ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 марта 2010 г. N АЦ/7021
О РАЗЪЯСНЕНИИ
ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ"
Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение о разъяснении по вопросам применения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и сообщает.
В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, в том числе принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным предприятиям или учреждениям (далее также договоры), возможно следующими способами:
1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;
2) без проведения торгов, в случаях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
1. Пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции определены формы некоммерческих организаций, передача государственного имущества которым может осуществляться без проведения торгов.
При передаче государственного имущества во владение и (или) пользование иным некоммерческим организациям и физическим лицам необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции действие указанного Закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Таким образом, действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, выступают физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Передача государственного имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, и без предварительного согласования с антимонопольным органом.
При этом действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче государственного имущества, которая получает право владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, выступает физическое лицо - индивидуальный предприниматель.
Действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции также не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, выступают некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую им доход.
Следовательно, передача государственного имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую им доход, возможна без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.
Определение соответствия деятельности некоммерческой организации и индивидуального предпринимателя указанному условию осуществляется на основании документов бухгалтерской и налоговой отчетности.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Вместе с тем, поскольку в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую доход, действие Закона о защите конкуренции распространяется на случаи заключения данных договоров с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность, приносящую им доход. Поэтому если в период владения и (или) пользования государственным имуществом, полученным без проведения торгов некоммерческой организацией, не имеющей статуса хозяйствующего субъекта, указанная организация начнет осуществлять деятельность, приносящую ей доход, орган государственной власти, который принял решение о передаче организации государственного имущества без проведения торгов, должен принять меры по прекращению прав владения и (или) пользования данным имуществом указанным лицом.
При этом нормы Закона о защите конкуренции действуют также и в случаях, когда некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся хозяйствующими субъектами, осуществляют деятельность, приносящую им доход, без использования предоставленного государственного имущества.
2.1. Согласно пункту 1 статьи 12 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом. При этом законодательством Российской Федерации не ограничен круг организаций, имеющих право осуществлять образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона об образовании действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм.
Согласно пункту 1 статьи 11.1 Закона об образовании государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
Следует учитывать, что согласно пункту 6 статьи 33 Закона об образовании право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Согласно пункту 1 статьи 48 Закона об образовании индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Следовательно, лицо, осуществляющее индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, является индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции возможна передача государственного имущества без проведения торгов некоммерческим организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
Передача государственного имущества индивидуальным предпринимателям, осуществляющим индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, должна осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку не подпадает под действие пункта 6 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
2.2. Статья 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1, относит к частной системе здравоохранения лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лиц, занимающихся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
Законом Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" к медицинским учреждениям причислены имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, установлено, что медицинская деятельность представляет собой лицензируемую деятельность, которая включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению к данному Положению.
Таким образом, передача государственного имущества возможна без проведения торгов индивидуальным предпринимателям или организациям любой организационно-правовой формы, осуществляющим медицинскую деятельность в соответствии с вышеуказанным перечнем работ (услуг).
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах) фармацевтическая деятельность представляет собой деятельность, осуществляемую организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающую оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Следовательно, организации, осуществляющие фармацевтическую деятельность, не являются медицинскими учреждениями.
Предоставление государственного имущества организациям, осуществляющим фармацевтическую деятельность, не подпадает под исключение, предусмотренное пунктом 6 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и осуществляется в общем порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, - по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов).
При проведении торгов собственником имущества или уполномоченным им обладателем имущественного права в качестве условия может быть установлен вид разрешенного использования имущества, в том числе для осуществления фармацевтической деятельности. При этом указанное условие не должно противоречить законодательству Российской Федерации, в том числе антимонопольному.
3. Пунктом 10 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлена возможность передачи государственного имущества без проведения торгов лицу, с которым заключен государственный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного контракта. При этом, по мнению ФАС России, в конкурсной документации, документации об аукционе должны указываться данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче для исполнения государственного контракта.
4. Приказом ФАС России от 18.09.2009 N 621 "Об установлении условий, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу" установлены следующие условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу: место расположения, площадь, оценочная стоимость.
Указанные условия приведены исчерпывающим перечнем и должны применяться одновременно. Определение равнозначности осуществляется арендодателем без согласования с антимонопольным органом.
5. Пунктом 13 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность предоставления прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества правопреемнику приватизированного унитарного предприятия без проведения торгов.
Применение данного исключения возможно при наличии следующих признаков передаваемого имущества:
- имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия;
- имущество технологически и функционально связано с приватизированным имуществом;
- имущество отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, государственное имущество может быть передано без проведения торгов в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, только если оно соответствует одновременно всем указанным признакам.
6. С момента вступления в силу Закона о защите конкуренции (26.10.2006) заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, должно осуществляться по результатам проведения торгов или по согласованию с антимонопольным органом в порядке предоставления государственной помощи (с 23.08.2009 - государственной преференции).
Пунктом 2 статьи 615 Кодекса установлено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
При этом статья 615 Кодекса устанавливает только право арендатора с согласия собственника имущества на передачу своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу и не регулирует порядок предоставления прав на государственное имущество.
Таким образом, передача арендатором своих прав и обязанностей по договорам субаренды и перенайма должна осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 данной статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и составлять более чем двадцать квадратных метров.
Положения части 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяются на любую передачу государственного имущества третьим лицам, в том числе на договоры субаренды и перенайма.
Часть 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на заключение договоров субаренды, перенайма и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, по которым права и обязанности между сторонами возникли с 23.07.2009 - с момента вступления в силу части 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
При этом часть 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции может применяться независимо от того, когда был заключен "основной" договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества (при условии его заключения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации), на основании которого заключается договор субаренды, перенайма или иной договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, с учетом ограничений по площади, установленных указанной нормой.
7. Частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок договоров аренды в отношении государственного имущества, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), без проведения торгов. При этом заключение указанных договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Согласно пункту 2 статьи 615 Кодекса к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Положения части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции распространяются только на случаи заключения с указанными в данной норме субъектами малого и среднего предпринимательства на новый срок (пролонгации) договоров аренды и субаренды, заключенных с ними до 01.07.2008.
Заключение на новый срок договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, с иными организациями осуществляется в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции: по результатам проведения торгов или без проведения торгов в соответствии с исключениями, предусмотренными частями 1 и 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Также заключение новых договоров аренды, субаренды, перенайма, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, в том числе заключение на новый срок (пролонгация) таких договоров (в случае если "основной" договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, заключен после 01.07.2008) с указанными в части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляется в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, заключение на новый срок (пролонгация) договоров субаренды государственного имущества, заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого и среднего предпринимательства, возможно без проведения торгов до 01.07.2015 на основании части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции.
8. Положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не устанавливают особого порядка предоставления государственного имущества государственным унитарным предприятиям.
Законом о защите конкуренции, а также Жилищным кодексом Российской Федерации не установлена возможность передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества без проведения торгов и без согласования с антимонопольным органом для размещения управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Вместе с тем, как указывалось выше, при проведении торгов собственником имущества или уполномоченным им обладателем имущественного права в качестве условия может быть установлен вид разрешенного использования имущества, в том числе для размещения управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.
9. В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции договоры аренды в отношении государственного имущества могут быть заключены только по результатам проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
При этом данная норма не содержит исключения из указанного требования для передачи в аренду помещений, являющихся неотъемлемой частью арендуемого государственного имущества.
В результате такой передачи арендатор приобретает права владения и (или) пользования в отношении государственного имущества.
В соответствии со статьей 432 Кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Кодекса в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Следовательно, условие о предмете договора является существенным условием договора аренды.
В результате заключения дополнительных соглашений, изменяющих предмет заключенного ранее договора, у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 Кодекса).
С учетом вышеизложенного передача в аренду помещений, являющихся неотъемлемой частью арендуемого государственного имущества, должна осуществляться по результатам проведения торгов.
Изменение площади объекта в случае необходимости незначительной корректировки сдаваемых в аренду площадей по результатам осуществляемой БТИ технической инвентаризации не является нарушением статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку не происходит передачи новых (иных) объектов во владение и (или) пользование. При этом договоры, в которые вносятся данные изменения, должны быть заключены в соответствии с порядком, установленным Законом о защите конкуренции.
10. Пунктом 12 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность предоставления государственного имущества взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям.
При этом данное положение не применимо в случае, если указанное имущество изымается в связи с предоставлением в безвозмездное пользование муниципалитету.
11. Предоставление государственного имущества без проведения торгов для оказания юридической помощи не предусмотрено перечнем исключений, содержащихся в частях 1 и 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, указанная цель не упомянута в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, предоставление хозяйствующим субъектам государственного имущества без проведения торгов для оказания юридической помощи возможно только по результатам проведения торгов.
12. В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе утверждать перечни государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При проведении торгов на право заключения договоров в отношении государственного имущества, включенного в указанные перечни, не будут противоречить антимонопольному законодательству, в том числе статье 17 Закона о защите конкуренции, случаи, когда к участию в данных торгах допускаются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на которых распространяется Закон N 209-ФЗ, по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах. При этом Законом N 209-ФЗ предусмотрено, что включенное в перечни государственное имущество может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, проведение торгов на право заключения договоров, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, к участию в которых допускаются только субъекты малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ, не является нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
При заключении на новый срок договоров аренды в отношении государственного имущества, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, следует руководствоваться разъяснением, изложенным в пункте 7 данного письма.
12. Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции не предусмотрена такая цель предоставления государственных преференций, как реализация продукции медицинского назначения.
Таким образом, передача государственного имущества для реализации продукции медицинского назначения должна осуществляться по результатам проведения торгов.
Вместе с тем, как указывалось выше, при проведении торгов собственником имущества или уполномоченным им обладателем имущественного права в качестве условия может быть установлен вид разрешенного использования имущества.
13. Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции некоторые формы некоммерческих организаций, в том числе общественные объединения, выведены из-под действия данной статьи, и предоставление государственного имущества таким организациям возможно без проведения торгов и без согласования с антимонопольным органом.
Собственник имущества или уполномоченный им обладатель имущественного права вправе передать государственное имущество указанным организациям без проведения торгов или провести торги.
Кроме того, если одновременно с заявкой на передачу государственного имущества некоммерческой организации, подпадающей под предусмотренные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции исключения, поданы заявки от других хозяйствующих субъектов, претендующих на предоставление такого имущества без проведения торгов в соответствии с исключениями, предусмотренными частями 1 и 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, собственнику имущества или уполномоченному им обладателю имущественного права рекомендуется провести торги.
При этом принятый собственником имущества или уполномоченным им обладателем имущественного права порядок проведения торгов должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе антимонопольному.
Передача государственного имущества некоммерческим организациям, не подпадающим под предусмотренные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции исключения, должна осуществляться в общем порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
14. Как указывалось в пункте 11 данного письма, проведение торгов, к участию в которых допускаются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на которых распространяется Закон N 209-ФЗ, не является нарушением антимонопольного законодательства.
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Такие программы не должны противоречить федеральному законодательству, в том числе антимонопольному.
ФАС России считает, что ограничение указанного круга лиц по возрастному критерию при проведении торгов содержит признаки нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
15. По мнению ФАС России, включение в конкурсную или аукционную документацию требования по приспособлению арендуемого помещения для инвалидов не является нарушением антимонопольного законодательства. Такое требование будет являться равным для всех претендентов и не сможет привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При этом конкретные требования по приспособлению арендуемого помещения для инвалидов должны быть закреплены в договоре аренды в качестве обязанности арендатора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Кодекса торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утвержден Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.
В остальных случаях заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, осуществляется путем проведения аукционов.
Проведение торгов в форме конкурса в отношении имущества, не указанного в данном перечне, будет являться нарушением пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что, согласно части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
При этом следует отметить, что торги на право заключения договоров в отношении видов имущества, по которым заключение договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, могут по решению организатора торгов проводиться также и в форме аукциона.
16. Собственник государственного имущества или уполномоченный им обладатель имущественного права на указанное имущество самостоятельно определяет, изменяет условия торгов и может включить в их число предельные сроки открытия в арендуемом помещении объекта потребительского рынка.
При этом условия конкурса или аукциона не должны противоречить законодательству, в том числе антимонопольному.
В случае признания торгов несостоявшимися собственник государственного имущества или уполномоченный им обладатель имущественного права может провести новые торги. При этом такое лицо вправе изменить любые условия первоначальных торгов.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Разъяснение вопросов об отнесении отдельных видов прав на недвижимое имущество к подлежащим государственной регистрации не входит в компетенцию ФАС России.
17. Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции под государственными преференциями понимается предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции передача государственного имущества в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции, является способом предоставления такого имущества без проведения торгов.
Согласно статье 20 Закона о защите конкуренции заявление о даче согласия на предоставление государственной преференции может быть удовлетворено, если такая преференция предоставляется в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции.
Таким образом, государственная помощь путем передачи государственного имущества в аренду может быть предоставлена в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции, в случае если ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции.
Кроме того, поскольку спрос на недвижимое государственное имущество, в том числе со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства, в городе Москве высокий, по мнению ФАС России, предоставление данного имущества без проведения торгов может привести к недопущению, устранению конкуренции за ограниченный ресурс.
18. Пунктом 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции из-под действия данной статьи выведены случаи предоставления государственного имущества на основании актов Президента Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
Таким образом, предоставление государственного имущества без проведения торгов и без согласования с антимонопольным органом возможно на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации.
А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ