ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 21 января 1998 г. N ГКПИ 97-466
(Извлечение)
Согласно последнему абзацу ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 декабря 1994 г., участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
26 июля 1995 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации совместно с другими федеральными министерствами и ведомствами утвердило инструкцию "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" (далее - Инструкция), впоследствии (18 августа 1995 г.) зарегистрированную Министерством юстиции Российской Федерации и официально опубликованную.
Бычковский - участник Великой Отечественной войны и инвалид II группы вследствие общего заболевания обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании недействительным второго абзаца п. 12 названной Инструкции, в котором предусмотрено, что в удостоверениях участников Великой Отечественной войны (из числа лиц, указанных в подп. "а" - "ж" п. 1 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах") производится отметка - "Инвалид (такой-то) группы, имеет право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона "О ветеранах".
При этом заявитель сослался на несоответствие приведенного положения Инструкции последнему абзацу ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", не ограничивающему предоставление участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), прав и льгот инвалидов Отечественной войны только правами и льготами, установленными ст. 14 Федерального закона "О ветеранах".
Представитель Министерства труда и социального развития Российской Федерации (правопреемник Министерства социальной защиты населения Российской Федерации) возражал против заявленных Бычковским требований.
Верховный Суд РФ 21 января 1998 г. жалобу удовлетворил по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями и дополнениями) на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Поскольку в судебном заседании заявитель указывал на возможность нарушения в будущем его прав на реализацию льгот инвалидов Отечественной войны в полном объеме, предусмотренных не только ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", суд полагал, что данного довода достаточно для проверки соответствия обжалуемого нормативного акта Закону и освобождения Бычковского от обязанности представлять дополнительные доказательства в подтверждение обоснованности заявленного требования.
Представитель Министерства труда и социального развития Российской Федерации, возражая против удовлетворения жалобы, ссылался на то, что оспоренное положение Инструкции соответствует последнему абзацу ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" и, поскольку Инструкция преследует цель реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, иных категорий граждан, установленных лишь названным Законом, и эти права и льготы изложены только в ст. 14 данного Закона, в обжалуемом нормативном акте ссылка указана именно на эту статью Закона.
С такими доводами представителя заинтересованного лица согласиться нельзя.
В последнем абзаце ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" законодатель, предоставляя перечисленной в этой норме категории граждан права и льготы инвалидов войны, не ограничил объем этих прав и льгот лишь их перечнем, приведенным в ст. 14 Закона, который не является исчерпывающим. В ряде других законов и нормативных актов указаны права и льготы инвалидов войны, не предусмотренные данной статьей.
Так, согласно ст. 21 КЗоТ РФ инвалидам Отечественной войны, направленным на работу в счет брони, установлена льгота, запрещающая устанавливать им испытание при приеме на работу.
В силу ст. 34 КЗоТ РФ при сокращении численности или штата работников инвалидам Отечественной войны определена льгота - предпочтение в оставлении на работе при равной с другими работниками производительности труда и квалификации.
Приведенные в КЗоТ РФ льготы не содержатся в ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" и не предусмотрены для участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин.
Поскольку в последнем абзаце ст. 15 этого Закона предоставленные указанной в нем категории граждан права и льготы инвалидов войны не ограничены их перечнем, содержащимся в ст. 14 Закона, Министерство социальной защиты населения Российской Федерации совместно с другими федеральными министерствами и ведомствами не вправе было предусматривать в удостоверениях участников войны, ставших инвалидами не вследствие военной травмы, отметку о наличии у таких лиц права на льготы, установленные лишь ст. 14 Федерального закона, необоснованно ограничивая тем самым право названной в последнем абзаце ст. 15 Закона категории граждан на пользование льготами и правами инвалидов Отечественной войны, предусмотренными другими законами и нормативными актами (а также льготами и правами, которые могут быть предусмотрены для инвалидов Отечественной войны законами и нормативными актами в будущем).
В данном случае федеральные министерства и ведомства, устанавливая порядок и условия реализации прав и льгот участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами не вследствие военной травмы, фактически дали ограничительное толкование последнего абзаца ст. 15 Федерального закона, хотя правом дачи такого толкования (и вообще толкования) закона они не наделены.
В связи с тем, что обжалованное Бычковским положение нормативного акта не соответствует закону и может привести к нарушению прав заявителя в реализации прав и льгот инвалидов Отечественной войны, Верховный Суд РФ признал недействительным (незаконным) второй абзац п. 12 инструкции "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (правопреемник этого Министерства - Министерство труда и социального развития Российской Федерации) и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации 26 июля 1995 г.