2.5. Условия экономического развития

2.5. Условия экономического развития

Реформирование налоговой политики

Преобразования в области налоговой политики осуществляются в рамках налоговых изменений, принятых и планируемых к принятию в рамках Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, разрабатываемых Минфином России совместно с Минэкономразвития России.

Основными мерами, предпринятыми ранее и реализуемыми в настоящее время в указанных направлениях, стали:

Совершенствование налогообложения и создание благоприятных условий для исполнения налогоплательщиком своих обязанностей

Введен обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

Установлена обязанность банков сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физлицами, которые не являются предпринимателями.

Улучшение инвестиционного климата

В настоящее время приняты меры, направленные на формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации путем применения мер государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности на определенных территориях субъектов Российской Федерации, в том числе в виде предоставления налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам зон территориального развития (Федеральный закон "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена льгота по НДС в отношении услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках.

Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации", разработанный в целях создания благоприятных налоговых условий осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа.

Поддержка малого и среднего бизнеса

Продолжена работа по совершенствованию специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.

Переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 2013 года носит добровольный порядок, и данный налоговый режим по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения будет отменен с 2018 года.

Налоговое стимулирование развития человеческого капитала

В целях совершенствования применения имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц был принят и вступил в силу с 1 января 2014 г. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Проводится работа по выравниванию налоговых условий для инвестиций физических лиц в различные виды активов.

Так, Федеральным законом "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривается дополнить часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации статьей 219.1 "Инвестиционные налоговые вычеты", которая вступит в силу с 1 января 2015 года.

Совершенствование налогообложения финансовых инструментов

Федеральным законом "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" уточнен порядок налогообложения и выполнения функций налогового агента российскими организациями в отношении выплат по еврооблигациям по выпускам с 1 января 2014 года. В соответствии с указанными изменениями исчисление и удержание сумм налога на прибыль организаций с процентных доходов иностранных организаций, выплачиваемых по российским еврооблигациям, не производится.

Федеральным законом "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" уточнен порядок налогообложения прибыли по операциям с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами и другим финансовым операциям.

Оптимизация налоговых льгот

В рамках работы по децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Федеральным законом "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" была реализована мера, в соответствии с которой с 1 января 2013 г. отменяются налоговые льготы по налогу на имущество организаций для железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой частью указанных объектов. При этом для указанных инфраструктурных объектов предусмотрен переходный период, устанавливающий плавное повышение предельных ставок налога до 2019 года.

Имущественное налогообложение

Введен новый порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости для отдельных объектов недвижимости по налогу на имущество организаций.

Введена индексация налоговой базы по налогу на имущество физических лиц на коэффициент-дефлятор.

Введены повышающие коэффициенты для расчета транспортного налога в отношении дорогих автомобилей.

Совершенствование амортизационной политики

Федеральным законом "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточнен порядок восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в части исключения необходимости восстанавливать "амортизационную премию", кроме случаев, когда сделка осуществляется между взаимозависимыми лицами.

Налоговый маневр

Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусматривает реализацию "налогового маневра", в рамках которого предлагается поэтапно (за 3 года) сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза за три года на нефть, 1,7 - 5 раза на нефтепродукты в зависимости от вида нефтепродуктов) с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз).

С целью недопущения роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, а также минимизации негативных шоков для отдельных отраслей предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года), а также предоставление налоговых вычетов из сумм акциза при получении (приобретении в собственность) отдельных нефтепродуктов (бензин и ароматические углеводороды для нужд нефтехимических производств, авиационный керосин для заправки воздушных судов) потребителями на внутреннем рынке, имеющими свидетельства на операции с соответствующими нефтепродуктами.

Реализация "налогового маневра" положительно скажется на нефтяной отрасли. Так, при сравнении с действующими налоговыми и таможенно-тарифными условиями на 2015 год и далее "налоговый маневр" обеспечит:

рост маржи переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах Российской Федерации в 2,5 раза;

усиление экономических стимулов к ускоренной модернизации нефтеперерабатывающих заводах, направленной на максимально полное превращение темных нефтепродуктов в светлые;

снижение налоговой нагрузки на добычу "традиционной" нефти (в отношении которой не предоставлено никаких льгот) на 3 процента;

снижение налоговой нагрузки на добычу льготируемых видов нефти на 5 - 24 процента.

При этом предполагается, что при прочих равных условиях рост цен на моторные топлива на внутреннем рынке останется в пределах инфляции.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 2015 - 2017 гг. предусматривает установление тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов. Отмена предельного порога позволит повысить качество оказания бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Таможенно-тарифная политика

В 2015 - 2017 гг. реализация таможенно-тарифной политики будет проходить в условиях переориентации внешнеэкономических отношений, в том числе из-за мировой нестабильности, связанной с развитием сценария введения новых торговых ограничений.

Так, решение приоритетных задач, направленных на модернизацию экономики, ввиду недружественных действий отдельных стран потребует переориентации импорта необходимого современного, высокотехнологичного оборудования с традиционных рынков центральной Европы, США, Японии на страны Востока и Юго-Восточной Азии.

Существует вероятность дальнейшей эскалации проводимой в отношении Российской Федерации санкционной политики, что потребует применения ответных мер в области как ограничения внешней торговли, так и усилий, направленных на диверсификацию существующих внешнеэкономических связей.

В связи с активными действиями Европейского союза по заключению соглашений об ассоциации со странами Восточной Европы (Украина, Молдавия, Грузия, потенциально другие страны) и о несовместимости таких зон свободной торговли с действующими нормами как технического, так и санитарно-фитосанитарного регулирования, а также прямым влиянием либерализации таможенного тарифа стран на взаимную торговлю с Россией, потребуется экспертная работа по сокращению негативного влияния действия таких соглашений вплоть до перехода на непреференциальный режим торговли с такими странами.

Одновременно планируется дальнейшее расширение Таможенного союза. С 1 января 2015 г. начнет функционировать Евразийский экономический союз - интеграционное объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. О своем желании присоединиться к Евразийскому экономическому союзу уже заявили Армения и Киргизия. Подготовлен Договор о присоединении Республики Армения и дорожная карта по вступлению в Таможенный союз (в дальнейшем в Евразийский экономический союз) Киргизской Республики. Согласно информационным сообщениям, интерес к присоединению к Таможенному союзу проявляют целый ряд стран - Турция, Индия и другие.

Реализация проводимой политики импортозамещения возможно потребует более активной работы по увеличению ставок таможенных пошлин в допустимых рамках обязательств ВТО на товары, конкурентоспособные аналоги которых уже производятся в Российской Федерации, а также продолжения активной работы в части соблюдения принципа эскалации таможенного тарифа путем снижения ставок на комплектующие и сырье, необходимое для освоения либо развития производственных мощностей отечественных товаропроизводителей, что необходимо как для импортозамещения, так и для успешной работы на глобальном рынке.

Определяющее влияние на таможенно-тарифное регулирование импорта Таможенного союза будут оказывать обязательства России в ВТО. Средневзвешенный уровень тарифной защиты, зафиксированный в едином таможенном тарифе Таможенного союза, с января по сентябрь 2014 г. составил 7,8 процента.

С 1 сентября 2014 г. произошло очередное снижение таможенного тарифа в рамках тарифных обязательств Российской Федерации в ВТО. По параметрам, зафиксированным в Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, средневзвешенная ставка в период с 1 сентября по 31 декабря 2014 г. составит 7,25 процента. В среднем по 2014 году - 7,54 процента. В 2015 году снижение средневзвешенной ставки составит 0,48 п. п. (в среднем до 7,06%), в 2016 году - 0,45 п. п. (в среднем 6,61%) и в 2017 году - 0,78 п. п. (в среднем 5,83 процента).

Подготовка Основных направлений таможенно-тарифной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, в том числе пересчет средневзвешенных ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, будет начата в ноябре 2014 года.

Формирование спроса

Замедление экономического роста в 2014 году полностью определялось динамикой внутреннего спроса. Вклад в рост ВВП потребительских расходов домашних хозяйств снизился с 2,3 п. п. до 0,8 п. пункта. Вклад инвестиционного спроса в 2014 году стал негативным, -0,5 п. п., после нулевых значений в 2013 году. Падение спроса на запасы продолжается третий год подряд. В 2014 году введение запрета на импорт части продовольственных товаров усилило тенденции сокращения запасов. В целом динамика валового накопления внесет отрицательный вклад в рост ВВП в размере 2,1 п. п. против 1,5 п. п. в 2013 году. В 2014 году ожидается существенное улучшение чистого экспорта товаров и услуг. Если в 2012 году динамика чистого экспорта замедлила экономический рост на 1,5 п. п., в 2013 году этот вклад стал положительным и составил 0,4 п. п., то в 2014 году, по оценке Минэкономразвития России, вклад чистого экспорта в рост ВВП составит 1,8 п. пункта. Положительный вклад внешней торговли обеспечивается сокращением импорта товаров на 8,2 процента.

В 2015 - 2017 гг. экономический рост будет составлять 1,2 - 3% в год. Главным фактором роста экономики вновь станет внутренний спрос, рост которого будет постепенно восстанавливаться с отрицательных значений в 2014 году до 1,7 - 3,5% в 2015 - 2017 годах.

В 2015 году валовое накопление станет наиболее динамичной компонентой внутреннего спроса и будет вносить наибольший вклад в экономический рост. Ожидается восстановление запасов после их падения в 2012 - 2014 гг. и возобновление роста инвестиционного спроса за счет компаний инфраструктурного сектора и государственных инвестиций.

В то же время на фоне высокой инфляции и замедления роста заработной платы вклад потребления домашних хозяйств снизится до 0,3 п. пункта. В 2016 - 2017 гг. двигателем экономики вновь будут потребительские расходы, которые обеспечат более половины роста ВВП в этот период.

Вклад в темпы прироста ВВП, %

2013 г.
2014 г.
прогноз
2015 г.
2016 г.
2017 г.
ВВП используемый
1,3
0,5
1,2
2,3
3,0
Расходы на конечное потребление
2,4
0,8
0,3
1,6
2,1
Домашних хозяйств
2,3
0,8
0,3
1,5
1,8
Государственного управления
0,1
0,0
0,0
0,1
0,3
Валовое накопление
-1,5
-2,1
1,3
0,9
1,2
Валовое накопление основного капитала
0,0
-0,5
0,4
0,4
0,6
Изменение запасов
-1,4
-1,6
0,8
0,6
0,6
Чистый экспорт
0,4
1,8
-0,3
-0,1
-0,3
Экспорт товаров и услуг
1,2
0,1
0,0
0,4
0,5
Импорт товаров и услуг
-0,8
1,7
-0,4
-0,5
-0,8

Начиная с 2015 года вклад чистого экспорта в рост ВВП снова станет отрицательным за счет возобновления роста внутреннего спроса. Динамика импорта товаров в 2015 - 2017 гг. будет на 1 п. п. опережать динамику экспорта, при этом в результате процессов импортозамещения рост импорта будет уступать росту внутреннего спроса и не превысит 1,2 - 2,2% в год. В наибольшей степени этот рост будет связан с ростом спроса на импортируемые товары промежуточного потребления и инвестиционные товары, отражая повышение роли совместных производств и импортных комплектующих, а также ускорение роста инвестиционного спроса. Доля инвестиционных товаров в структуре импорта вырастет с 24,0% в 2014 году до 24,6% в 2017 году. Доля импорта промежуточной продукции будет сохраняться на уровне близком к трети от общего объема импорта.

В наибольшей степени процессы вытеснения импорта будут характерны для потребительского рынка. Потребительские расходы будут все в большей степени переориентироваться на отечественные товары как по продовольствию, так и по непродовольственным товарам по мере повышения их конкурентоспособности. Физический темп роста потребительского импорта замедлится до 0,7% в год (в среднем за 2015 - 2017 гг.), при этом в структуре импорта доля потребительской продукции снизится с 43% в 2013 году до 41,6% в 2017 году.

В то же время рост экспорта будет существенно ограничен снижением поставок энергоносителей и не превысит 1,3% в реальном выражении. Если в 2014 году стоимостные объемы товарного экспорта ожидаются на уровне 512 млрд. долларов, то к 2015 году ожидается их снижение до 495 млрд. долларов США, после чего рост восстановится и к 2017 году достигнет 508 млрд. долларов США.

В целом снижение стоимостных объемов экспорта в прогнозный период сохраняет долгосрочную тенденцию снижения доли экспорта в ВВП. Если в первой половине 2000-х годов доля товарного экспорта в ВВП превышала 30%, то к 2014 году она снизилась до 25,6%, а в 2017 году составит 22,7 процента. Похожая траектория складывается также для товарного импорта, доля которого до кризиса составляла более 17% в ВВП, к 2014 году - снизилась до 15,9% и к 2017 году ожидается на уровне 15,3 процента. Таким образом, открытость российской экономики, измеренная долей суммарного внешнеторгового оборота в ВВП, снизится со значений близких к 50% в начале 2000-х годов до 41,5% в 2014 году и до 38% в 2017 году.

Профицит внешнеторгового сальдо также будет сокращаться с уровня около 10% ВВП в 2010 - 2012 гг. до 8% ВВП в 2015 году и 7% в 2017 году.

Изменение структуры ВВП со стороны компонент спроса в основном будет связано со снижением доли экспорта в ВВП, которое определит увеличение веса компонент внутреннего спроса. Потребительские расходы вырастут по отношению к ВВП с 51,6% в 2013 году до 52,7% в 2017 году. В 2015 - 2017 гг. доля валового накопления основного капитала в структуре ВВП сохранится на уровне 20 - 20,5% при темпах роста инвестиций 1,6 - 2,9% в год.

Структурные сдвиги в экономике

Со стороны производства ВВП также можно ожидать ряд структурных изменений. В 2014 году замедление роста ВВП связано, прежде всего, с сокращением оптовой торговли и чистых налогов на продукты.

Динамика торговли снизилась с 1,1% в 2013 году до -2,4% в 2014 году, а вклад в рост ВВП сократился соответственно с 0,2 п. п. до - 0,4 п. пункта. За этим сокращением, прежде всего, стоит резкое снижение активности в оптовом секторе, динамика которого снизится на 4,6% в текущем году. На снижение динамики налогов повлияли резкое сокращение товарного импорта и пошлин от экспорта топливно-энергетических товаров.

Замедление роста экономики отразилось на замедлении транспортных и коммуникационных услуг, в результате вклад транспорта и связи в рост ВВП в 2014 году будет равен нулю против 0,3 - 0,1 п. п. в 2012 - 2013 годах.

В то же время в 2014 году ускорился рост промышленного производства. Если в 2013 году промышленность обеспечила прирост ВВП на 0,2 п. п., то в 2014 году ее вклад в прирост ВВП вырос до 0,4 п. пункта.

Обрабатывающие производства после прироста добавленной стоимости в 2013 году на 1,2% в текущем году существенно увеличили темпы роста - до 2,8 процента. Высокий урожай сельскохозяйственной продукции второй год подряд обеспечивает положительный вклад в рост ВВП со стороны агропромышленного комплекса. Сектор финансовой деятельности, несмотря на повышение стоимости кредитов, продолжает поддерживать рост экономики благодаря сохранению двузначного роста кредитования и обеспечивает прирост ВВП в 2014 году на 0,4 п. пункта.

В прогнозный период рост ВВП ускорится до 1,2 - 3% в 2015 - 2017 годах. Одним из факторов будет являться возобновление роста оптовой и розничной торговли. С 2016 года по мере восстановления потребительского спроса вклад торговли в рост ВВП повысится до 0,5 п. пункта.

Обрабатывающие производства в 2015 - 2017 гг. будут ежегодно обеспечивать 0,3 - 0,4 п. п. роста ВВП за счет динамики машиностроения, легкой промышленности, пищевой промышленности и отраслей химического комплекса.

Переход динамики инвестиционного спроса в область положительных значений приведет к тому, что вклад строительства в рост ВВП будет повышаться и в 2015 - 2017 гг. составит 0,1 - 0,2 п. п. против -0,2 п. п. и -0,1 п. п. в 2013 - 2014 годах.

Восстановление экономического роста и промышленности приведет к повышению динамики спроса на транспортные услуги и позволит обеспечить положительный вклад в рост ВВП со стороны транспортного сектора до 0,2 п. п. к концу прогнозного периода.

Структура ВВП в разрезе видов экономической деятельности, %

2012 г.
2013 г.
2014 г.
оценка
2015 г.
2016 г.
2017 г.
прогноз
ВВП произведенный
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
3,2
3,2
3,3
3,6
3,6
3,6
Рыболовство, рыбоводство
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
Добыча полезных ископаемых
9,4
9,3
9,8
9,7
9,6
9,3
Обрабатывающие производства
12,7
12,8
13,2
13,7
13,7
13,6
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
2,9
2,9
2,9
3,0
3,1
3,2
Строительство
6,4
6,2
5,8
5,8
5,8
5,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
15,8
15,7
15,3
15,5
15,5
15,5
Гостиницы и рестораны
0,9
0,9
0,9
0,9
0,9
0,9
Транспорт и связь
7,4
7,3
7,1
7,4
7,4
7,3
Финансовая деятельность
3,8
4,2
4,6
4,9
5,0
5,3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
10,1
10,4
10,4
10,4
10,3
10,4
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
5,4
5,8
5,7
5,6
5,7
6,0
Образование
2,5
2,6
2,6
2,6
2,7
2,8
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
3,2
3,2
3,3
3,3
3,4
3,5

В прогнозный период увеличится доля промышленного производства в структуре ВВП с 25% в 2013 году до 25,9% в 2014 году и до 26% в 2017 году. При этом после всплеска увеличения доли добычи полезных ископаемых в ВВП в 2014 году, обусловленного ростом цен, в дальнейшем доля добычи полезных ископаемых в общем объеме производства существенно сократится и сохранится на уровне 2011 - 2013 гг., составив 9,3% к концу прогнозного периода. Это будет происходить как за счет стабилизации объемов выпуска, так и за счет ожидаемого снижения цен на нефть. Обрабатывающие производства увеличат свою долю в ВВП с 13,2% в 2014 году до 13,6 - 13,7% в 2015 - 2017 гг. в связи с начавшимся процессом импортозамещения и ростом отраслей инвестиционного спроса. Доля энергетики также будет повышаться, во многом за счет ценового фактора в результате повышения оценки роста тарифов.

Доля сектора "Сельское хозяйство" в последующие годы будет довольно высокой (3,6%), что соответствует среднесрочным планам по активной модернизации сельского хозяйства. Доля сектора "Рыболовство" в структуре ВВП останется практически без изменений.

Прирост добавленной стоимости по основным секторам, %

2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
оценка
прогноз
Рост ВВП
3,4
1,3
0,5
1,2
2,3
3,0
Торгуемые сектора <*>
1,5
1,3
1,8
1,6
1,7
2,2
Сельское хозяйство, лесное хозяйство
-3,8
3,0
2,5
2,2
2,1
2,5
Добыча полезных ископаемых
1,6
0,9
0,2
0,4
0,5
0,7
Обрабатывающие производства
2,8
1,2
2,8
2,4
2,4
3,1
Неторгуемые сектора <**>
4,3
1,4
0,2
1,3
2,8
3,5
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
0,6
-2,3
-0,8
0,7
1,0
1,4
Строительство
2,6
-2,4
-2,2
1,9
1,5
2,8
Оптовая и розничная торговля
3,8
1,1
-2,4
0,6
2,9
3,4
Транспорт и связь
3,9
1,0
0,5
2,3
2,4
2,8
Финансовые услуги
18,2
11,5
9,9
7,4
8,3
8,5
Прочие неторгуемые сектора
3,7
1,5
0,9
0,3
2,3
3,3

--------------------------------

<*> Сектора экономики, производящие в основном товары и услуги, участвующие в международном обмене.

<**> Сектора экономики, производящие товары и услуги, в основном потребляемые внутри страны.

В целом, в 2015 году темп роста торгуемых секторов, как и в 2014 году, будет опережать рост неторгуемого сектора, динамика которого будет ограничена сдержанным ростом торговли и операций с недвижимым имуществом. Вклад бюджетных секторов по мере оптимизации численности работников уменьшится до 0% против 0,1% в 2014 году.

Вклад в рост ВВП торгуемых и неторгуемых секторов, %

В 2016 - 2017 гг. этот тренд изменится, и рост неторгуемых секторов начнет опережать динамику отраслей торгуемого сектора на 1,1 - 1,3 п. п. в год. Строительство будет расти в 2016 - 2017 гг. на 1,5 - 2,8%, несколько повышая свой вес в ВВП. Рост оптовой и розничной торговли составит 2,9 - 3,4 процента.

Сохранение двузначных темпов роста кредитования будет повышать удельный вес в ВВП финансового сектора.

В 2016 - 2017 гг. также повысят свой вес в ВВП услуги с большой долей бюджетного финансирования, такие как образование, здравоохранение и государственное управление, в результате реформирования этих отраслей и повышения заработной платы в бюджетном секторе, при этом их рост в физическом выражении не превысит 1,3% к концу прогнозного периода.

ВВП по источникам доходов

По прогнозным оценкам, в формировании ВВП по видам первичных доходов в 2015 - 2017 гг. в основном сохранятся сложившиеся в 2014 году тенденции изменения его составляющих.

Сдвиг в пользу роста доли оплаты труда предположительно сохранится по 2017 год включительно. Ее удельный вес в структуре ВВП достигнет в 2017 году 52,6% ВВП, против 52% ВВП в 2014 году. Это будет обусловлено влиянием двух факторов.

Во-первых, повышением доли заработной платы с 29,2% ВВП в 2014 году до 29,5% ВВП в 2017 году, что объясняется прогнозируемым опережением темпов роста фонда заработной платы по сравнению с номинальным приростом ВВП.

Во-вторых, это увеличение в 2015 - 2017 гг. отчислений на социальное страхование (с 8,3% ВВП в 2014 году до 8,7% ВВП в 2017 году) за счет введения дополнительных тарифов страховых взносов для отдельных категорий работников в зависимости от условий труда (подземные работы, вредные условия труда и другие) и отмены порога заработной платы для начисления страховых взносов в размере 5,1% на обязательное медицинское страхование.

ВВП по источникам доходов

(в % к произведенному ВВП)

2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ
100
100
100
100
100
Оплата труда наемных работников
51,9
52,0
52,3
52,4
52,6
Заработная плата
29,3
29,2
29,3
29,3
29,5
Отчисления на социальное страхование
8,2
8,3
8,6
8,6
8,7
Скрытая оплата труда
14,4
14,4
14,4
14,4
14,4
Чистые налоги на производство и импорт
18,9
18,9
19,0
19,0
18,5
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы
29,2
29,1
28,7
28,7
28,9

Удельный вес чистых налогов на производство и импорт вырастет с 18,9% ВВП в 2014 году до 19% ВВП в 2015 - 2016 гг., в основном за счет роста поступлений налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. Рост поступлений налога на добавленную стоимость произойдет вследствие роста доли облагаемой добавленной стоимости, вслед за снижением в структуре ВВП экспорта. Увеличение поступлений налога на добычу полезных ископаемых при одновременном снижении доходов от вывозных таможенных пошлин произойдет в результате налогового маневра. В 2017 году доля чистых налогов сократится до 18,5% ВВП вследствие снижения нефтегазовых доходов (за счет сокращения вывозных таможенных пошлин). На уменьшении их размера кроме налогового маневра также скажется и прогнозируемая на 2015 - 2017 гг. стабилизация мировых цен на нефть марки "Urals" на уровне 100 долларов США за баррель, по сравнению с 104 долларами США за баррель в текущем году.

Удельный вес валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов в структуре ВВП в период 2014 - 2015 гг. продолжит сокращаться, сохранив долгосрочный понижательный тренд, начавшийся в 2011 году. С уровня в 29,1% ВВП в 2014 году он достигнет минимальных отметок в 28,7% ВВП в 2015 - 2016 годах. Сокращение удельного веса налоговой компоненты в источниках формирования ВВП по доходам повысит долю валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов в 2017 году до 28,9% ВВП, поскольку резкое ускорение оплаты труда не компенсирует существенного замедления роста чистых налогов.

Производительность труда

В докризисный период 2005 - 2007 гг. среднегодовой прирост производительности труда в расчете на одного занятого составлял 6,8 процентов. Драйверами прироста производительности труда выступали финансовая деятельность - 18,8%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 11,8%, строительство - 11,4% и отрасли обрабатывающего производства - 11,4% (а именно производство резиновых и пластмассовых изделий - 16,9%, машиностроение - 15,2% и текстильное и швейное производство - 13,1 процента).

В посткризисные годы (2011 - 2013 гг.) установилась тенденция замедления роста производительности труда в расчете на одного занятого, в результате чего среднегодовой прирост составил 2,9 процента. Причиной замедления послужило сокращение производительности труда в добыче полезных ископаемых до 0,2% (против среднегодового прироста на 4,5% в докризисный период) и производстве и распределении электроэнергии, газа и воды на 0,2% (против среднегодового прироста на 1,5% в докризисный период), а также значительное замедление прироста производительности труда в таких отраслях, как финансовая деятельность (на 12,6 п. п.), строительство (на 10,5 п. п.) и операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (на 10,3 п. пункта).

Прирост производительности труда и заработной платы, %

В 2014 году рост производительности труда на одного занятого в экономике продолжит замедляться и составит, по оценке Минэкономразвития России, 100,9 процента. В среднесрочной перспективе годовой прирост производительности труда ускорится до 1,6% в 2015 году и 3,1% в 2017 году. При этом прирост ВВП составит от 2,3% до 3% в год. Развитие экономики будет происходить в условиях стабилизации безработицы на уровне порядка 6% экономически активного населения и сокращения численности занятых на фоне некоторого сокращения численности экономически активного населения.

Прирост производительности труда и инвестиций
в основной капитал, %

В прогнозный период темпы роста заработной платы во внебюджетном секторе будут сопоставимы с темпами роста производительности труда. При этом с учетом заложенной гипотезы по индексации заработной платы в бюджетном секторе динамика реальной заработной платы по экономике в целом будет несколько опережать рост производительности труда. В результате доля фонда заработной платы в ВВП может несколько увеличиться с 24,6 до 24,8 процента.

В прогнозный период рост производительности труда будет ускоряться вслед за возобновлением роста в динамике инвестиций в основной капитал и будет связан с модернизацией и техническим перевооружением.

Средний темп роста производительности труда в 2015 - 2017 гг. составит 2,4% в год, что не позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню производительности труда.

Стимулом роста производительности труда может стать реализация государственных программ и программ инновационного развития компаний с государственным участием.

При прогнозируемом росте производительности труда по экономике за 2015 - 2017 гг. на 7,3%, наиболее высокие темпы роста производительности ожидаются в отраслях машиностроения (в авиационной промышленности - на 58,3%, электронной и радиоэлектронной промышленности - 56,7%, станкоинструментальной промышленности - 38,7%, судостроении - 25% за период), а также фармацевтической и медицинской промышленности (на 42,5% за 2015 - 2017 годы). Более низкие темпы роста производительности труда предполагаются в государственных программах развития рыбохозяйственного комплекса (на 5% за прогнозный период), и на предприятиях по производству редкоземельных и редких металлов и продукции из них (на 7,7% и 7,4% соответственно).

При сложившихся бюджетных ограничениях существует риск, что предполагаемые параметры роста производительности не будут выполнены.

Прирост производительности труда, %

2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Сельское хозяйство <*>
2,0
3,8
4,3
4,0
Рыбохозяйственный комплекс
3,4
2,5
2,4
0,0
Легкая промышленность и народные художественные промыслы
текстильное и швейное производство
11,1
8,3
15,0
12,9
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
14,7
10,4
9,9
7,2
Лесопромышленный комплекс
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели
7,9
9,4
9,6
10,0
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них
10,4
7,7
10,0
13,8
Химический комплекс
5,9
7,2
7,2
7,6
Фармацевтическая и медицинская промышленность
28,6
8,7
18,7
10,5
Металлургия
6,0
6,3
5,8
5,6
Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов
производство редких и редкоземельных металлов
1,6
2,1
2,7
2,7
производство продукции на основе редкоземельных металлов
1,3
1,9
2,4
2,9
Тяжелое машиностроение
1,1
3,7
5,0
4,1
Станкоинструментальная промышленность
22,6
15,0
13,5
6,3
Силовая электротехника и энергетическое машиностроение
1,9
2,9
5,0
4,1
Электронная и радиоэлектронная промышленность
16,3
19,1
11,2
18,3
Машиностроение специализированных производств
0,5
0,3
0,2
0,4
Транспортное машиностроение
2,6
4,8
3,9
4,7
Автомобильная промышленность
2,0
6,2
6,5
11,0
Судостроительная промышленность <*>
14,3
12,5
11,1
0,0
Авиационная промышленность <*>
14,2
25,9
10,8
13,5
Космическая деятельность
6,0
6,0
5,0
6,0
Транспорт <*>
4,6
4,8
4,9
5,6
Связь <*>
6,0
6,0
6,0
6,0

--------------------------------

<*> В соответствии с планом мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. N 1250-р.