ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1699
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании недействующими частично абзаца третьего пункта 2.2 и пункта 2.8 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений судьям судов общей юрисдикции и мировым судьям, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 181,
установил:
Согласно пункту 2.2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений судьям судов общей юрисдикции и мировым судьям, решение о выплате денежной компенсации принимается председателем суда, начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации на основании решения жилищной комиссии и письменного заявления судьи.
Заявление регистрируется в книге учета заявлений судей, нуждающихся в получении денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
К заявлению прилагаются: справка о составе семьи, выписка из протокола жилищной комиссии о признании судьи нуждающимся в улучшении жилищных условий, копия договора найма (поднайма) жилого помещения, копия свидетельства о регистрации по месту временного пребывания судьи в соответствии с договором найма (поднайма) жилого помещения (для каждого члена семьи, проживающего совместно с судьей согласно договору найма (поднайма).
В соответствии с пунктом 2.8 названного Положения расчет выплаты судье денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения производится исходя из нормы общей площади жилого помещения на одного человека и стоимости найма (поднайма) жилого помещения, установленных в субъекте Российской Федерации по месту пребывания суда.
Стоимость найма (поднайма) жилого помещения запрашивается судом, управлением (отделом) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации в территориальных органах Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (форма N 1 - потребительские цены, утверждается приказом Федеральной службы государственной статистики) в установленном порядке один раз в полугодие.
Гражданин Г., являющийся судьей военного суда, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими частично абзаца третьего пункта 2.2 и пункта 2.8 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений судьям судов общей юрисдикции и мировым судьям. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статье 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ограничение размера компенсации расходов по найму жилого помещения нарушает его право судьи на компенсацию расходов за наем (поднаем) жилья исходя из фактических затрат.
В суде Г. поддержал заявленные требования об оспаривании пункта 2.8 Положения - в полном объеме, и пункта 2.2 Положения - в части, возлагающей на судью обязанность представить на себя и членов своей семьи копию свидетельства о регистрации по месту временного пребывания для получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья, пояснив, что отсутствие регистрации не может служить основанием для отказа в компенсации судье расходов по найму (поднайму) жилого помещения. Поскольку действующее законодательство не предоставляет полномочий какому-либо федеральному органу устанавливать основания, порядок и размеры выплаты судье денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений, то Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации не вправе был устанавливать такой порядок. При издании Положения нарушен порядок его официального опубликования, установленный Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Представители Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации М., Р. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Судебного департамента и не нарушают право судьи на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений.
Выслушав объяснения Г., представителей Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации М., Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" обеспечение судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" к компетенции Судебного департамента относит организацию материального и социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принятие мер по обеспечению их благоустроенным жильем (подпункт 18 пункта 1 статьи 6).
С учетом полномочий, предоставленных ему законодателем, в целях усиления контроля использования средств федерального бюджета по расходам, связанным с выплатой компенсации судьям за наем (поднаем) жилых помещений, Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 181 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений судьям судов общей юрисдикции и мировым судьям (далее - Положение).
Положение устанавливает порядок выплаты такой денежной компенсации.
Так, абзац третий пункта 2.2 Положения предусматривает, какие документы прилагаются к заявлению судьи о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, а именно: справка о составе семьи, выписка из протокола жилищной комиссии о признании судьи нуждающимся в улучшении жилищных условий, копия договора найма (поднайма) жилого помещения, копия свидетельства о регистрации по месту временного пребывания судьи в соответствии с договором найма (поднайма) жилого помещения (для каждого члена семьи, проживающего совместно с судьей согласно договору найма (поднайма).
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Согласно статье 3 названного Закона граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, устанавливают, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию (пункт 9). Таким образом, требование о предоставлении копии свидетельства о регистрации по месту временного пребывания судьи в соответствии с договором найма (поднайма) жилого помещения соответствует действующему законодательству.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Из содержания пункта 2.2 Положения не следует, что отсутствие регистрации по месту пребывания является основанием для отказа судье в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в пункте 3 статьи 19, а также Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в статье 5 предусматривают право судьи на компенсацию понесенных расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений до предоставления им жилой площади. Данные нормы не предусматривают компенсации указанных расходов в размере фактически понесенных судьей затрат.
Пункт 2.8 Положения устанавливает порядок расчета выплаты судье денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения исходя из нормы общей площади жилого помещения на одного человека и стоимости найма (поднайма) жилого помещения, установленных в субъекте Российской Федерации по месту пребывания суда. Эти требования соответствуют жилищному законодательству, в частности статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей норму предоставления площади жилого помещения.
Абзац второй пункта 2.8 Положения определяет, какие действия должны быть совершены судом, управлением (отделом) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации для установления стоимости найма (поднайма) жилого помещения. Каких-либо обязанностей на судью данная норма не возлагает.
Ссылки заявителя на то, что при расчете компенсации за наем (поднаем) жилья пункт 2.8 Положения не предусматривает выплату компенсации за поднанимаемую судьей дополнительную жилую площадь, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает, что право судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты реализуется при обеспечении отдельными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 19). Доводы заявителя, по сути, направлены на внесение дополнений в оспариваемый нормативный правовой акт, что относится к исключительной компетенции органа, его издавшего.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Во исполнение данного конституционного требования Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система" (пункт 9).
Судебный департамент в систему федеральных органов исполнительной власти не входит. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" определяет правовой статус Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации как федерального государственного органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 6 данного Федерального закона Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством. Названный федеральный закон не устанавливает официальные издания, в которых должны публиковаться нормативные правовые акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Положение, устанавливающее порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений работающим судьям, направлено в верховные, краевые, областные и равные им суды и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации для исполнения, размещено в справочно-информационных правовых системах Консультант Плюс, Гарант и доступно для ознакомления неопределенного круга лиц.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Г. о признании недействующими частично абзаца третьего пункта 2.2 и пункта 2.8 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений судьям судов общей юрисдикции и мировым судьям, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 181, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ