Объяснительная по факту невыдачи чека – это внутренний документ предприятия, в котором кассир даёт объяснения причинам, по которым он не выдал покупателю кассовый чек. Сегодня мы разберемся, что отечественный законодатель говорит нам по поводу выдачи кассовых чеков покупателям, можно ли не выдавать чеки вообще, зачем нужна подобная объяснительная и как правильно её составить.

Кассовый чек

Сейчас, когда вся торговля в нашей стране должна осуществляться с использованием контрольно-кассовой техники, вопрос о выдаче чеков покупателям стоит не особенно остро. Любой предприниматель обязан иметь в своем распоряжении кассовый аппарат, который и печатает чеки по факту каждого отпуска товара. По идее, кассир обязан распечатать два чека: один для себя, один для покупателя.

Как показывает практика, многим покупателям кассовые чеки не нужны и вовсе, они их просто выбрасывают сразу же на выходе из магазина, тем не менее этот факт не освобождает торговую точку от законодательной обязанности. С развитием телекоммуникационных технологий законодатель разрешил направлять кассовые чеки о покупках покупателю в электронном формате в виде смс-сообщения, письма на e-mail или в качестве сообщения в социальной сети. Подобная правка в законе позволяет экономить энную сумму на чековой ленте, если магазин имеет электронную базу своих покупателей с контактными данными.

Электронный чек с точки зрения закона способен полностью заменить его физическую версию, выступить подтверждением совершения покупки. Каждый чек регистрируется в ФНС, ведь с покупок уплачивается НДС. Проверить достоверность чека не составит особого труда, посетив официальный сайт налоговой службы, введя его реквизиты в соответствующие поля для заполнения.

Кассир не выдал чек

Проблема с кассовым чеком возникает в тех случаях, когда покупателю он по неким причинам пригодился, однако самого документа о совершении покупки у него на руках не оказалось. Чек может пригодиться для возврата товара, обращения в адрес магазина с претензией или по иным причинам. Так, многие компании часто проводят различного рода акции и розыгрыши, для принятия участия в которых необходимо зарегистрировать чек на соответствующим интернет-портале.

Итак, если кассир не выдал кассовый чек, покупатель сможет обратиться в адрес магазина с претензией. В дальнейшем будет запущено внутреннее разбирательство в рамках предприятия, целью которого будет установление фактов. Получается, что кассир не справился со своими должностными обязанностями, проигнорировав одно из требований должностной инструкции. По идее, за подобное нарушение руководство магазина может применить к работнику определенные меры взыскания, а тем более, что кассир является материально ответственным лицом.

За невыдачу кассового чека кассира может ждать замечание или выговор. Эти меры взыскания предусмотрены положениями Трудового кодекса Российской Федерации.

Объяснительная записка

Объяснительная записка является обязательным документом в процедуре разбирательства в ситуации. Так, работодатель не имеет права применить в отношении своего сотрудника дисциплинарное взыскание, не запросив с него официальную объяснительную. Также отметим, что применение санкций к работнику – это право работодателя, а не его обязанность. В теории, если подчинённый предоставит достаточно веские обстоятельства совершения подобного проступка, работодатель может и не применять санкции.

Причины невыдачи кассового чека могут быть различными, в том числе и не всегда зависящими от самого кассира. Самое банальное – закончилась чековая лента. Кассир должен работать с тем, что ему предоставила организация, а значит, если чековая лента закончилась, он не обязан закрывать торговую точку и идти в ближайший канцелярский магазин за дополнительным рулоном.

Рассказываем, как составить объяснительную

Объяснительная по факту невыдачи чека должна начинаться с заполнения шапки. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем полное наименование организации-работодателя, ФИО и должность её руководителя. Затем здесь же, немного отступив вниз, обозначим ФИО работника, его должность на предприятии.

Ниже по документу приступаем к основному содержательному блоку. Ссылаемся на то, что такого-то числа мы не выдали покупателю кассовый чек, разъясняем причины произошедшего:

  • большой поток покупателей;
  • загруженность торговой точки;
  • закончилась кассовая лента;
  • и так далее.

В принципе, на этом содержательный блок нашей объяснительной можно считать завершенным. Итоговый вариант мы заверяем своим автографом, ставим дату формирования официальной бумаги, передаём на рассмотрение руководителю.

Если выяснится, что чек был не выдан покупателю не по вине кассира, а руководство в любом случае применило к работнику дисциплинарное взыскание, такое решение можно будет обжаловать в местное управление Государственной инспекции труда. Должностные лица государственного ведомства примут ваше обращение к производству, проведут ряд проверочных мероприятий и установят факты. Как только будет выяснено, что кассир в действительности не мог выдать чек, организацию-работодателя привлекут к ответственности. Более того, к рассмотрению может быть привлечен также и Роспотребнадзор как профильное ведомство по надзору за соблюдением потребительского закона.

Примерный образец