ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2007 г. N ГКПИ06-1533

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда
    Российской Федерации                         Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                  Бараненко Е.Н.,
    с участием прокурора                     Воскобойниковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З. и С. о признании недействующими: абзаца 1 пункта 7, абзаца 2 пункта 7 в части слов: "оставшихся после удержания указанных 10 процентов"; пункта 8 в части слов: "а также удержание конкурсным управляющим вознаграждения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения" Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. N 573,

установил:

в соответствии с пунктом 7 Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников в случае обнаружения и реализации конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника кроме выплат, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящего Положения, конкурсному управляющему выплачивается вознаграждение в размере 10 процентов денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника. Указанное вознаграждение удерживается конкурсным управляющим из денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника, после поступления их в полном размере на основной счет отсутствующего должника.

Из денежных средств, оставшихся после удержания указанных 10 процентов, конкурсным управляющим удерживаются единовременное вознаграждение и сумма компенсации фактических затрат на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника, предусмотренные пунктами 3 и 5 настоящего Положения (абзацы 1 и 2 пункта 7).

При выплате единовременного вознаграждения конкурсному управляющему и компенсации его расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа, за счет средств, полученных от реализации имущества отсутствующего должника, конкурсный управляющий направляет в уполномоченный орган документы, подтверждающие фактические расходы, а также удержание конкурсным управляющим вознаграждения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения (пункт 8 Положения).

Граждане З. и С. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими: абзаца 1 пункта 7, абзаца 2 пункта 7 в части слов: "оставшихся после удержания указанных 10 процентов"; пункта 8 в части слов: "а также удержание конкурсным управляющим вознаграждения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения" Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников.

Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и нарушают их права как кредиторов.

Заявители З., С. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации (поручение от 28 декабря 2006 г. ДМ-П13-6209).

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Величко О.А., Раицкая Е.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права кредиторов отсутствующих должников.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ Величко О.А., Раицкой Е.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 253 ГПК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. N 573 утверждено Положение о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников.

Настоящее Положение опубликовано в "Российской газете" N 240, 29.10.2004, "Собрании законодательства Российской Федерации" N 44, 01.11.2004.

Положение определяет порядок и условия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" представлять требования по денежным обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования соответственно, а также размер вознаграждения конкурсного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Глава XI "Упрощенные процедуры банкротства" настоящего Федерального закона регулирует отношения, возникающие при банкротстве отсутствующего должника.

В силу пункта 2 статьи 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством Российской Федерации.

Из содержания данной нормы закона следует, что законодатель наделил полномочиями Правительство Российской Федерации в случае упрощенной процедуры банкротства (банкротство отсутствующего должника) определять размер вознаграждения конкурсного управляющего.

Размер такого вознаграждения установлен пунктом 3 Положения и составляет 10 тысяч рублей.

Абзац 1 пункта 7 Положения предусматривает, что кроме вознаграждения в размере 10 тысяч рублей, в случае обнаружения и реализации имущества отсутствующего должника конкурсный управляющий имеет право на получение вознаграждения в размере 10 процентов денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника.

Данная норма носит стимулирующий характер, имеет целью материальное стимулирование конкурсного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа.

Установленный 10-процентный размер вознаграждения является разумным и справедливым.

Доводы заявителей об ограничении их прав являются несостоятельными.

Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 3 статьи 64 предусматривает, что при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в статье 134 устанавливает в качестве общего правила погашение вне очереди за счет конкурсной массы обязательств, связанных с расходами на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а в случае банкротства отсутствующего должника конкурсному управляющему.

Абзац 2 пункта 7 Положения определяет порядок деятельности конкурсного управляющего в случае поступления на счет отсутствующего должника денежных средств от реализации обнаруженного имущества.

Поскольку конкурсный управляющий имеет право на получение дополнительного вознаграждения в размере 10 процентов, положения абзаца 2 пункта 7 в части слов: "оставшихся после удержания указанных 10 процентов" не противоречат действующему законодательству и не нарушают права кредиторов.

Пункт 8 Положения определяет, какие документы, подтверждающие фактические расходы, должен представить конкурсный управляющий в уполномоченный орган.

Как указывалось выше, положения пункта 7 о праве конкурсного управляющего на дополнительное вознаграждение в размере 10 процентов, не противоречит действующему законодательству, а, следовательно, отсутствуют основания для признания недействующим пункта 8 Положения в части слов: "а также удержание конкурсным управляющим вознаграждения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения".

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление З. и С. о признании недействующими: абзаца 1 пункта 7, абзаца 2 пункта 7 в части слов: "оставшихся после удержания указанных 10 процентов"; пункта 8 в части слов: "а также удержание конкурсным управляющим вознаграждения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения" Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. N 573, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ