ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2011 г. N ГКПИ10-1662
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании частично недействующим Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2008 г. N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка",
установил:
В. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2008 г. N 32, которым утверждены формы кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка. Просит признать данный Приказ недействующим в части, относящейся к оформлению кадастровых паспортов на объекты индивидуального жилищного строительства, государственный технический учет которых осуществлен в установленном законом порядке до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре).
Заявитель мотивировал свои требования тем, что в оспариваемом Приказе не определена форма кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренного ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), являющегося до 1 марта 2015 г. единственным документом для государственной регистрации возникшего у гражданина права собственности на указанный объект недвижимости, отсутствует указание о внесении в кадастровый паспорт жилого дома сведений о его вспомогательных строениях и сооружениях (принадлежностях объекта индивидуального жилищного строительства), отражаемых в техническом паспорте объекта индивидуального жилищного строительства, форма которого утверждена Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 244. Считает нарушенными его права собственника, поскольку в выданном ему в соответствии с Приказом от 18 февраля 2008 г. N 32 кадастровом паспорте на жилой дом отсутствует какая-либо информация о принадлежностях дома, из состава ранее учтенного принадлежащего ему объекта недвижимости исключена информация о хозяйственных постройках, вследствие чего он лишен права собственности на эти постройки. Полагает, что Приказ от 18 февраля 2008 г. N 32 противоречит пункту 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации, в силу которого права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, части 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре, признающей ранее учтенные объекты недвижимости учтенными в соответствии с этим Законом, а также Федеральному закону от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", так как положения оспариваемого Приказа в силу их неопределенности в вопросах, связанных с выдачей кадастровых паспортов на ранее учтенные объекты индивидуального жилищного строительства, устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, предъявляют к гражданам и организациям трудновыполнимые и (или) обременительные требования и тем самым создают условия для проявления коррупции.
Министерство юстиции Российской Федерации, издавшее и зарегистрировавшее оспариваемый нормативный правовой акт, и Министерство экономического развития Российской Федерации, которому переданы функции по нормативному регулированию в сфере ведения кадастра недвижимости, в письменных возражениях указали на то, что Приказ от 18 февраля 2008 г. N 32 издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, основан на положениях Закона о государственном кадастре, каких-либо прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения В., поддержавшего доводы своего заявления, возражения представителей Министерства юстиции Российской Федерации К. и Министерства экономического развития Российской Федерации М., показания свидетелей Б., Л., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Приказ от 18 февраля 2008 г. N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" издан Министерством юстиции Российской Федерации в порядке реализации полномочий, предоставленных ему частью 7 статьи 14 Закона о государственном кадастре и пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", которым в действующей на то время редакции функции по нормативному обеспечению ведения государственного кадастра объектов недвижимости были переданы этому Министерству. Приказ зарегистрирован в установленном порядке 18 февраля 2008 г., регистрационный N 11179, опубликован для всеобщего сведения в Российской газете 22 февраля 2008 г.
В соответствии с частями 4, 7 статьи 14 Закона о государственном кадастре орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливает порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в том числе формы документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 этой статьи, к числу которых относится кадастровый паспорт объекта недвижимости, представляющий собой выписку из государственного реестра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Законом сведения об объекте недвижимости.
Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости определен в статье 7 Закона о государственном кадастре, согласно пункту 1 части 1 которой в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о виде объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства). Среди них такой вид объекта недвижимости, как объект индивидуального жилищного строительства, специально не выделен.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2008 г. N 32 утверждены формы кадастровых паспортов именно этих объектов недвижимости (здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка), указанные в данных формах сведения соответствуют тем, которые подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 7 Закона о государственном кадастре.
Доводы заявителя о незаконности изданного Приказа ввиду того, что в нем не определен порядок оформления кадастрового паспорта на ранее учтенные объекты индивидуального жилищного строительства и отсутствует указание о необходимости внесения в кадастровый паспорт жилого дома сведений о вспомогательных строениях и сооружениях, лишены правовых оснований. Как сказано выше, Министерству юстиции Российской Федерации не предписывалось установить отдельно форму кадастрового паспорта такого объекта недвижимости.
В силу взаимосвязанных положений части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Приказом от 18 февраля 2008 г. N 32 форма кадастрового паспорта здания утверждена (приложение N 1), данная форма предусматривает указание в кадастровом паспорте всех тех сведений, которые в силу статьи 7 Закона о государственном кадастре необходимы для внесения в государственный кадастр недвижимости.
Часть 3 статьи 45 Закона о государственном кадастре предусматривает включение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 этого Закона состава сведений в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости и передачу в срок до 1 января 2013 г. органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившими государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, в органы кадастрового учета заверенных копий технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Сроки и порядок включения указанных сведений и документов, содержащих такие сведения, в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, а также порядок передачи органам кадастрового учета заверенных копий технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов в силу названной нормы Закона должны быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Однако приведенные законоположения, на которые безосновательно ссылается заявитель в подтверждение своих требований, не имеют никакого отношения к оспариваемому Приказу, изданному Министерством юстиции Российской Федерации во исполнение предписаний других норм Закона о государственном кадастре, который не ограничивает право заявителя осуществить в установленном порядке кадастровый учет принадлежащих ему объектов недвижимости.
Необоснованна и ссылка заявителя на ст. 25.3 Закона о государственной регистрации, согласно которой основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта и содержащие его описание, до 1 марта 2015 г. кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим данный факт (пункты 1, 4).
Возможность получения кадастрового паспорта такого объекта недвижимости, представляющего собой здание, предусмотрена оспариваемым Приказом. Отсутствие в утвержденной форме кадастрового паспорта здания положений, позволяющих указать принадлежности жилого дома (вспомогательные помещения), которые обозначены для целей технического учета в техническом паспорте ранее учтенного объекта индивидуального жилищного строительства, не препятствует регистрации права собственности гражданина на принадлежащий ему жилой дом и не лишает его права собственности на принадлежности (вспомогательные строения), следующие юридической судьбе жилого дома (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2008 г. N 32 и утвержденные им формы являются ясными и определенными, никаких трудновыполнимых и (или) обременительных требований к гражданам не предъявляют, в связи с чем нет оснований для утверждения о противоречии данного Приказа Федеральному закону "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления В. о признании частично недействующим Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2008 г. N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ