ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2023 г. N АКПИ23-260
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецгазавтоматика" о признании частично недействующими пунктов 171 и 172(1) Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э, в редакции приказа Федеральной антимонопольной службы от 4 июля 2023 г. N 438/23, строки 5 приложения 7.6 к данным методическим указаниям,
установил:
приказом Федеральной службы по тарифам (далее также - ФСТ России) от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее также - Приказ) утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения согласно приложению к настоящему приказу (далее - Методические указания). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 16 июля 2013 г., регистрационный номер 29078, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 19 августа 2013 г., N 33.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецгазавтоматика" (далее также - ООО "Спецгазавтоматика", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 171 и 172(1) Методических указаний (в редакции приказа Федеральной антимонопольной службы от 21 декабря 2020 г. N 1237/20) в части применения формулы 120.1, ссылаясь на то, что оспариваемые пункты противоречат статье 110 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), поскольку требуют включения в плату за подключение налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством, и нарушают права Общества в предпринимательской деятельности, так как не обеспечивают компенсацию расходов, которые оно понесет при подключении к системе теплоснабжения.
В обоснование административного иска Общество указало, что оспариваемые пункты в части применения формулы 120.1 определяют иной порядок учета налога на прибыль при установлении платы за подключение, допускающий возможность частичной компенсации расходов регулируемой организации по оплате налога на прибыль, а в отдельных случаях полного отсутствия такой компенсации. Методическими указаниями установлен порядок, при котором налог на прибыль, включаемый в плату за подключение, определяется не из налоговой базы этого подключения, осуществляемого в очередном расчетном периоде, а исходя из налога на прибыль, определенного из иной налоговой базы, которая имелась при установлении иной платы за подключение в предыдущем расчетном периоде. Как считает Общество, такой порядок учета налога на прибыль не компенсирует расходы регулируемой организации, понесенные при подключении, осуществляемом в очередном расчетном периоде, а является способом компенсации налога на прибыль, уплаченного регулируемой организацией ранее, при оказании услуги по подключению в предшествующем расчетном периоде. При этом в случае если регулируемая организация в предшествующем расчетном периоде не оказывала услуги по подключению к системе теплоснабжения и не имела соответствующих фактических расходов по уплате налога на прибыль, то в расчете платы за подключение для такой организации в очередном расчетном периоде компенсация будет отсутствовать.
Ввиду внесения изменений в абзац двадцать седьмой пункта 170 Методических указаний приказом Федеральной антимонопольной службы от 4 июля 2023 г. N 438/23 "О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э" (далее также - Приказ N 438/23) ООО "Спецгазавтоматика" подало заявление об уточнении административных исковых требований, в соответствии с которым просит признать не действующими пункты 171, 172(1) Методических указаний (в редакции приказа Федеральной антимонопольной службы от 4 июля 2023 г. N 438/23) и строку 5 приложения 7.6 к Методическим указаниям в части применения формулы 120.1 (здесь и далее нормы Методических указаний даны в редакции Приказа N 438/23, действовавшей в рассматриваемый период).
По мнению административного истца, оспариваемые нормы противоречат Основам ценообразования, Правилам подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2115 (далее - Правила подключения), Налоговому кодексу Российской Федерации, а также нарушают права административного истца в предпринимательской деятельности, поскольку не обеспечивают компенсацию всех расходов, которые Общество понесет при осуществлении подключения к системе теплоснабжения, в том числе к источнику тепловой энергии, при отсутствии технической возможности для подключения.
Административный истец считает, что изменения, внесенные Приказом N 438/23 в абзац двадцать седьмой пункта 170 Методических указаний, не приводят к восстановлению нарушенных прав Общества, так как данный пункт регламентирует расчет платы за подключение объектов заявителей при наличии технической возможности подключения, в то время как оспариваемый пункт 171 Методических указаний предусматривает расчет платы при отсутствии технической возможности подключения, а пункт 172(1) Методических указаний - расчет платы за подключение объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика.
Как указывает Общество, при установлении платы за подключение при отсутствии технической возможности требуется иной порядок определения расходов по уплате налога на прибыль, учитывающий все расходы, понесенные регулируемой организацией в течение всего срока исполнения договора о подключении, а не только расходы на очередной период регулирования.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" Федеральная служба по тарифам упразднена, ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе (далее также - ФАС России).
Федеральная антимонопольная служба в письменных возражениях на административное исковое заявление пояснила, что Методические указания утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях указало, что нормативный правовой акт издан компетентным органом, анализ расчета и содержание указанных в пунктах 171 и 172(1) Методических указаний формул (121) и (122), которые определяют расчет платы за подключение объекта заявителя к системе теплоснабжения, определяемой органом регулирования в индивидуальном порядке, не входили в предмет правовой экспертизы, проводимой Минюстом России в контексте отношений, регулируемых Методическими указаниями.
В судебном заседании представитель ООО "Спецгазавтоматика" К. поддержала заявленное требование.
Представитель Федеральной антимонопольной службы Г. не признала административный иск.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации письменно заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Спецгазавтоматика" К., возражения представителя Федеральной антимонопольной службы Г., обсудив письменный отзыв Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения утверждает методические указания по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В силу части 22 статьи 28.1 поименованного федерального закона расчет необходимой валовой выручки от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" предписано Федеральной службе по тарифам в 4-месячный срок разработать с участием Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы и Министерства энергетики Российской Федерации и утвердить методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Подпунктом 5.2.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332, ФСТ России было предоставлено полномочие на принятие методических указаний (методики) по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Аналогичное полномочие ФАС России в настоящее время предусмотрено Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, согласно которому указанному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в частности законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (пункт 1), предоставлено право самостоятельно принимать методические указания (методики) по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (подпункт 5.2.9(22).1 пункта 5.2).
Таким образом, оспариваемые в части Методические указания утверждены компетентным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с предоставленными ему полномочиями во исполнение требований закона. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден.
Вопреки доводам административного истца пункты 171 и 172(1) Методических указаний в части применения формулы (120.1) для расчета налога на прибыль, отнесенного к плате за подключение, строки 5 приложения 7.6 соответствуют действующему законодательству, в том числе положениям Основ ценообразования, Правилам подключения и Налоговому кодексу Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 110 Основ ценообразования предусмотрено, что в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации, в частности, налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Порядок определения размера платы за подключение в индивидуальном порядке при отсутствии технической возможности подключения регламентирован пунктами 171 и 172 Методических указаний.
Пунктом 171 Методических указаний предусмотрено, что плата за подключение объекта k-го заявителя, при отсутствии технической возможности подключения, определяется в индивидуальном порядке в соответствии с приложением 7.6 к Методическим указаниям по формуле (121), в которой указываются следующие показатели:
П1 - расходы на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, определенные по формуле (118), тыс. руб./Гкал/ч;
П2 - расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей (включая создание (реконструкцию) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта k-го заявителя (включая проектирование), определенные в соответствии со сметной стоимостью с учетом положений пункта 172 Методических указаний, тыс. руб.;
П3 - расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимые для создания технической возможности подключения объекта k-го заявителя, определенные с учетом сметной стоимости и положений пункта 172 Методических указаний, и в соответствии с приложением 7.4 к Методическим указаниям, тыс. руб.;
Н - налог на прибыль, отнесенный к плате за подключение, рассчитанный по формуле (120.1), тыс. руб./Гкал/ч.
Положения формулы (121), закрепленной в пункте 171 Методических указаний, равно как и формулы (122), содержащейся в пункте 172(1) Методических указаний, в части налога на прибыль содержат отсылочные нормы к формуле (120.1), отраженной в пункте 170 Методических указаний, тем самым изменения, внесенные Приказом N 438/23, фактически затрагивают все предусмотренные Методическими указаниями варианты расчетов платы за подключение.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в силу статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации признается прибыль, полученная налогоплательщиком и определяемая для российских организаций как полученные ими доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов - обоснованных и документально подтвержденных затрат. Под обоснованными расходами при этом понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации).
Применительно к осуществлению деятельности по подключению к системам теплоснабжения при отсутствии технической возможности Методические указания предусматривают при утверждении платы по индивидуальному проекту расчет всех показателей формулы (121) пункта 171 Методических указаний (показатели П1, П2, П3 и Н) в плановом порядке.
Регулируемая организация с учетом положений статей 247 и 252 Налогового кодекса Российской Федерации для целей тарифного регулирования в плановом порядке определяет прибыль, которая будет получена в будущем по результатам реализации мероприятий по подключению и с которой подлежит уплате соответствующий налог, равно как и определяет расходы, которые регулируемая организация понесет для обеспечения технической возможности подключения. Данные прибыль и расходы подлежат утверждению органом регулирования в составе индивидуального проекта, что соответствует части 11 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" и пункту 110 Основ ценообразования.
Источником компенсации фактически понесенного налога на прибыль является плата за подключение к системе теплоснабжения, которая устанавливается в соответствии с данными нормативными правовыми актами и будет оплачена последующими абонентами, подключаемыми к системе теплоснабжения теплоснабжающей организации.
Аналогичный механизм расчета платы закреплен и в формуле (122) пункта 172(1) Методических указаний.
По изложенным выше мотивам строка 5 приложения 7.6 к Методическим указаниям, содержащая приложения к расчету платы за подключение объекта заявителя при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения и отсылочную норму к формуле (120.1) Методических указаний, не может быть признана противоречащей действующему законодательству.
В основе заявленного административным истцом требования лежит неправильное толкование оспариваемых нормативных положений. Данных о том, что имеется другая, более совершенная методика, которой следовало бы руководствоваться ФАС России, административным истцом не представлено. Оспариваемый математический расчет налога на прибыль, отнесенного к плате за подключение, в виде формулы (120.1) действующему законодательству не противоречит.
При указанных обстоятельствах пункты 171, 172(1) Методических указаний и строка 5 приложения 7.6 к ним в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не могут рассматриваться как нарушающие права административного истца в упоминаемых им аспектах, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Спецгазавтоматика" о признании частично недействующими пунктов 171 и 172(1) Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э, в редакции приказа Федеральной антимонопольной службы от 4 июля 2023 г. N 438/23, строки 5 приложения 7.6 к данным методическим указаниям отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ