Объяснительная за невыполнение плана – это документ, в котором сотрудник предприятия разъясняет руководству, по каким причинам он не справился с выполнением поставленной перед ним задачи. Сегодня мы разберемся, каким образом подобную ситуацию можно квалифицировать с точки зрения положений норм трудового права, какая ответственность предусмотрена для сотрудника, причем тут объяснительная записка.

План на работе

В настоящее время большинство частных и государственных организаций выстраивают свою модель работы с использованием месячных, квартальных и годовых планов. Если в некоторых компаниях подобный подход обусловлен получением прибыли, то вот в других он вызывает вопрос. Так, государственные родильные дома также используют систему планирования по количеству новорожденных детей, от этого показателя у акушеров-гинекологов и медсестер будет зависеть заработная плата.

Как мы уже сказали ранее, план может устанавливаться на различные периоды: месяц, триместр, квартал, полугодие, год. Чаще всего используется именно месячная система. Выполнение плана обычно завязано на размере зарплаты. Если оклад сотрудник получит в любом случае, то вот на премию придётся добросовестно трудиться. Невыполнение плана безо всякого сомнения вызовет вопросы у непосредственного начальника и вышестоящего руководства, а особенно в тех случаях, когда коллеги по цеху справились с задачей, а один отдельно взятый сотрудник – нет. Здесь потребуется разобраться в причинах и, возможно, поставить вопрос о несоответствии работника занимаемой им должности.

В коммерческих компаниях доход всей организации зависит от качества работы сотрудников, а содержать на окладе человека, который не справляется с должностными обязанностями никому не выгодно.

Дисциплинарная ответственность

Работодатель согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации обладает возможностью применять в отношении своих подчинённых санкции, а если быть точнее, то меры дисциплинарного взыскания. Вопрос о том, является ли невыполнение плана основанием для применения санкции, остаётся открытым. В принципе, подобный проступок работника можно квалифицировать как неисполнение работником трудовых обязанностей без уважительных причин, что в свою очередь является основанием для вынесения выговора или хотя бы замечание. Если невыполнение плана станет систематическим явлением, речь уже пойдёт о расторжении трудового договора в одностороннем порядке по инициативе работодателя.

Работник обладает многими правами и гарантиями от государства, позволяющим ему защищаться в споре с работодателем. Один из таких механизмов – обращение с жалобой в трудовую инспекцию. О том, как правильно составить и предъявить подобный документ на рассмотрение, мы рассказали в другом нашем материале, опубликованном на сайте.

Объяснительная записка

Объяснительная записка представляет собой важный документ как для работника, не выполнившего план, так и для работодателя. Разберёмся, что тут к чему.

Работник получит возможность оправдать невыполнение плана, привести уважительные причины в поддержку своей позиции. Например, на качестве работы в течение месяца может сказаться плохое самочувствие или проблемы семейного характера за пределами предприятия. Здесь следует понимать, что вопрос о применении или неприменении санкции применяет директор, который в теории может войти в положение и закрыть глаза на нарушения.

Что касаемо позиции работодателя, то для применения санкции к работнику необходимо в обязательном порядке взять с него объяснительную. В противном случае привлечение к ответственности можно будет оспорить через суд или трудовую инспекцию. Сотруднику даётся 2 дня на оформления официальной бумаги со своей позицией. Если не уложиться в этот срок или вовсе пренебречь возможность оправдаться, кадровик составит акт об отказе дать объяснения, который и заменит собой объяснительную.

Инструкция по составлению объяснительной

Объяснительная за невыполнение плана составляется работником в свободной форме, адресуется руководителю организации. Для удобства работы с документом можно попросить в отделе кадров компании фирменный бланк, однако можно обойтись и без него. Для формирования записки нам потребуется лишь шариковая ручка и чистый лист бумаги формата А4.

В правом верхнем углу листа бумаги мы пропишем ФИО руководителя компании, занимаемую им должность, полное наименование фирмы со ссылкой на её организационно-правовую форму. Далее по тексту отметим ФИО работника, дающего объяснения, должность согласно штатному расписанию.

Ниже по документу начинаем разъяснять детали случившегося инцидента. Первым делом соглашаемся с тем, что мы действительно не справились с выполнением плана. Затем даём свои пояснения по данному вопросу, приводим аргументы и доказательства уважительности причин, препятствующих исполнению должностных обязанностей надлежащим образом. Какого-то исчерпывающего перечня поводов не существует в природе, однако в качестве таковых можно расценить отпуск, больничный, служебную поездку, плохое самочувствие, проблемы в личной жизни.

На этом этапе работу по формированию объяснительной можно считать завершенный. Итоговый вариант документа заверяем автографом, ставим дату составления, передаём руководителю или в отдел кадров. В конечном итоге записка в любом случае дойдет до конечного адресата.

Примерный образец