ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 ноября 2008 г. N ГКПИ08-1959

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Александрове В.О.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Скочилова Дениса Николаевича о признании частично недействующим пункта 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 7 мая 2004 г. N 282,

установил:

в соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в пункте 1 данной Инструкции, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, командиров воинских частей, учреждений внутренних войск МВД России, а выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года - факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".

В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения.

Скочилов Д.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 3 Инструкции, предусматривающего фактическое (непосредственное) участие в контртеррористических операциях как основание для выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Заявитель ссылается на то, что ни Федеральный закон "О ветеранах", ни Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 не требуют фактического (непосредственного) участия в контртеррористических операциях. Оспариваемые положения нормативного правового акта ограничивают права военнослужащих, в том числе и заявителя, которые направлялись в районы боевых действий, контртеррористических операций для выполнения боевых задач на территории Чеченской Республики, в признании их ветеранами боевых действий, изданы МВД России с превышением полномочий, предоставленных федеральному органу исполнительной власти.

Заявитель Скочилов Д.Н. извещен о времени и месте судебного заседания, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц МВД России Бирюков Ю.Д., Ивашечкина С.В., Минюста России Михалевич В.И. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что прохождение службы на территории Северо-Кавказского региона не является основанием для получения удостоверения ветерана боевых действий, а необходимо участие в контртеррористических операциях. Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, поскольку предусматривают в качестве основания для выдачи удостоверения выполнение задач в ходе контртеррористических операций, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав ветеранов.

Выслушав объяснения представителей МВД России Бирюкова Ю.Д., Ивашечкиной С.В., Минюста России Михалевича В.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 г. N 282 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (действует в редакции Приказа МВД России от 15 ноября 2005 г. N 925).

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2004 г., регистрационный номер 5815, и опубликован в "Российской газете" N 119, 08.06.2004, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 24, 14.06.2004.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов, предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации (статья 28).

Во исполнение данной нормы Федерального закона Правительство Российской Федерации издало Постановление от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", которым утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения боевых действий. Названная Инструкция предусматривает, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации по заявлениям, подаваемым в эти органы (пункт 2).

МВД России установило такой порядок, утвердив Инструкцию о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Федеральный закон "О ветеранах" в статье 3 определяет категории ветеранов, которым предоставляются меры социальной поддержки. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года Федеральным законом "О ветеранах" отнесено к боевым действиям (приложение к Федеральному закону).

Таким образом, Федеральный закон к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, которые принимали участие в боевых действиях, каковыми также признаются выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции. Из содержания данного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.

Предусмотренный пунктом 3 Инструкции в качестве основания для выдачи удостоверения ветерана боевых действий документально подтвержденный факт выполнения военнослужащими внутренних войск МВД задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года соответствует действующему законодательству и не нарушает права ветеранов боевых действий.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Скочилова Дениса Николаевича о признании частично недействующим пункта 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 7 мая 2004 г. N 282, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ