ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2008 г. N ВКПИ07-142

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Королева Л.А.,

при секретаре - лейтенанте юстиции Г.,

с участием военного прокурора 4 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции З., представителей заинтересованного лица Министерства внутренних дел Российской Федерации главного эксперта-консультанта гражданско-правового управления Правового департамента МВД России М., заместителя начальника 2 отдела правового управления Главного командования внутренних войск МВД России подполковника юстиции С.Э. и представителя заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации советника отдела государственной регистрации нормативных правовых актов К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Д. о признании пункта 3 и абзацев 2, 3, 4, 5 пункта 5 Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, утвержденной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 866 "О выплате военнослужащим внутренних войск МВД России ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы", недействующими и противоречащими пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ,

установил:

С.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлениям, в котором в обоснование своих требований приводит следующие доводы.

Он проходит военную службу по контракту в войсковой части <...> Приказом командующего войсками <...> округа внутренних войск МВД России от 25 ноября 2005 года N 52 л/с он уволен с военной службы по подпункту "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями). Приказом командира войсковой части <...> от 13 декабря 2005 года N 288 с/ч с указанной даты он зачислен в распоряжение данного должностного лица и ему установлена ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50% должностного оклада.

Основанием установления ежемесячной надбавки в указанном размере послужил приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 866 "О выплате военнослужащим внутренних войск МВД России ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы", а именно пункт 2 утвержденной им Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту (далее - Инструкция), в соответствии с которым военнослужащим, зачисленным в распоряжение, ограничена выплата указанной надбавки до размера 50% от оклада по воинской должности, получаемого военнослужащим перед зачислением в распоряжение, на весь период, в течение которого сохраняется выплата денежного довольствия.

Ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122) основаниями производства выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы являются состав военнослужащих и местность прохождения военной службы, а также цели ее выплаты, связанные с недопущением снижения материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму, С.Д. полагает, что его право и права других военнослужащих на получение указанной надбавки в полном объеме нарушены пунктом 3 и абзацами 2, 3, 4, 5 пункта 5 Инструкции.

С учетом изложенного С.Д. просит признать пункт 3 и абзацы 2, 3, 4, 5 пункта 5 Инструкции недействующими с момента вступления приказа в силу и противоречащими пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

С.Д., своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации М. и подполковник юстиции С.Э. требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении. При этом они привели доводы, изложенные в возражениях на заявление С.Д. Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. требования заявителя также не признал и просил отказать С.Д. в удовлетворении его требований, поскольку вышеназванные пункты Инструкции соответствуют пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и не нарушают права и свободы военнослужащих.

Выслушав объяснения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации М., подполковника юстиции С.Э.В, К., исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора полковника юстиции З., полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требований, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Согласно пункту 4 статьи 13 этого же закона размер и порядок выплаты военнослужащим ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 8 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и в целях реализации своих полномочий имеет право на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 12 этого же Положения право на издание нормативных правовых актов МВД России предоставлено Министру внутренних дел Российской Федерации.

На основании вышеуказанных норм закона и нормативных правовых актов Министром внутренних дел Российской Федерации в рамках предоставленных ему этими нормативными правовыми актами полномочий издан приказ от 27 декабря 2004 года N 866 "О выплате военнослужащим внутренних войск МВД России ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы", которым утверждена Инструкция о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту.

Приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 866 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2005 года за N 6281 и официально опубликован 4 февраля 2005 года в установленном действующим законодательством порядке в Российской газете N 22.

Таким образом, оспариваемый С.Д. приказ издан уполномоченным на то должностным лицом - Министром внутренних дел Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.

Вопреки доводам С.Д., оснований утверждать, что оспариваемые им пункт 3 и абзацы 2, 3, 4, 5 пункта 5 Инструкции противоречат пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и нарушают какие-либо права военнослужащих, в том числе и заявителя, не имеется.

Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, до 120 процентов оклада по воинской должности.

Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

В соответствии с этими положениями статьи 13 вышеназванного Федерального закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 31 января 2005 года N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".

Пунктом 2 этого постановления определено, что порядок выплаты ежемесячной надбавки, включая определение ее конкретного размера, устанавливается соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти.

Анализ вышеуказанной нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих" показывает, что она не определяет конкретный размер надбавки, который должен выплачиваться военнослужащим, а лишь устанавливает право военнослужащих на ее получение в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы в размере до 120 процентов оклада по воинской должности. При этом, предоставляя федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, возможность самостоятельно определять порядок - устанавливать правила выплаты надбавки, а также ее конкретный размер.

На основании и во исполнение данной нормы закона Министром внутренних дел Российской Федерации был издан приказ от 27 декабря 2004 года N 866 "О выплате военнослужащим внутренних войск МВД России ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы", которым утверждена Инструкция о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту.

Для приведения в соответствие Инструкции положениям закона, приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 января 2008 года N 37 "О внесений изменений в приказ МВД России от 27 декабря 2004 года N 866" в пункт 1 Инструкции внесены изменения, пункт 2 из указанной Инструкции исключен, а остальные пункты оставлены без изменения. (Производство по гражданскому делу по заявлению С.Д. в части признания недействующим пункта 2 Инструкции прекращено отдельным определением.)

Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2008 года за N 11113, официально опубликован 13 февраля 2008 года в Российской газете N 30 и вступил в силу с 24 февраля сего года.

В соответствии с пунктом 3 Инструкции курсантам и не имеющим воинских званий офицеров слушателям военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, школ прапорщиков, учебных воинских частей (подразделений), курсов, учебных отрядов и учебных центров, заключившим контракт о прохождении военной службы, надбавка устанавливается в размере 30 процентов от оклада по воинской должности.

Из анализа этой нормы усматривается, что в ней в зависимости от состава военнослужащих установлен размер ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. При этом Министр внутренних дел Российской Федерации не вышел за рамки предоставленных ему полномочий, в том числе и положений пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.

Кроме того, положения данного пункта непосредственно не затрагивают права, свободы или законные интересы С.Д., в связи с чем и не могут нарушать его права, поскольку они на него не распространяются, так как он не относится к указанным в этом пункте составам военнослужащих.

Абзацы 2, 3, 4 и 5 пункта 5 Инструкции регламентируют механизм выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы: издание и содержание соответствующего приказа командира о выплате надбавки, основания его издания, период, на который устанавливается надбавка, какое принимается решение по окончании этого периода, причины для изменения размера надбавки, а также ее минимальный размер - не менее 50 процентов от оклада по воинской должности, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей Инструкции.

Таким образом, в названных абзацах пункта 5 Инструкции регламентирован порядок, то есть установлены правила выплаты надбавки, а также определен ее минимальный размер, что не противоречит положениям пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно которым федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, определяет размер и порядок выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.

При этом положения данных абзацев носят организационный характер и направлены исключительно на обеспечение воинскими должностными лицами реализации права военнослужащего, что в полной мере согласуется с положениями пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, в силу которого реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих не только возлагается на органы государственной власти, но и является обязанностью командиров (начальников).

Приведенные выше обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что Министр внутренних дел Российской Федерации имел право устанавливать минимальный размер этой надбавки, порядок ее выплаты и действовал при этом в пределах предоставленных ему полномочий, а также в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Утверждения С.Д. о том, что выплата надбавки носит компенсационный характер, обусловленный переводом натуральных льгот для военнослужащих в денежную форму в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, не ставит под сомнение обоснованность этого вывода.

В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с ранее действовавшим порядком, установленным приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 12 февраля 2002 года N 120 "О выплате военнослужащим внутренних войск МВД России ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы" и утвержденной им Инструкцией, соответствующий командир (начальник) устанавливал конкретный размер ежемесячной надбавки, но не более 70% от оклада по воинской должности. При этом выплата надбавки не предусматривалась для военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров.

В связи с тем, что ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 1 января 2005 года компенсирует отдельные отмененные натуральные льготы, ее размер повышен до 120% и ряд категорий военнослужащих, которые в соответствии с ранее действовавшим порядком права на эту надбавку не имели, теперь получили это право.

В соответствии с вновь определенным Инструкцией порядком военнослужащим надбавка устанавливается в размере не менее 50% от оклада по воинской должности. Не содержится каких-либо изъятий в Инструкции по выплате надбавки в указанном размере и в отношении военнослужащих, зачисленных в распоряжение командиров (начальников).

С учетом изложенного оснований утверждать, что оспариваемые С.Д. положения пункта 3 и абзацев 2, 3, 4 и 5 пункта 5 Инструкции противоречат пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и нарушают какие-либо права и свободы военнослужащих, в том числе и заявителя, не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку оспариваемые С.Д. положения пункта 3 и абзацев 2, 3, 4 и 5 пункта 5 Инструкции соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и не нарушают права и охраняемые законом интересы военнослужащих, а приказ, утвердивший Инструкцию о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, издан в пределах компетенции Министра внутренних дел Российской Федерации и официально опубликован для всеобщего сведения, заявление С.Д. в части названных требований не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Отказать С.Д. в удовлетворении требований о признании пункта 3 и абзацев 2, 3, 4 и 5 пункта 5 Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, утвержденной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 866 "О выплате военнослужащим внутренних войск МВД России ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы" недействующими и противоречащими пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий