ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2023 г. N АКПИ23-75
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш. о признании частично недействующими пунктов 112 и 117 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110,
установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) от 4 июля 2022 г. N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее также - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2022 г., регистрационный номер 69157, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 июля 2022 г.
Согласно пункту 112 Правил при отсутствии у подозреваемых и обвиняемых денег на лицевом счете расходы на отправку предложений, заявлений и жалоб, указанных в пункте 111 Правил, производятся за счет средств федерального бюджета (за исключением телеграмм).
Пункт 117 Правил предусматривает, что оплата расходов по пересылке предложений, заявлений и жалоб (за исключением кассационных жалоб и случая, указанного в пункте 112 Правил) производится за счет отправителя.
Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 112 и 117 Правил в части возложения обязанности на содержащихся под стражей в следственных изоляторах нести расходы на оплату отправления обращений, подаваемых в ходе защиты от уголовного преследования, за исключением кассационных жалоб, ссылаясь на их противоречие статье 21 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статье 126 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению административного истца, названные положения федеральных законов таких обязанностей не устанавливают, а предусматривают направление обращений через администрацию мест содержания под стражей. Считает, что возможность лиц, содержащихся под стражей, защищать свои интересы поставлена в зависимость от их материального положения.
Как указывает Ш. в письменном дополнении к административному иску, администрация следственного изолятора вопреки его воле списывает средства с его лицевого счета на направление обращений, направляемых им в рамках защиты от уголовного преследования, чем причиняет ущерб его интересам и правам, охраняемым статьей 35 Конституции Российской Федерации. Обвиняемый, в отношении которого избрана мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей, имеет возможность подавать названные обращения, не неся при этом материальных затрат, в отличие от обвиняемого, содержащегося под стражей, который вынужден в любом случае нести такие расходы, хотя волею государственного органа лишен возможности иметь доход ввиду помещения под стражу.
Министерство юстиции Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации в письменных возражениях указали, что нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Ш. извещен о времени и месте судебного разбирательства по месту содержания под стражей, представил свои письменные объяснения по административному иску.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Е. и представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободин С.А. не признали административный иск.
Обсудив доводы административного истца Ш., выслушав возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Е. и представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (часть первая статьи 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний (пункт 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).
Аналогичное полномочие Минюста России в настоящее время предусмотрено пунктом 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10.
Следовательно, Правила утверждены компетентным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований федерального закона, согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом.
Доводы административного истца о противоречии пунктов 112 и 117 Правил в оспариваемой части положениям статьи 21 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статье 126 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации основаны на неверном толковании норм права.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обязанность по организации принятия и рассмотрения обращений (в том числе их регистрации) лежит непосредственно на государственном органе, органе местного самоуправления или должностном лице, которым обращение поступило (часть 2 статьи 8 и пункт 1 части 1 статьи 10), в случае ненадлежащего исполнения данной обязанности виновное лицо несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (статья 15), при этом в любом случае гражданин не лишен права обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в суд, в том числе в связи с нарушением порядка рассмотрения его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом (часть 1 статьи 16).
Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определяется статьей 6 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в соответствии с которой подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами.
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (статья 7 названного закона).
Согласно части первой статьи 16 приведенного закона подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами. В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 этого закона).
Делегируя Министерству юстиции Российской Федерации право на утверждение Правил внутреннего распорядка, законодатель закрепил в пунктах 7 и 8 части второй статьи 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" положение о том, что Правилами устанавливается порядок получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов, направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб.
В силу статьи 126 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей.
Статья 21 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", регулируя порядок подачи обращений подозреваемых и обвиняемых в органы государственной власти, закрепляет, что предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей (часть первая).
Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете (часть вторая статьи 21 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", пункт 111 Правил).
Приведенные законоположения гарантируют право подозреваемых и обвиняемых на отправку корреспонденции в органы власти, прокуратуру, следственные и судебные органы, общественные объединения через администрацию места содержания под стражей. Вопросы финансирования таких действий указанные нормы федерального законодательства не регулируют.
Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (статья 17) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (статьи 46, 47), определяя объем прав обвиняемых в совершении преступлений, связанных с защитой от уголовного преследования, не устанавливают обязанность администраций мест содержания под стражей обеспечивать направление обращений лиц, содержащихся под стражей, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, за счет средств федерального бюджета.
Пункты 112 и 117 Правил обеспечивают реализацию закрепленного права подозреваемых и обвиняемых на отправку корреспонденции, предусматривая в качестве дополнительной гарантии соблюдения прав названных лиц возможность направления почтовых отправлений в государственные органы и организации за счет федерального бюджета только в случае отсутствия у них денежных средств на лицевом счете.
Следовательно, отсутствие денежных средств у подозреваемых или обвиняемых, заключенных под стражу, не препятствует отправке тех предложений, заявлений и жалоб, которые в силу федерального закона не подлежат цензуре. Вместе с тем отсутствие у административного истца возможности - в силу его имущественного положения - исполнить такую обязанность не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту.
Данное правовое регулирование является элементом обеспечения режима содержания под стражей и не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов, поскольку не вводит дополнительных запретов или ограничений на обращения подозреваемых и обвиняемых с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами.
Оспариваемые нормативные положения не нарушают прав административного истца в указанных им аспектах, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленных требований согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Ш. о признании частично недействующими пунктов 112 и 117 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ