Статья 7 ЗоЗПП РФ. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
3. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.
4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
4.1. Не допускается продажа товара, в том числе импортного товара, содержащего информацию, за распространение которой предусмотрена административная или уголовная ответственность.
5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).
Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.
6. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ.
Комментарий к статье 7 ЗоЗПП РФ
1. Как уже говорилось выше, обязательные требования к товару в соответствии с нормами Федерального закона "О техническом регулировании" устанавливаются техническими регламентами. А до их принятия - нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (ГОСТы, СНиПы и т.д.), но только в определенных областях, в том числе в области безопасности.
Право на безопасность товара, работы или услуги - понятие довольно-таки широкое. В последнее время стали известными случаи предъявления крупным предприятиям, осуществляющим торговлю или оказывающим услуги общественного питания, претензий и исков о компенсации морального и имущественного вреда, причиненного в ходе приобретения товара или оказания услуг. Тенденция эта родилась в США, где местное законодательство позволяет потребителю взыскивать по подобным искам немалые суммы. Нередко такие случаи широко и подробно описываются в прессе, что порождает иногда нездоровый ажиотаж вокруг возможности взыскать с крупной организации те или иные средства. Однако если в отношении США можно говорить о сложившихся традициях потребительского экстремизма, то в России как у потребиллеров (недобросовестных потребителей, старающихся нечестным путем обогатиться за счет продавцов или исполнителей), так и у лиц, которым был причинен реальный вред, возможности для взыскания компенсаций довольно-таки скромные. В настоящее время суды хоть и удовлетворяют иски о взыскании компенсации морального вреда, но практически всегда снижают ее размеры, причем существенным образом, обычно это суммы, не превышающие нескольких тысяч рублей.
Если же вернуться к юридической стороне дела, то следует учитывать следующее: в случае причинения вреда здоровью потребителя (в процессе выбора товара) в помещении, где ведется торговля теми или иными товарами, нормы Закона могут и не применяться. Дело в том, что в данном случае источником причинения вреда чаще всего является не сам товар, а обстановка внутри помещения магазина или неосторожность самого потребителя. Правда, не стоит забывать о том, что во многих магазинах помимо продажи товаров оказываются различные услуги и выполняются работы и безопасность помещения, в котором эти услуги или работы оказываются, является частью безопасности услуги или работы в целом.
2. Понятие обеспечения безопасности товара или результата работы по своей сути близко к понятию обеспечения возможности ремонта и технического обслуживания, изложенного в предыдущей статье. Только в данном случае задача перед изготовителем или исполнителем ставится шире: они должны не только передать потребителю вещь надлежащего качества и безопасную в использовании, но и обеспечить потребителю возможность безопасной эксплуатации этой вещи в дальнейшем. Это означает опять-таки наличие сервиса, запасных частей, возможно, также некоторых рекомендаций по эксплуатации, ремонту или иному изменению вещи. Причиненный вред вследствие необеспечения безопасности товара компенсируется не только тому потребителю, который заключил договор купли-продажи или подряда, но и другим лицам, которые пользовались этим товаром и которым в результате этого был причинен вред.
3. Комментируемая норма (п. 3 ст. 7 Закона) устанавливает две обязанности для изготовителя и продавца, связанные с действиями, не имеющими прямого отношения к эксплуатации товара. Для того чтобы товар начать использовать, необходимо его доставить к месту, где он будет эксплуатироваться, часто бывает нужно некоторое время хранить его не используя. Кроме того, любой товар рано или поздно придет в негодность, и собственник будет искать способ избавиться от него. Если при этом не придерживаться определенных правил, то товару, а иногда и людям либо окружающей среде может быть причинен вред.
Изготовителю вменяется в обязанность выработать правила хранения, транспортировки и утилизации товара и указание этих правил в сопроводительной документации или упаковке товара. Продавцу вменяется обязанность доведения этих правил до сведения потребителя. Не совсем понятны последствия частичного или полного неисполнения изготовителем своих обязанностей, установленных комментируемой нормой. Продавец не может сообщить потребителю информацию о правилах, если изготовитель их не выработал и не сформулировал. В то же время у продавца, обладающего такой информацией, когда правила выработаны, но не размещены изготовителем в указанных Законом местах, такая возможность в принципе имеется. Тем более что продавец в любом случае обязан обеспечить предоставление полной информации о товаре (в том числе и о правилах транспортировки, хранения и утилизации) на основании статьи 10 Закона. Поэтому обязанность продавца сообщить потребителю указанную информацию существует вне зависимости от того, разместил ее изготовитель в указанных Законом местах или нет.
Если на товары (работы, услуги) установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном Законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
4. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. На переходный период (а как уже говорилось выше, на сегодняшний день выработан только один технический регламент) в данный Закон были включены еще несколько норм, регулирующих данную сферу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона "О техническом регулировании" до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Закона "О техническом регулировании" Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
В настоящее время действуют: Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013; Перечень видов драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, подлежащих сертификации в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 372; Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 766.
5. Производство многих товаров связано с применением сложных технологических процессов, в ходе которых требуется неукоснительное соблюдение инструкций и правил, установленных для данных процессов. Многие товары требуют особых условий хранения (температурный режим, определенная влажность воздуха, определенное положение в пространстве и т.д.), многие - особых условий транспортировки. При разработке условий производства, хранения и транспортировки товаров производителю, к сожалению, не всегда удается предусмотреть все. Бывает так, что произведенный товар при первичном или стандартном контроле качества на заводе или фабрике отвечает всем показателям качества, но впоследствии после приобретения его потребителем качественные показатели товара начинают ухудшаться. В принципе качественные показатели любого товара так или иначе в период эксплуатации меняются в худшую сторону, но последствия этих изменений бывают различными.
В большинстве случаев товар даже по прошествии необходимого периода эксплуатации (срока службы) сохраняет объем качественных показателей, позволяющий продолжать использовать товар дальше. Некоторые товары перестают функционировать до окончания того периода, на который рассчитывал потребитель при их приобретении. В этом случае речь идет, скорее всего, о продаже товара ненадлежащего качества. Третьи товары могут сохранять качественные показатели, необходимые для их эксплуатации, а могут и выходить из строя, но при этом они также могут причинить существенный вред людям - их жизни, здоровью, имуществу. В отношении этих товаров закон установил для изготовителей (в том числе по договору подряда) и продавцов обязанность предпринять ряд мер, как только информация о них поступит изготовителям: приостановить производство и реализацию этих товаров, устранить причины возникновения вреда и, если это необходимо, изъять товары из оборота и отозвать их от потребителей.
В Законе нет особых требований к квалификации вреда, который может быть причинен потребителю, но если судить по смыслу комментируемой нормы в целом (упоминание наряду с причинением вреда имуществу или здоровью вреда, причиняемого жизни), можно прийти к выводу, что для ее применения к тем или иным случаям необходимо, чтобы угроза причинения вреда была если не существенной, то по крайней мере значимой, то есть имела значение для большинства потребителей.
В Законе используется понятие, пришедшее скорее из обычаев делового оборота, нежели из теории гражданского права, - отзыв товара. Это понятие используется еще в нескольких законах (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"), но толкования этого понятия нет ни в одном из них. Поэтому о его содержании следует судить из смысла норм, в которых он используется.
Таким образом, под отзывом товара следует понимать комплекс мер, предпринимаемых изготовителем товара или продавцом для информирования потребителей о необходимости отказаться от использования некачественных товаров, передачи их изготовителю, продавцу или уполномоченному представителю с целью обмена или получения денежной компенсации, а также мер по приемке товаров от потребителей, выдачи им аналогичных качественных товаров либо выплате компенсаций.
Невозможность устранить опасность для потребителей при использовании определенных товаров влечет за собой обязанность прекращения производства этих товаров. Правда, последствия неисполнения этой обязанности не означают применения прямых санкций к нарушителю и товар, производимый им в нарушение комментируемой нормы, изъят быть не может до тех пор, пока не будет предпринята попытка его продать или иным образом ввести в оборот. Остальной же аналогичный товар подлежит отзыву, но уже не изготовителем или продавцом, а уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 функции по контролю и надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей и потребительского рынка осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Порядок отзыва товаров прописан в статье 38 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и представляет собой следующее:
1. В течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан провести проверку достоверности полученной информации. По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора).
В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки, предусмотренной абзацем первым данного пункта, возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился.
2. При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.
Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции.
Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет.
3. В случае если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.
4. На весь период действия программы мероприятий по предотвращению причинения вреда изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) за свой счет обязан обеспечить приобретателям возможность получения оперативной информации о необходимых действиях.
В.Р.Дворецкий
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"
2009 год