Исковое заявление к туроператору – это самостоятельный документ, с которым вправе обратиться в суд любой потребитель туристических услуг, чьи законные права и интересы были нарушены действиями недобросовестного контрагенту. В материале мы рассмотрим, чем регулируется туристский бизнес в России, как правильно составить исковое заявление и обратиться с ним в суд.

Споры с туроператором

С тех пор, как из нашего государства появилась возможность спокойно выезжать, начали свою деятельность туристические операторы. Предполагается, что компания должна решить за потребителя все вопросы с документами, транспортировкой, бронированием отеля, развлечениями на месте отдыха и так далее. Безусловно, сделать все вышеперечисленные дела может и сам человек, однако всегда лучше доверить задачу профессионалам.

Споры с туроператорами всегда связаны с ненадлежащим исполнением взятых на себя по договору обязательств.

Правовая основа

Правовой основой по данной категории споров выступят несколько нормативных правовых актов:

Проанализировав отдельные положения вышеуказанных документов, можно прийти к выводу, что потребитель всегда должен получать исключительно услуги надлежащего качества. Если в условиях договора оператор берёт на себя обязательство обеспечить транспортировку лиц из пункта А в пункт Б, жильём на месте пребывания и прочими благами, всё должно быть выполнено в полном соответствии с условиями соглашения. В противном случае потребитель получит полное право на обращение в суд.

Моральный вред

Гражданский кодекс в качестве объекта защиты выделяет психическое здоровье и моральное состояние человека. Так, если субъект правоотношений понёс психические или нравственные страдания в результате действий/бездействия контрагента, он имеет возможность взыскать с него денежную компенсацию.

Без всяких сомнений испорченный отдых принесёт человеку психические страдания и нервный стресс. Трудовой кодекс РФ предусматривает всего 28 календарных дней отпуска в году, вследствие чего работники стараются провести это время так, чтобы оно запомнилось как минимум до следующего отпуска. Если по вине туроператора долгожданный отдых не состоится или потребитель получит не то, что ему обещали, психического расстройства избежать не выйдет.

Оценка морального ущерба всегда лежит на плечах суда. Безусловно, оценить страдания человека в денежной форме объективно невозможно, однако судебная практика выработала условный механизм. Какую бы сумму ни заявлял истец в своём заявлении, суд удовлетворяет требования в части, от 2 до 5 тысяч рублей. Конечно, можно попытаться взыскать и большую сумму, однако для этого придётся в красках описать суду и ответчику всю тяжесть своего психического состояния в момент, когда заявитель узнал об испорченной поездке.

Подсудность

Спор с туроператором относится к разряду потребительских, следовательно, подсудность будет определяться положениями ст. 28 Закона «О Защите прав потребителей». Потребителю доступна альтернативная подсудность. Так, истец имеет право обратиться с заявлением в:

  • суд по месту регистрации ответчика;
  • суд по месту регистрации или временного пребывания истца;
  • суд по месту заключения соглашения, вокруг которого и крутится конфликт.

Какой бы выбор ни сделал заявитель, суд не вправе отказать в принятии иска.

Госпошлина

По идее, рассмотрение дела в суде является государственной услугой, чтобы получить которую придётся уплатить определённую денежную сумму. Однако потребительские споры являются обособленной разновидностью, к ней предъявляются совершенно иные правила. Так, ч. 3 ст. 27 потребительского закона гласит, что потребитель, выступающий с иском, освобождается от уплаты госпошлины.

Форма документа

Несмотря на всю сложность и разветвлённость действующего ныне в России законодательства, никакого общеобязательного унифицированного бланка для составления иска не предлагает ни один нормативный правовой акт. На самом деле, это довольно удобно, так как для формирования иска потребителю не потребуется ничего, кроме ручки и листа бумаги.

Что касаемо исполнения текста, то его допускается написать как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средства. Оба варианта повсеместно применяются на практике, тем более в потребительских спорах, когда истцом является не профессиональный юрист, а рядовой гражданин.

Инструкция по составлению иска

Начинаем с преамбулы искового заявления, разместив в правом верхнем углу листа бумаги адрес районного (городского) суда, в котором будет рассматриваться наше заявление, а также сведения о сторонах и их представителях. Если между потребителем и туроператором заключён договор, то разузнать данные о контрагенте не составит абсолютно никакого труда.

Ниже по документу переходим к описательно-мотивировочной части, разъясняя суду и ответчику по делу свою правовую позицию относительно сложившейся ситуации. Закон не обязывает потребителя в своём иске ссылаться на нормы закона, тем не менее мы крайне рекомендуем это делать.

Следующим шагом плавно подводим мысль к выдвижению требований. Разъяснив, на чём основывается позиция истца, можно просить суд совершить в отношении ответчика определённые действия. В данной категории споров речь всегда идёт о взыскании денежных средств: возврат денег по договору, неустойка, моральная компенсация.

Примерный образец

Подписываем исковое заявление, отправляем первый экземпляр ответчику, а второй – в суд.