ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 августа 2016 г. N ВКАПИ16-36
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.,
при секретаре Ж.,
с участием прокурора Шишова О.С, представителя административного ответчика - Министра обороны Российской Федерации по доверенности К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П. о признании недействующими пунктов 16 и 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280,
установил:
приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция).
Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 г. N 18841 и опубликован для всеобщего сведения 29 октября 2010 г. в "Российской газете".
Пунктом 16 Инструкции предусмотрено, что решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.
В соответствии с пунктом 17 Инструкции в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по установленному образцу.
П. через своего представителя - В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 16 и 17 Инструкции, утверждая, что оспариваемые им нормы противоречат части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктам 4 - 6 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, поскольку нарушают его право на получение жилого помещения исходя из очередности и создают препятствия к реализации его жилищного права, так как содержат ограничения в двухмесячном сроке реализации со дня принятия решения о предоставлении военнослужащему жилого помещения в собственность бесплатно.
Административный истец П. и его представитель В., надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, просили рассмотреть дело без их участия.
Поскольку явка административного истца в судебное заседание обязательной не признавалась, Верховный Суд Российской Федерации, на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым рассмотреть дело без участия административного истца и его представителя.
Представитель Министра обороны Российской Федерации К., возражая против доводов административного истца, пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий и компетенции, официально опубликован, в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, права и свободы П., тем более на получение жилого помещения в собственность бесплатно, не нарушает, поскольку регулирует другие правоотношения - порядок предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
Выслушав возражения представителя Министра обороны Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Шишова О.С, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что административное исковое заявление П. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Право военнослужащих на жилище в рамках приведенного закона реализуется в форме предоставления военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 и пунктом 6 статьи 12 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации; а также наделены полномочиями по определению порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом и указами Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1, подпунктам 68 и 82 пункта 7, подпунктам 7, 30 и 46 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, а также иные функции. Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, предоставления им социальных гарантий и компенсаций, осуществляет иные полномочия, а также издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты.
Во исполнение указанных выше нормативных правовых актов и в целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма в Министерстве обороны Российской Федерации была разработана и утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 названная выше Инструкция.
Таким образом, частично оспариваемая административным истцом Инструкция утверждена полномочным должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликована для всеобщего сведения.
Вопреки доводам административного истца оспариваемые им пункты 16 и 17 Инструкции не нарушают его право на получение жилого помещения в собственность бесплатно исходя из очередности и не создают препятствия к реализации этого его жилищного права.
Так, пункт 16 Инструкции регламентирует деятельность уполномоченных Министерством обороны Российской Федерации органов и их структурных подразделений по принятию решения о предоставлении военнослужащим жилых помещений именно по договору социального найма, в том числе устанавливает сроки, в течение которых такое решение должно быть принято и реализовано в случае отсутствия оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях, а также устанавливает алгоритм действий названных органов при вынесении решения о предоставлении (отказе в предоставлении распределенных) жилых помещений.
Каких-либо обязанностей на военнослужащих этот пункт Инструкции не возлагает, а, напротив, содержит дополнительные гарантии по своевременной реализации права военнослужащих, претендующих на получение жилых помещений по договорам социального найма, и пропуск указанного в данном пункте срока по вине государственного органа сам по себе не влечет негативных правовых последствий для военнослужащего.
В свою очередь, пункт 17 Инструкции предусматривает обязанность военнослужащих при предоставлении им жилых помещений по договору социального найма освободить занимаемые ими и членами их семей жилые помещения, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, и представить подтверждающие это документы, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа должна быть выдана соответствующая справка по установленному образцу.
Каких-либо временных ограничений на сдачу жилого помещения и получение необходимых для этого документов либо порядка реализации права военнослужащих на получение жилого помещения в собственность бесплатно, о чем ошибочно заявляет административный истец, названные пункты Инструкции не содержат.
Не противоречат оспариваемые административным истцом пункты Инструкции части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления гражданами права на жилище, а также статье 57 ЖК РФ, которая регулирует порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а не получения жилого помещения в собственность бесплатно, о чем утверждает административный истец.
Более того, частично оспариваемая административным истцом Инструкция предусматривает такой же порядок распределения жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, как и статья 57 ЖК РФ, - в порядке очередности, что свидетельствует об отсутствии противоречий между данными актами, а пункты 16 и 17 Инструкции не содержат положений о возможности нарушения порядка очередности при предоставлении жилых помещений военнослужащим.
Не противоречат пункты 16 и 17 Инструкции и пунктам 4 - 6 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 (далее - Правила), согласно которым право устанавливать порядок принятия решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно предоставлено федеральным органам, каковым и является Министерство обороны Российской Федерации, а выписки из указанных решений являются основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального органа либо подведомственного ему учреждения или казенного предприятия и возникновения права собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) и (или) членов их семей на предоставленные жилые помещения. При передаче жилых помещений военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) и (или) членам их семей подписывается акт приема-передачи жилого помещения в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами.
Вопреки доводам административного истца упомянутые нормативные правовые акты регулируют разные правоотношения: Инструкция - порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями по договору социального найма, а Правила - предоставление военнослужащим жилых помещений в собственность бесплатно, в связи с чем эти акты не взаимосвязаны и не могут противоречить друг другу.
Реализуя предоставленное ему постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 право и действуя в пределах своих полномочий, Министр обороны Российской Федерации приказом от 25 января 2016 г. N 20 утвердил Порядок организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно (ранее аналогичный порядок был утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850), который и регулирует названные правоотношения.
Таким образом, частично оспариваемая административным истцом Инструкция не регламентирует порядок предоставления военнослужащим жилых помещений в собственность бесплатно и, следовательно, прав П. на получение жилого помещения именно в такой форме не нарушает.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт не противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку частично оспариваемая административным истцом Инструкция утверждена полномочным должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции, официально опубликована для всеобщего сведения, ее пункты 16 и 17 не противоречат требованиям части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктам 4 - 6 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца и других военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на получение жилых помещений в собственность бесплатно, административный иск удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении иска понесенные судебные расходы на уплату государственной пошлины возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления П. о признании недействующими пунктов 16 и 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.ЗАМАШНЮК