ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1664

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.В.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании частично недействующим пункта 20 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 5 июня 2007 г. N 8190,

установил:

в соответствии с абзацем первым пункта 20 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации ответ автору обращения оформляется на бланке МИД России без указания исполнителя и его номера телефона. Фамилия исполнителя и его телефон указываются на втором, визовом экземпляре ответа. Ответ направляется за подписью руководителя структурного подразделения МИД России или его заместителя, на рассмотрении которого находится обращение.

Гражданин С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 20 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, предусматривающего направление ответа автору обращения без указания исполнителя и его номера телефона. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 2 статьи 11 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477, Методическим рекомендациям по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным Приказом Федерального архивного агентства от 23 декабря 2009 г. N 76, и нарушают его право на получение информации, право на телефонный звонок исполнителю.

С. извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства иностранных дел Российской Федерации Б., А.Л., З. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают право граждан на информацию.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации О. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что поскольку в Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти рекомендуется раскрыть состав реквизитов, используемых при оформлении служебных писем, в частности, наличие отметки об исполнителе, то целесообразно внесение в Инструкцию соответствующих изменений.

Выслушав объяснения представителей МИД России Б., А.Л., З., Минюста России О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 5 июня 2007 г. N 8190 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - Инструкция), которая зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 июля 2007 г., регистрационный номер 9792, нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 27 июля 2007 г.

Инструкция определяет порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих в центральный аппарат МИД России, контроля за их исполнением и организации приема граждан.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение предписаний федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 утверждены Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, устанавливающие единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Документы, создаваемые в федеральных органах исполнительной власти, оформляются на бланках, на стандартных листах бумаги или в виде электронного документа и должны иметь установленный состав реквизитов, их расположение и оформление (пункт 5 Правил).

В пункте 9 названных Правил перечислены виды реквизитов документов, создаваемых в процессе деятельности органа государственной власти. Данный пункт Правил содержит исчерпывающий перечень видов реквизитов документов, используемых в федеральных органах исполнительной власти, но не устанавливает требование о наличии всех перечисленных в нем реквизитов на каждом из создаваемых в государственном органе документов.

Состав реквизитов документа, согласно пункту 10 Правил, определяется его видом и назначением. Пункт 20 Инструкции устанавливает требования к оформлению письменного ответа автору обращения, определяя наличие такого реквизита документа, создаваемого в процессе деятельности федерального органа исполнительной власти, как отметка об исполнителе на втором визовом экземпляре ответа гражданину, остающемуся в государственном органе, и отсутствие такой отметки на экземпляре, направляемом гражданину.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Пункт 20 Инструкции не регулирует отношения, возникающие при осуществлении права гражданина на поиск, получение информации. Такая информация как отметка об исполнителе и его номер телефона непосредственно не затрагивает права и свободы гражданина, обращающегося в государственные органы. Отсутствие в ответе автору обращения этих реквизитов документа не может рассматриваться как нарушение права гражданина на доступ к информации.

Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 10 указанного Федерального закона ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Отсутствие на направляемом гражданину ответе реквизитов исполнителя не нарушает также прав гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, т.к. исполнитель не является лицом, уполномоченным на рассмотрение обращений граждан.

Согласно законодательству о гражданском судопроизводстве производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части предусматривает проверку оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, поэтому доводы заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта Методическим рекомендациям по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление С. о признании частично недействующим пункта 20 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 5 июня 2007 г. N 8190, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ