ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 1 июля 2003 г. N ГКПИ 03-398
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда РФ Зелепукина А.Н., с участием прокурора Генеральной прокуратуры Масаловой Л.Ф., при секретаре Терентьевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Худабашева Липарита Владимировича о признании частично недействительными и не подлежащими применению Постановлений Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 N 16/19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и от 27.02.2002 N 17/19пб "Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ",
установил:
Худабашев Л.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими и не подлежащими применению ч. 2 ст. 16 Постановления от 27 февраля 2002 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части возложения обязанности на лиц без гражданства предъявления вида на жительство при установлении им пенсии и п. 6 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением от 27 февраля 2002 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 17 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19пб, ограничивающий право на обращение за пенсией по месту пребывания или по месту фактического проживания, которые противоречат ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. "б" ч. 1 ст. 16 и п. 3 ст. 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
В судебное заседание Худабашев Л.В. не явился, просил рассмотреть дело без его участия, поручив представлять свои интересы Корковидову А.К.
При таких обстоятельствах Верховный Суд Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело без участия Худабашева Л.В.
В судебном заседании Корковидов А.К. просил удовлетворить заявление Худабашева Л.В. по указанным в нем основаниям.
Представители Пенсионного фонда Российской Федерации Улановская Л.Т., Назаров Д.А., Министерства труда и социального развития Российской Федерации Васильева Т.Ю., Писарева И.В. возразили против заявления Худабашева Л.В., поскольку оспариваемые нормативные правовые акты были приняты в полном соответствии с федеральными законами.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований к удовлетворению заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 года) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 18) и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (с изменениями от 25 июля 2002 года) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 24) Правительству Российской Федерации предлагалось определить Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, Правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (п. 4) поручено Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации разработать и принять Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Во исполнение этого Постановления Правительства Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации приняли оспариваемые заявителем нормативные правовые акты.
Согласно п. 6 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных 27 февраля 2002 года Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 17 и Пенсионным фондом Российской Федерации N 19пб:
6. Граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания.
Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания.
Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Постановления от 27 февраля 2002 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с заявлением гражданин, обратившийся за назначением пенсии в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства лица без гражданства, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, предъявляет вид на жительство, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ч. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (с изменениями от 25 июля 2002 года) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию возникает у лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, на тех же условиях, что и у граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации, а в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 года) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию также наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, одним из обязательных условий назначения пенсии лицам без гражданства является постоянное проживание на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" постоянно проживающим иностранным гражданином, а также лицом без гражданства признается лицо, имеющее вид на жительство, поскольку в силу п. 2 ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства".
Из этого следует, что изложенное в оспариваемом нормативном правовом акте требование о предоставлении лицом без гражданства среди прочих документов для назначения пенсии вида на жительство полностью соответствует вышеуказанным требованиям федеральных законов.
При таких обстоятельствах доводы заявителя Худабашева Л.В., поддержанные в суде представителем Корковидовым А.К., о несоответствии ч. 2 ст. 16 Постановления от 27 февраля 2002 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральному законодательству являются необоснованными.
В заявлении Худабашев Л.В. указывает на противоречие рассматриваемых нормативных правовых актов п. "б" ч. 1 ст. 14 и п. "з" ст. 16 от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 года) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" положениям рассматриваемого нормативного акта.
Однако п. "б" ч. 1 ст. 14 и п. "з" ст. 16 от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" определяют порядок приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке лиц без гражданства, имевших ранее гражданство СССР, и основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, а ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 года) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указывает на равное право на трудовую пенсию лиц без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации, только постоянно проживающих в Российской Федерации, а поэтому не могут быть распространены на рассматриваемые правоотношения по указанным выше основаниям.
Представители Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации, возражая против признания недействующим и не подлежащим применению п. 6 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных 27 февраля 2002 года Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 17 и Пенсионным фондом Российской Федерации N 19пб, указали, что в силу своего статуса лица без гражданства при наличии у них вида на жительство имеют постоянное место жительства, а поэтому только назначение им пенсии связано с обращением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства в отличие от граждан Российской Федерации, которые могут не иметь места жительства и пребывания, подтвержденного регистрацией, и которым допускается обращение с заявлением о назначении пенсии в орган Пенсионного фонда по месту своего фактического проживания или непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Эти пояснения представителей Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации соответствуют положениям ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", а заявителем и его представителем не приведено доводов в опровержение данных объяснений.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов федеральному законодательству не имеется, а поэтому Верховный Суд Российской Федерации отказывает в удовлетворении заявления в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ,
решил:
отказать в удовлетворении заявления Худабашева Липарита Владимировича о признании недействующими и не подлежащими применению ч. 2 ст. 16 Постановления Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 N 16/19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" в части возложения обязанности предоставления вида на жительство на лиц без гражданства из числа граждан бывшего СССР при установлении пенсии и п. 6 Постановления от 27.02.2002 N 17/19пб "Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" в части ограничения права лиц без гражданства из числа бывших граждан СССР обращения с заявлением о назначении пенсии по месту пребывания и по месту фактического жительства.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.