определённой температуре воздуха, следовательно, транспортное средство должно быть оснащено холодильниками. Также предъявляются требования к водительскому стажу сотрудника фирмы, скорости движения автомобиля и многому другому.

Доказательства

Сам по себе факт обнаружения повреждения груза после перевозки ещё не означает, что вина лежит именно на перевозчике. Этот момент необходимо разрешить непосредственно при приёмке товара. Итак, при загрузке продукции составляют соответствующий акт. Представители транспортной компании и отправителя совместно осматривают объекты, оценивают надёжность упаковки и их расстановку по кузову автомобиля. Если всё упаковано и закреплено надлежащим образом, в акте ставится соответствующая отметка, он дополняется автографами представителей всех сторон.

Аналогичная процедура происходит и при приёмке продукта. Теперь уже представитель получается будет осматривать товар. Если объекты были загружены целыми, в чём расписался в том числе и представитель транспортной канторы, а получены битыми – вина безо всякого сомнения ляжет именно на перевозчика. В дальнейшем на предприятии вероятно будет организована внутренняя проверка, целью которой будет установление причины боя. Возможно, всему виной превышение скоростного режима, плохое техническое состояние транспортного средства или что-то ещё. Далеко не всегда во всём виноват именно водитель.

Юридическое значение претензии

Претензия в большинстве случаев не является обязательным элементом, так как субъекты гражданского права могут восстановить свои нарушенные права через суд, однако это не всегда так. Обратим внимание на положения части первой статьи 797 Гражданского кодекса РФ. Так, норма гласит, что в случае конфликта с транспортной компанией претензию направить придётся в любом случае. Причем неважно, кто выступал в правоотношениях грузоотправителем: рядовой гражданин или представитель организации (юрлица или ИП).

Отметим, что при подаче иска в арбитражный суд в любом случае обязательно соблюдение досудебного порядка, однако при рассмотрении спора судом общей юрисдикции такое требование не предъявляется. Именно поэтому крайне важно заблаговременно проанализировать положения 797 статьи ГК РФ.

Также претензия может подтолкнуть транспортную компанию удовлетворить ваши требования в добровольном порядке, особенно если она заявляется от имени физического лица. Оказание услуг гражданам попадает под действие закона «О защите прав потребителей». Нормативный правовой акт гласит, что население должно получать услуги надлежащего качества, то есть соответствующие условиям соглашения и общим ожиданиям.

Если организация откажет в добровольном порядке восстановить нарушенные права потребителя, по решению суда сумма взыскания может значительно возрасти из-за неустойки и судебного потребительского штрафа. Штраф составит 50 процентов от общей удовлетворённой судом суммы, что в свою очередь создаёт весомую разницу между цифрами из претензии и итоговым значением.

Объясняем, как правильно составить претензию

Претензию принято составлять по примерно той же структуре, что и исковое заявление. Предполагается, что документ должен формироваться из шапки с указанием действующих лиц, содержательного блока с обозначением сути спорного вопроса, а также требовательной части, в которой заявитель выставляет свои требования.

Первым делом обратим внимание на шапку. В верхней части документа бумаги отмечаем, кому она подаётся, от кого. Подобные документы всегда адресуются руководителю организации. Узнать его ФИО можно из выписки ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Итак, в правом верхнем углу листа бумаги мы пропишем полное наименование транспортной компании, ФИО и должность её руководителя, юридический адрес. Затем обозначим аналогичный набор сведений о своей компании, если вы представляете интересы организации, либо ФИО, серию и номер паспорта, место прописки, в случае представления своих интересов.

Ниже по документу приступаем к оформлению основного содержательного блока. Обозначаем, что между вами и транспортной компанией заключён договор грузоперевозки с кратким описанием условий соглашения. Далее по тексту мы отметим, что организация выполнила взятые на себя обязательства ненадлежащим образом, а именно не смогла доставить груз в целости и сохранности. Таким образом объекты подверглись бою, а вы понесли убытки.

Следующим шагом обращаемся к руководству организации, требуем возместить понесённые вами убытки, а также выплатить неустойку, если таковая предусматривалась условиями соглашения. Подписываем документ, передаём на рассмотрение.

Примерный образец