ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2016 г. N АКПИ16-59
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре П.К.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям И.М., Х.Н., Б.В.И., Б.В.В., О., Т., М.В., К.Т.Л., Е.Н., Ч.П., Ж.В., П.А., Л., С.Н.М., С.В., К.А., Р.С., Ч.Н.П., Д.Г., Д.Р., К.Т.И., У., Б.Ю., Е.О., С.Н.А., П.В., Р.М., К.Е., Х.А., Ш.Л.И., Ш.Т.А., П.Н., К.Н.М., П.С., К.Н.В., Б.А.М., С.А., В.А.М., Ж.В., В.А.П., К.О., М.Г., Ч.Н.С., С.Н.В., Щ., Б.А.В., Б.В.А., Н., Ш.Т.Н., Е.В., К.К., И.Ю., Ш.Л.П., З. о признании частично недействующим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
установил:
согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Постановление) признаны утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2005 г. N 197 "Об изменении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Граждане И.М., Х.Н., Б.В.И., Б.В.В., О., Т., М.В., К.Т.Л., Е.Н., Ч.П., Ж.В., П.А., Л., С.Н.М., С.В., К.А., Р.С., Ч.Н.П., Д.Г., Д.Р., К.Т.И., У., Б.Ю., Е.О., С.Н.А., П.В., Р.М., К.Е., Х.А., Ш.Л.И., Ш.Т.А., П.Н., К.Н.М., П.С., К.Н.В., Б.А.М., С.А., В.А.М., Ж.В., В.А.П., К.О., М.Г., Ч.Н.С., С.Н.В., Щ., Б.А.В., Б.В.А., Н., Ш.Т.Н., Е.В., К.К., И.Ю., Ш.Л.П. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями о признании частично недействующим пункта 2 Постановления, гражданка З. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим названного Постановления в части невключения в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, населенного пункта Прибрежный Шиловского района Рязанской области.
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 1 декабря 1997 г. N 18-П, и нарушают права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Граждане Ш.Л.И., М.В., Ш.Л.П., Б.В.В., Б.В.И., О., П.В., Д.Р., К.Т.И., И.Ю., С.Н.А., Ш.Т.Н., Е.В., В.А.П., Л., В.А.М., Ж.В., Ч.П., К.К., К.Н.М., П.А., К.Н.В., Ш.Т.А., К.Т.Л., Е.Н., Б.А.М., К.А., П.Н., С.А., Ж.В. проживают в населенных пунктах, находящихся в Брянской области, которые на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2005 г. N 197) относились к зоне отселения, а граждане Т., Х.Н., Е.О., Б.Ю., К.О., Щ., К.Е., Н., Б.А.В., Ч.Н.П., Б.В.А., Р.М., С.В., С.Н.М., Х.А., Р.С., Ч.Н.С., Д.Г., И.М., У., С.Н.В., М.Г., П.С. проживают в населенных пунктах, которые относились к зоне проживания с правом на отселение.
Как указывают заявители, степень радиационного загрязнения территорий значительно не уменьшилась, мероприятия по экологическому оздоровлению территорий не проводились, радиационная обстановка не обследовалась.
Административные истцы о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В суде представитель административных истцов М.С. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством в нарушение положений как Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", так и федеральных законов "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды", "О недрах", "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Водного кодекса Российской Федерации.
Адвокат Тарасова Е.С. поддержала в суде требования представляемого ею административного истца З.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (поручения от 19 февраля 2016 г. N СП-П9-905 и от 1 марта 2016 г. N СП-П9-1122).
Представитель Правительства Российской Федерации Д.А. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административных истцов М.С., адвоката Тарасовой Е.С., представителя Правительства Российской Федерации Д.А., пояснения специалиста В.С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административные иски не подлежат удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приоритетной задачей социально-экономического развития Российской Федерации является преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., в результате которой подверглись радиоактивному загрязнению территории 14 субъектов Российской Федерации, в том числе Брянская и Рязанская области.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" определяет, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).
Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7).
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации от 8 октября 2015 г. издало постановление N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13 октября 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 19 октября 2015 г., N 42.
Данным Постановлением утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1). Населенные пункты, в которых проживают административные истцы, были включены в перечень территорий, находящихся в зонах с меньшим уровнем радиоактивного загрязнения. Так, с учетом изменения радиационной обстановки населенные пункты, находящиеся в границах зон радиоактивного загрязнения на территории Брянской области, Гордеевский район (с. Гордеевка, с. Петрова Буда, с. Перетин, дер. Рудня-Воробьевка, дер. Поповка, дер. Староновицкая); Злынковский район (г. Злынка, дер. Петровка, с. Денисковичи, пос. Софиевка, пос. Свидерки); Клинцовский район (с. Гута-Корецкая, с. Ущерпье); Новозыбковский район (г. Новозыбков, с. Верещаки, с. Перевоз, с. Замишево, с. Манюки, с. Белый Колодезь (ранее Белый колодец), с. Синий Колодец, дер. Крутоберезка, с. Старые Бобовичи, дер. Тростань, пос. Дружба, пос. Мамай, с. Сновское, дер. Дубровка, дер. Халеевичи (дер. Холевичи), с. Внуковичи, с. Шеломы) из зоны отселения переведены в зону проживания с правом на отселение.
С учетом изменения радиационной обстановки населенные пункты, находящиеся в границах зон радиоактивного загрязнения на территории Брянской области, Гордеевский район (дер. Старая Полона, дер. Ямное); Злынковский район (с. Петрятинка, дер. Шурубовка); Климовский район (с. Каменский Хутор, с. Соловьевка, с. Сачковичи, пос. Воробьевка, с. Сытая Буда, с. Челхов (Чолхов), с. Чуровичи); Клинцовский район (с. Займище, с. Великая Топаль, с. Малая Топаль, с. Гулевка, с. Туросна, с. Лопатни, с. Медведово, с. Душкино, пос. Оболешево, пос. Первое Мая); Новозыбковский район (с. Старый Кривец) из зоны проживания с правом на отселение переведены в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Населенный пункт Прибрежный Шиловского района Рязанской области, включенный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 в перечень территорий, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, оспариваемым Постановлением исключен из перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает, что территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (из которых в 1986 г. и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых, начиная с 1991 г. среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых, начиная с 1991 г. плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км), подразделяются на зоны: зону отчуждения; зону отселения; зону проживания с правом на отселение; зону проживания с льготным социально-экономическим статусом (статья 7).
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона отселения - это часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 - свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 - свыше 0.1 Ки/кв. км.
На основе анализа и комплексной оценки изменения радиационной обстановки на территории Брянской области установлена средняя плотность загрязнения почвы цезием-137 (Ки/кв. км) на 1 января 2015 г. и среднегодовая эффективная доза облучения (мЗв) в 30 населенных пунктах Брянской области, соответственно по Гордеевскому району: с. Гордеевка - 13,1 Ки/кв. км, 1,8 мЗв (Ш.Л.И.), с. Петрова Буда - 10,2 Ки/кв. км, 1,4 мЗв (М.В.), с. Перетин - 9,8 Ки/кв. км, 1,4 мЗв (Ш.Л.П.), дер. Рудня-Воробьевка - 11,5 Ки/кв. км, 1,6 мЗв (Б.В.В.), дер. Поповка - 11,3 Ки/кв. км, 1,6 мЗв (Б.В.И.), дер. Староновицкая - 13,3 Ки/кв. км, 2,0 мЗв (О.); Злынковский район: г. Злынка - 14,4 Ки/кв. км, 2,1 мЗв (П.В.), дер. Петровка - 9,5 Ки/кв. км, 1,3 мЗв (Д.Р.), с. Денисковичи - 9,9 Ки/кв. км, 1,6 мЗв (К.Т.И.), пос. Софиевка - 9,7 Ки/кв. км, 1,3 мЗв (И.Ю.), пос. Свидерки - 14,0 Ки/кв. км, 2,1 мЗв (С.Н.А.); по Клинцовскому району: с. Гута-Корецкая - 7,5 Ки/кв. км, 2,2 мЗв (Ш.Т.Н.), с. Ущерпье - 9,8 Ки/кв. км, 1,5 мЗв (Е.В.); по Новозыбковскому району: г. Новозыбков - 10,5 Ки/кв. км, 1,7 мЗв (В.А.П.), с. Верещаки - 10,0 Ки/кв. км, 1,7 мЗв (Л.), с. Перевоз - 14,4 Ки/кв. км, 2,3 мЗв (В.А.М.), с. Замишево - 10,2 Ки/кв. км, 1,5 мЗв (Ж.В.), с. Манюки - 7,6 Ки/кв. км, 1,1 мЗв (Ч.П.), с. Белый Колодезь - 7,7 Ки/кв. км, 1,1 мЗв (К.К.), с. Синий Колодец - 8,1 Ки/кв. км, 1,5 мЗв (К.Н.М.), дер. Крутоберезка - 7,1 Ки/кв. км, 1,4 мЗв (П.А.), с. Старые Бобовичи - 14,1 Ки/кв. км, 2,4 мЗв (К.Н.В.), дер. Тростань - 7,8 Ки/кв. км, 1,2 мЗв (Ш.Т.А.), пос. Дружба - 9,9 Ки/кв. км, 1,5 мЗв (К.Т.Л.), пос. Мамай - 10,0 Ки/кв. км, 1,5 мЗв (Е.Н.), с. Сновское - 6,7 Ки/кв. км, 1,1 мЗв (Б.А.М.), дер. Дубровка - 11,5 Ки/кв. км, 1,6 мЗв (К.А.), дер. Халеевичи (дер. Холевичи) - 13,9 Ки/кв. км, 2,2 мЗв (П.Н.), с. Внуковичи - 10,7 Ки/кв. км, 1,8 мЗв (С.А.), с. Шеломы - 12,0 Ки/кв. км, 2,1 мЗв (Ж.В.).
В указанных населенных пунктах плотность загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км, среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), но менее 5.0 мЗв (0.5 бэр), следовательно, не имеется правовых оснований для отнесения этих населенных пунктов к зоне отселения.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с правом на отселение - это часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. В населенных пунктах этой зоны среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр). С учетом изменения радиационной обстановки вышеназванные населенные пункты правомерно включены в перечень территорий, находящихся в зоне проживания с правом на отселение.
В результате анализа и комплексной оценки изменения радиационной обстановки на территории Брянской области установлена средняя плотность загрязнения почвы цезием-137 (Ки/кв. км) на 1 января 2015 г. и среднегодовая эффективная доза облучения (мЗв) в 22 населенных пунктах Брянской области, соответственно по Гордеевскому району: дер. Старая Полона - 4,0 Ки/кв. км, 0,81 мЗв (Т.), дер. Ямное - 4,1 Ки/кв. км, 0,61 мЗв (Х.Н.); по Злынковскому району с. Петрятинка - 4,8 Ки/кв. км, 0,79 мЗв (Е.О.), дер. Шурубовка - 4,7 Ки/кв. км, 0,80 мЗв (Б.Ю.); по Климовскому району с. Каменский Хутор - 3,6 Ки/кв. км, 0,60 мЗв (К.О.), с. Соловьевка - 4,2 Ки/кв. км, 0,62 мЗв (Щ.), с. Сачковичи - 4,3 Ки/кв. км, 0,57 мЗв (К.Е.), пос. Воробьевка - 3,9 Ки/кв. км, 0,66 мЗв (Н.), с. Сытая Буда - 4,4 Ки/кв. км, 0,66 мЗв (Б.А.В.), с. Челхов (Чолхов) - 3,6 Ки/кв. км, 0,56 мЗв (Ч.Н.П.), с. Чуровичи - 4,0 Ки/кв. км, 0,60 мЗв (Б.В.А., Р.М.); по Клинцовскому району с. Займище - 2,4 Ки/кв. км, 0,58 мЗв (С.В.), с. Великая Топаль - 3,2 Ки/кв. км, 0,46 мЗв (С.Н.М.), с. Малая Топаль - 3,9 Ки/кв. км, 0,60 мЗв (Х.А.), с. Гулевка - 4,3 Ки/кв. км, 0,67 мЗв (Р.С.), с. Туросна - 4,6 Ки/кв. км, 0,75 мЗв (Ч.Н.С.), с. Лопатни - 3,5 Ки/кв. км, 0,63 мЗв (Д.Г.), с. Медведово - 3,0 Ки/кв. км, 0,32 мЗв (И.М.), с. Душкино - 2,5 Ки/кв. км, 0,36 мЗв (У.), пос. Оболешево - 3,5 Ки/кв. км, 0,071 мЗв (С.Н.В.), пос. Первое Мая - 3,8 Ки/кв. км, 0,62 мЗв (М.Г.); по Новозыбковскому району с. Старый Кривец - 3,9 Ки/кв. км, 0,61 мЗв (П.С.).
В силу Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - это часть территории за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).
Указанные населенные пункты с учетом изменения радиационной обстановки правомерно включены в перечень территорий, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Приведенные в судебном заседании доводы представителя административных истцов М.С. касаются несогласия с результатами исследований ФГБУ "НПО "Тайфун" о данных по радиоактивному загрязнению территорий населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239, 240, обусловленных аварией на Чернобыльской АЭС, и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Из пояснений специалиста В.С. в судебном заседании следует, что радиационная обстановка в зонах радиоактивного загрязнения с течением времени после катастрофы может лишь улучшаться в связи с естественным распадом выпавших на поверхность почв радионуклидов и снижением радиационного воздействия - цезия-137 в силу физического закона о периоде распада цезия-137.
При издании оспариваемого нормативного правового акта Правительством Российской Федерации были учтены данные Росгидромета на 1 января 2015 г. о плотности радиоактивного загрязнения почвы цезием-137, данные Роспотребнадзора на 1 января 2014 г. о среднегодовых эффективных дозах облучения жителей населенных пунктов Брянской области.
Данные по радиоактивному загрязнению территорий населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239, 240, обусловленному аварией на Чернобыльской АЭС, размещены на официальном сайте ФГБУ "НПО "Тайфун". Все данные по содержанию цезия-137 и стронция-90, полученные в разное время, приведены к указанной единой дате с учетом поправки на радиоактивный распад этих радионуклидов.
Отнесение населенных пунктов к зоне отселения на основании критерия загрязнения почв стронцием-90 (свыше 3,0 Ки/кв. км) не проводилось, так как по состоянию на 1 января 2015 г. максимум плотности загрязнения почв стронцием-90 по данным Росгидромета - 2,48 Ки/кв. км, что ниже определенного Законом критерия. Аналогично, отнесение населенных пунктов к зоне отселения на основании критерия загрязнения почв плутонием-239, 240 свыше 0,1 Ки/кв. км не проводилось, так как по состоянию на 1 января 2015 г. максимум плотности загрязнения почв плутонием-239, 240 по данным Росгидромета - 0,02 Ки/кв. км, что ниже определенного Законом критерия.
Достоверных доказательств, подтверждающих доводы административных истцов о незаконности оспариваемых положений нормативного правового акта, суду не представлено.
Из объяснения представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что Правительство Российской Федерации располагало сведениями, содержащимися в паспортах безопасности жизнедеятельности населения, проживающего в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Паспорт безопасности жизнедеятельности населения, проживающего в населенном пункте, подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержит социально-экономические показатели и показатели, характеризующие радиационную обстановку обследуемого населенного пункта. Вывод, содержащийся в паспортах безопасности жизнедеятельности населения, проживающего в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о неготовности населенных пунктов к исключению из перечня, не свидетельствует о незаконности оспариваемых положений нормативного правового акта, поскольку населенные пункты, в которых проживают административные истцы, за исключением населенного пункта, в котором проживает гражданка З., содержатся в перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Федеральный законодатель гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
При изменении статуса населенного пункта гражданам предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с названным Законом как лицам, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения, с учетом статуса зоны.
Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" являются несостоятельными.
Правовое значение для присвоения населенному пункту статуса зоны проживания с правом на отселение имеет факт наблюдения средней плотности загрязнения территории населенного пункта цезием-137 в интервале более 5,0 Ки/кв. км, но не более 15,0 Ки/кв. км, либо факт превышения средней годовой эффективной дозы облучения жителей населенных пунктов дозового уровня в 1 мЗв, а присвоение населенному пункту статуса зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом определяется фактом наблюдения значения средней плотности загрязнения территории населенного пункта цезием-137 в интервале свыше 1,0 Ки/кв. км до 5,0 Ки/кв. км включительно и условием непревышения средней годовой эффективной дозы облучения жителей населенных пунктов дозового уровня 1 мЗв.
Данные критерии установлены Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и не признаны нарушающими конституционно-правовую обязанность государства по возмещению вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, а также не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Федеральные законы от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 30 марта 1990 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" направлены на реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и не регулируют вопросы пересмотра границ зон радиоактивного загрязнения и перечня находящихся в них населенных пунктов в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов.
Указанные вопросы также не регулируются Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах". Следовательно, доводы представителя административных истцов М.С. о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы без учета положений названных федеральных законов, являются несостоятельными.
Поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 утвержден новый перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то в пункте 2 оспариваемого нормативного правового акта правомерно указано о признании утратившими силу ранее изданных постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2005 г. N 197 "Об изменении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Населенный пункт Прибрежный Шиловского п/с Шиловского района Рязанской области, в котором проживает гражданка З., согласно перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582, был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 указанное постановление признано утратившим силу. Населенный пункт, в котором проживает З., правомерно не включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом. По данным Росгидромета средний уровень загрязнения почвы в населенном пункте Прибрежный в 1992 г. составлял 1,1 Ки/кв. км, на 2006 г. - 0,8 Ки/кв. км, что ниже уровня, установленного статьей 11 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Административные истцы не представили достоверных данных, свидетельствующих о том, что социальное положение граждан, проживающих в указанных населенных пунктах Брянской области, прожиточный минимум населения в зоне радиоактивного загрязнения, заболеваемость, смертность, рождаемость, занятость населения, состояние хозяйственно-экологической структуры, таковы, что высший исполнительный орган государственной власти, несмотря на изменение радиационной обстановки, должен был продлить действие ранее изданных нормативных правовых актов.
При издании Постановления Правительство Российской Федерации использовало официальные данные по радиоактивному загрязнению территорий населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239, 240, обусловленному аварией на Чернобыльской АЭС, о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, подготовленные Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-производственное объединение "Тайфун" (данные являются общедоступными, размещены на официальном сайте ФГБУ "НПО "Тайфун"), а также располагало данными социально-экономического развития региона, данными по паспортизации загрязненных территорий (населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, лесов).
Постановление Правительства Российской Федерации принято в установленном порядке. Проект нормативного правового акта прошел общественное обсуждение, согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, поддержан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и прошел правовую и антикоррупционную экспертизу.
Перевод населенных пунктов Брянской области из зоны отселения в зону проживания с правом на отселение и из зоны проживания с правом на отселение в зону с льготным социально-экономическим статусом осуществлено Правительством Российской Федерации с соблюдением требований Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Правительство Российской Федерации в соответствии с требованиями указанного Закона не реже чем один раз в пять лет пересматривает границы зон радиоактивного заражения и перечень находящихся в них населенных пунктов в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов (часть 3 статьи 7).
Оспариваемые положения нормативного правового акта не могут рассматриваться как нарушающие права граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда за риск проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, в результате чернобыльской катастрофы.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административных исковых заявлений И.М., Х.Н., Б.В.И., Б.В.В., О., Т., М.В., К.Т.Л., Е.Н., Ч.П., Ж.В., П.А., Л., С.Н.М., С.В., К.А., Р.С., Ч.Н.П., Д.Г., Д.Р., К.Т.И., У., Б.Ю., Е.О., С.Н.А., П.В., Р.М., К.Е., Х.А., Ш.Л.И., Ш.Т.А., П.Н., К.Н.М., П.С., К.Н.В., Б.А.М., С.А., В.А.М., Ж.В., В.А.П., К.О., М.Г., Ч.Н.С., С.Н.В., Щ., Б.А.В., Б.В.А., Н., Ш.Т.Н., Е.В., К.К., И.Ю., Ш.Л.П., З. о признании частично недействующим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА