ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2016 г. N АКПИ16-490
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Л. о признании частично недействующим приказа Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 9 июня 2009 г. N 287 "О внесении изменений в приказ ФСКН России от 12 апреля 2005 г. N 115",
установил:
Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 9 июня 2009 г. издан приказ N 287 "О внесении изменений в приказ ФСКН России от 12 апреля 2005 г. N 115".
Гражданин Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 9 июня 2009 г. N 287 в части абзаца двадцать девятого (ошибочно поименованного в административном исковом заявлении абзацем двадцать вторым) пункта 2 приложения к данному приказу, которым исключен абзац шестой пункта 4.1 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, абзацев тридцать третьего и тридцать четвертого (ошибочно поименованных в административном исковом заявлении абзацем двадцать пятым) пункта 2 приложения к названному приказу, которыми пункт 10 Инструкции дополнен абзацем вторым.
Как указывает административный истец, оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают его права и интересы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков".
Административный истец Л. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации М., К., Министерства юстиции Российской Федерации С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав объяснения представителей МВД России М., К., Минюста России С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" до вступления в силу федерального закона, регламентирующего порядок прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенности прохождения службы в указанных органах устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 утверждено Положение о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Определяя правовые основы и порядок прохождения гражданами Российской Федерации службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Положение предусматривает, что порядок организации работы по увольнению со службы в органах наркоконтроля сотрудников и исключению их из списка соответствующего органа наркоконтроля устанавливается директором ФСКН России (пункт 158).
В целях организации работы по увольнению со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сотрудников и исключению из списка сотрудников соответствующего органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ приказом ФСКН России от 12 апреля 2005 г. N 115 утверждена Инструкция об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Оспариваемым нормативным правовым актом внесены изменения в Инструкцию об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в частности, исключен абзац шестой пункта 4.1 Инструкции, который предусматривал возможность продления двухнедельного срока на увольнение со дня подачи рапорта об увольнении по собственному желанию на основании подпункта 1 пункта 142 Положения в случае, если сотрудник изъявил желание пройти медицинское освидетельствование ВВК; пункт 10 Инструкции дополнен абзацем вторым, согласно которому при увольнении со службы в органах наркоконтроля по инициативе сотрудника двухнедельный срок его увольнения со дня подачи им рапорта на увольнение на период прохождения им освидетельствования ВВК не продлевается.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 июля 2009 г., регистрационный номер 14257, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 30, 27 июля 2009 г.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, ее функции и полномочия переданы МВД России.
Основания, по которым сотрудник органа наркоконтроля может быть уволен со службы, приведены в пункте 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Такими основаниями являются, в частности, собственное желание (подпункт 1); достижение предельного возраста, установленного пунктом 147 Положения (подпункт 2); наличие выслуги срока службы, дающей право на получение пенсии (подпункт 3); перевод в другой государственный орган (подпункт 7); состояние здоровья на основании медицинского заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах наркоконтроля (подпункт 9).
Положение о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ предусматривает, что сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по собственной инициативе по одному из оснований, предусмотренных подпунктами 1 - 3, 7 и 9 пункта 142 данного Положения, подлежат увольнению в 2-недельный срок со дня подачи ими рапорта (пункт 151).
Оспариваемые положения нормативного правового акта были изданы в пределах компетенции ФСКН России по определению порядка организации работы по увольнению со службы в органах наркоконтроля сотрудников, продление 2-недельного срока увольнения на период прохождения сотрудником освидетельствования ВВК Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ не предусмотрен, в связи с чем оспариваемые положения приказа ФСКН России не противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Ни Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ни Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, порядок организации работы по увольнению со службы сотрудников ФСКН России, ее территориальных органов и организаций не регулируют, и, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта не могут им противоречить и нарушать права административного истца. По изложенным выше основаниям оспариваемые положения нормативного правового акта не могут противоречить Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", который устанавливает структуру федеральных органов исполнительной власти, а также Указу Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков".
То обстоятельство, что административный истец был уволен со службы без прохождения военно-врачебной комиссии, не может рассматриваться как ущемление его прав, поскольку он не лишен возможности пройти медицинское освидетельствование и после увольнения.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Л. о признании частично недействующим приказа Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 9 июня 2009 г. N 287 "О внесении изменений в приказ ФСКН России от 12 апреля 2005 г. N 115" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ