Ответ на претензию о выплате неустойки – это документ, направляемый контрагенту в рамках заключённого гражданско-правового договора с целью разрешения возникших противоречий. В материале мы разберём, что представляет собой неустойка, а также расскажем, как правильно составить ответ на претензию, отправить его второй стороне.

Неустойка

Понятие неустойки встречается в Гражданском кодексе РФ, а развёрнутое определение даётся в статье 330 Кодекса. Так, неустойка представляет собой один из способов обеспечения обязательств. По умолчанию ни одно соглашение её не предусматривает. Инициатором включения такого пункта в сделку является один из контрагентов.

Основная цель обеспечения обязательств – это дополнительная мотивация представителя второй стороны исполнять взятые на себя обязательства. За каждый день просрочки будет начисляться неустойка, что в случае длительного простоя может нанести существенный имущественный вред.

Напоминаем, что кредитор не вправе требовать неустойки, если неисполнение обязательства стало наличным не по вине контрагента. Например, могли иметь место форс-мажорные обстоятельства: стихийное бедствие, техногенная авария или что-то ещё. Их полный перечень невозможно найти ни в одном законе, так как этот момент разрешается на усмотрение суда.

Претензия

Претензия является документом, который одна сторона направляет другой по поводу нарушения её прав. Дело может быть в просрочке или иной разновидности ненадлежащего исполнения обязательств. Перед тем, как обращаться в суд, контрагенты пытаются разрешить вопрос мирным путём. Такой исход будет выгоден обеим сторонам соглашения, ведь решение суда хоть и будет более суровым для нарушителя, ждать его придётся довольно длительный промежуток времени. Судебные тяжбы могут тянуться месяцами и даже годами. Всё зависит от суммы заявленных требований и количества доказательной базы, сопутствующих документов.

Ответ

Гражданское законодательство не обязывает контрагентов по сделке в обязательном порядке отвечать на все деловые письма друг друга. Это означает, что сторона в теории может просто проигнорировать поступивший запрос, однако делать этого крайне не рекомендуется. Лучшим вариантов будет проанализировать претензию контрагента, рассмотрев её с фактической и правовой стороны, парировать её своими доводами. Возможно, представителям удастся прийти к общему мнению по сложившемуся вопросу.

Общий срок ответа на претензию составляет 30 календарных дней. По факту истечения этого промежутка времени контрагент получит полное право на обращение в арбитражный суд.

Как отправить

Современные условия внесли определённые изменения в ведение деловой переписки между контрагентами. Подразумевается, что ответ на письмо должен быть направлен тем же способом, что и был получен изначальный документ. Это правило работает не во всех случаях, ведь претензия относится к той разновидности официальных бумаг, которые приходится отправлять исключительно посредством Почты России. Это обуславливается необходимостью подтверждения самого факта уведомления второй стороны о наличии претензий. Такая обязанность диктуется нормами Арбитражного процессуального кодекса.

Форма документа

Действующее законодательство выстроено таким образом, чтобы максимально упростить взаимодействие между субъектами гражданского процесса. Так, любой документ, используемый в рамках договорных правоотношений, может быть составлен в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Этот момент значительно упрощает документооборот.

Исполнить ответ рекомендуется на фирменном бланке компании, его направляющей. Таким образом документ приобретёт более деловой, строгий внешний вид, а контрагенту будет проще сориентироваться, кто является отправителем.

Текст допускается написать как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. И тот и тот вариант повсеместно применяется на практике.

Инструкция по составлению ответа

Ответ на претензию контрагента по своему посылу крайне схож с отзывом на исковое заявление. Составителю придётся проанализировать доводы второй стороны и сконструировать свою правовую позицию по данному вопросу.

Начать работу следует с обозначения, кому, от кого и по какому вопросу направляется письмо. В правом верхнем углу листа бумаги прописываем ФИО руководителя фирмы-контрагента, наименование предприятия со ссылкой на организационно-правовую форму. Здесь же обозначаем аналогичный набор сведений о себе и своей компании. Если в качестве стороны соглашения выступает физическое лицо, потребуется указать его ФИО и паспортные данные.

Следующим шагом отмечаем, что лицо уведомлено о поступлении претензии, получило её экземпляр, а также ознакомилось с содержанием. Проанализировав содержание официальной бумаги, возражаем на доводы контрагента или соглашаемся с ними. Как бы то ни было, никто кроме суда не вправе обязать организацию или гражданина выплатить денежные средства.

Если имеются какие-то доказательные документы, оформляем их в качестве приложений, перечислив по списку. Речь может идти о различных подтверждающих бумагах: акты, графики, договоры и так далее.

Примерный образец

На этом этапе работа по составлению ответа подходит к завершению. Подписываем его и направляем контрагенту любым удобным способом. Оставленный на бумаге автограф необязательно должен принадлежать лично директору фирмы, однако крайне желательно. Документ не носит строго регламентированного процессуального характера, вследствие чего составить и направить его может любой представитель компании.