ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2023 г. N АКПИ23-91
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "УДС нефть" о признании не действующим в части пункта 45 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 августа 2020 г. N 348,
установил:
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 августа 2020 г. N 348 (далее также - Приказ N 348) утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств (далее также - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 4 декабря 2020 г., регистрационный номер 61252, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 4 декабря 2020 г.
Согласно пункту 45 Порядка участок автомобильной дороги, на котором осуществляется весогабаритный контроль, должен быть обустроен необходимыми техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектом (схемой) организации дорожного движения, предусматривающими в том числе информирование водителя транспортного средства на расстоянии (не менее чем за 50 метров перед установленным весоизмерительным оборудованием автоматического пункта весогабаритного контроля транспортных средств (далее также - АПВГК) по пути следования транспортного средства) о приближении к АПВГК и о необходимости равномерного движения транспортного средства при проезде АПВГК.
Общество с ограниченной ответственностью "УДС нефть" (далее также - ООО "УДС нефть") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 45 Порядка в части, устанавливающей обязанность водителей при управлении транспортными средствами двигаться равномерно при проезде автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств и допускающей для определения веса транспортных средств и нагрузки на ось использование АПВГК, осуществляющих определение веса транспорта и нагрузки на ось только при равномерном движении транспорта, без учета возможного изменения распределения веса и изменения нагрузки на оси при торможении или ускорении транспортного средства. По мнению административного истца, пункт 45 Порядка не позволяет правильно определять вес транспортных средств и нагрузку на ось в случаях, если транспортное средство движется с ускорением или замедлением на пунктах взвешивания, и не соответствует статье 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), пунктам 1.1, 10.1 и 10.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения).
В обоснование требований административный истец указал, что эксплуатирует тяжеловесные транспортные средства, по маршруту следования которых размещены АПВГК. На основании ошибочных, по его мнению, результатов взвешивания транспортных средств, перевозящих жидкий груз, неоднократно привлекался к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.21.1 "Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный ответчик Министерство транспорта Российской Федерации (далее также - Минтранс России) в письменных возражениях и заинтересованное лицо Минюст России в письменном отзыве на административный иск указали, что оспариваемый в части Порядок утвержден федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Представитель административного истца ООО "УДС нефть" К.А. в судебном заседании поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Минтранса России К.Д. возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Минюст России направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом N 257-ФЗ.
Согласно частям 1, 2 статьи 31 названного закона движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства, а также тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями данной статьи.
Порядок выдачи указанных специальных разрешений и порядок осуществления весового и габаритного контроля устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (часть 9 статьи 31).
Таким органом в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, является Минтранс России, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств (подпункт 5.2.53(31) пункта 5 названного положения).
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа N 348, утвердившего Порядок, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.
Пунктом 17 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ тяжеловесное транспортное средство определено как транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Допустимые нормы весовых и габаритных параметров транспортных средств определены в целях недопущения преждевременного износа или разрушения дорожного покрытия и инженерных сооружений и подтверждены расчетами на основе норм проектирования автомобильных дорог.
Приложениями N 1 - 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200, определены допустимые габариты, масса и нагрузка на ось транспортных средств, которые являются обязательными для соблюдения всеми участниками дорожного движения.
Установленные действующим законодательством Российской Федерации ограничения в сфере движения тяжеловесных транспортных средств, а также весовой и габаритный контроль транспортных средств, при осуществлении которого соблюдение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства контролируется в соответствии с положениями части 16 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ, направлены на обеспечение сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения.
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 16.1 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ при осуществлении весового и габаритного контроля транспортного средства владелец автомобильной дороги, а в отношении автомобильной дороги, переданной в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", Государственная компания "Российские автомобильные дороги" обеспечивают информирование водителя транспортного средства с помощью технических средств организации дорожного движения о приближении к автоматическим пунктам весового и габаритного контроля транспортных средств.
Частью 16.4 указанной статьи предусмотрено, что движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств в зоне автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, который должен содержать в том числе требования к условиям движения транспортных средств и требования к обозначению зоны автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств техническими средствами организации дорожного движения.
Правила движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств в зоне автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. N 710 и предписывают, что въезды в зону автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств и выезды из зоны автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств должны быть обозначены дорожными знаками (пункт 2).
Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств устанавливает процедуры проведения весового и габаритного контроля (далее - весогабаритный контроль) транспортных средств, оформления результатов проведения весогабаритного контроля транспортных средств, порядок организации пунктов весогабаритного контроля транспортных средств (пункт 1).
Весогабаритный контроль транспортных средств на автомобильных дорогах Российской Федерации осуществляется в пунктах весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - пункты весогабаритного контроля), организуемых в соответствии с главой IV данного порядка, в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог (пункт 3).
Стационарные пункты весогабаритного контроля транспортных средств и автоматические пункты весогабаритного контроля транспортных средств организуются владельцами автомобильных дорог или назначенными ими лицами и должны быть обустроены техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектами организации дорожного движения, разработанными с учетом Правил подготовки документации по организации дорожного движения (пункт 4).
Оборудование АПВГК устанавливается на автомобильных дорогах на расстоянии не менее 100 метров перед и не менее 50 метров после участков ускорения или замедления движения (регулируемых или нерегулируемых перекрестков, специально отведенных мест для отдыха, остановок общественного транспорта, объектов сервиса, сужения или расширения дороги, примыкания полос торможения или разгона, железнодорожных переездов и иных мест), за исключением незаконных примыканий. АПВГК оборудуется программным обеспечением, позволяющим учитывать различный скоростной режим транспортного средства, в том числе при ускорении и замедлении движения транспортного средства (пункт 40).
Участок автомобильной дороги, на котором осуществляется весогабаритный контроль, должен быть обустроен необходимыми техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектом (схемой) организации дорожного движения, предусматривающими в том числе информирование водителя транспортного средства на расстоянии (не менее чем за 50 метров перед установленным весоизмерительным оборудованием АПВГК по пути следования транспортного средства) о приближении к АПВГК и о необходимости равномерного движения транспортного средства при проезде АПВГК (пункт 45).
Указанная норма, оспариваемая ООО "УДС нефть", соответствует приведенным положениям статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ и, вопреки доводам административного истца, каких-либо обязанностей на водителей транспортных средств не возлагает, а устанавливает требования к обустройству участка автомобильной дороги, на котором осуществляется весогабаритный контроль, владельцами автомобильных дорог или назначенными ими лицами необходимыми техническими средствами организации дорожного движения, предусматривающими, в частности, заблаговременное информирование водителей транспортных средств о приближении к АПВГК и необходимости равномерного движения транспортного средства, обусловленного обеспечением поддержания эксплуатационных свойств и безопасного использования автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, безопасности дорожного движения и снижения риска дорожно-транспортных происшествий.
Позиция ООО "УДС нефть" о том, что пункт 45 Порядка допускает использование АПВГК, осуществляющих определение веса транспорта и нагрузки на ось только при равномерном движении транспорта, без учета возможного изменения распределения веса и изменения нагрузки на оси при торможении или ускорении транспортного средства, основана на ошибочном толковании норм материального права. Требования к средствам измерений (оборудованию) этим пунктом не устанавливаются, регулируются иными положениями названного порядка, в частности пунктом 40, требованиям которого относительно расстояния от участков ускорения или замедления движения (регулируемых или нерегулируемых перекрестков, специально отведенных мест для отдыха, остановок общественного транспорта, объектов сервиса, сужения или расширения дороги, примыкания полос торможения или разгона, железнодорожных переездов и иных мест) до места установки оборудования АПВГК корреспондирует рекомендация о необходимости равномерного движения транспортного средства при проезде АПВГК.
Данный пункт также содержит требование к программному обеспечению относительно необходимости учета различного скоростного режима транспортного средства, в том числе при ускорении и замедлении движения.
Согласно пункту 44 Порядка средства измерений, применяемые при весогабаритном контроле, должны быть утвержденного типа и поверены. Их метрологические характеристики должны соответствовать метрологическим требованиям, указанным в перечне измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, а также характеристикам, указанным в описании типа средств измерений.
Утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1847 перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, устанавливает пределы допускаемой погрешности измерений, в том числе для измерения нагрузки на ось (группу осей) автотранспортного средства на автоматических пунктах весового контроля и измерения массы автотранспортного средства на автоматических пунктах весового контроля.
Подлежат отклонению доводы административного истца о противоречии оспариваемого в части пункта 45 Порядка статье 31 Федерального закона N 257-ФЗ, поскольку ее положения не регламентируют обустройство техническими средствами организации дорожного движения участка автомобильной дороги, на котором осуществляется весогабаритный контроль.
Пункт 45 Порядка не устанавливает для водителей предписаний, противоречащих пунктам 1.1, 10.1 и 10.5 Правил дорожного движения в части соблюдения водителями скоростного режима. Кроме того, в пункте 23.5 названных правил закреплено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона N 257-ФЗ, которым, в свою очередь, установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства осуществляется с учетом требований Порядка.
Как следует из содержания административного искового заявления, требование административного истца о признании пункта 45 Порядка недействующим фактически основано на несогласии с постановлениями по делам об административных правонарушениях и судебными актами, принятыми по делам об их оспаривании, однако проверка законности и обоснованности таких решений не входит в предмет настоящего административного дела.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает и не ограничивает прав административного истца в упоминаемых им аспектах.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "УДС нефть" о признании не действующим в части пункта 45 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 августа 2020 г. N 348, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ