ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 ноября 2008 г. N КАС08-614
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - А.И. Федина,
членов коллегии - Г.В. Манохиной, В.В. Хомчика,
с участием прокурора А.Г. Богданова,
рассмотрела в судебном заседании 11 ноября 2008 года гражданское дело по заявлению Б. о признании незаконным и недействующим с момента издания абзац 6 подпункта "а" пункта 1 Годовых норм прыжков с парашютом для исчисления выслуги лет при назначении пенсии некоторым категориям военнослужащих, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2005 года N 40, в части слов "проходивших в установленном порядке военную службу по контракту",
по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., выступление заявителя Б. в обоснование доводов кассационной жалобы, объяснение представителя Министерства обороны Российской Федерации О., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Богданова А.Г., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, считая, что обжалуемый нормативный правовой акт в указанной части противоречит частям 2 и 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также абзацу 7 подпункта "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации".
Заявитель указывает, что в период с 5 августа 1984 года по 22 июля 1988 года он проходил военную службу в качестве курсанта высшего воздушно-десантного училища и ежегодно совершал не менее 6 прыжков с парашютом в год, то есть выполнял норму, установленную Министром обороны Российской Федерации и предоставляющую согласно абзацу 7 подпункта "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии. Однако при увольнении в качестве офицера с военной службы и расчете выслуги лет в январе 2007 года период его обучения в училище не был зачислен на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца).
Он считает, что толкование статьи 1, частей 2 и 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 об отсутствии у военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в особых условиях, права на льготное исчисление выслуги лет является ошибочным. Данная категория военнослужащих не указана в статье 1 Закона, поскольку законодательное ограничение срока службы по призыву не позволяет этим военнослужащим приобрести выслугу в размере 20 лет (необходимую для назначения пенсии).
Заявитель, ссылаясь на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N __ по гражданскому делу по жалобе Н., делает вывод о том, что особым условием службы применительно к настоящему спору является ее прохождение на должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, в военно-образовательных учреждениях, готовящих офицеров для воздушно-десантных войск. При этом он утверждает, что состав военнослужащих не является определяющим условием льготного исчисления выслуги лет.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2008 года в удовлетворении заявления Б. отказано.
В кассационной жалобе Б., не соглашаясь с этим решением Военной коллегии, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель считает, что абзац 6 подпункта "а" пункта 1 Годовых норм прыжков с парашютом для исчисления выслуги лет при назначении пенсии некоторым категориям военнослужащих, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2005 года N 40, в части слов "проходивших в установленном порядке военную службу по контракту" следует признать недействующим, поскольку этот абзац противоречит положениям законодательства. Он считает, что толкование статьи 1, частей 2 и 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 об отсутствии у военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в особых условиях, права на льготное исчисление выслуги лет является ошибочным. Он также полагает неправильным и толкование Верховным Судом Российской Федерации пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 не в пользу льготной выслуги лет для курсантов, считая, что положения этого пункта относятся только к лицам, проходившим срочную военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, но к курсантам никакого отношения не имеют. При таком толковании судом указанного пункта Постановления можно прийти к выводу, что, устанавливая данное ограничение, Правительство Российской Федерации вышло за пределы своей компетенции, установленной законом. В качестве примера заявитель приводит решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N __ по гражданскому делу по жалобе Р. материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с действовавшим в 1984 - 1988 гг. Законом СССР от 12 октября 1967 года "О всеобщей воинской обязанности" (ч. 2 ст. 11) граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами. На них распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.
Указанные положения сохранились и в законодательстве Российской Федерации.
В частности, пунктом 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" было установлено, что до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имел правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Из пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" следует, что граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определил, что курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта имеют правовое положение военнослужащих по призыву.
Пункт 1 статьи 3 указанного федерального закона устанавливает единую систему правовой и социальной защиты военнослужащих, а также материального и иных видов обеспечения. Уровень этого зависит от занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы (по призыву или по контракту).
В связи с этим правильно указал суд в решении, что при прохождении обучения в воздушно-десантном училище с 1984 года по 1988 год Б., являясь курсантом, имел статус военнослужащего срочной службы и пользовался теми правами и льготами, которые были предусмотрены для этой категории военнослужащих.
Согласно части 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, в льготном исчислении.
Часть 3 этой же статьи указанного Закона устанавливает, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных Законом полномочий, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 22 сентября 1993 года N 941, где в абзаце 7 подпункта "г" пункта 3 установило засчитывать на льготных условиях, то есть один месяц службы за полтора месяца в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, в частности в военно-образовательных учреждениях, готовящих офицеров для воздушно-десантных войск, - с 1 октября 1967 г. При этом служба в указанных должностях засчитывается военнослужащим в выслугу лет на льготных условиях при выполнении ими годовых норм прыжков с парашютом, определяемых Министром обороны Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления также предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам засчитывается, в частности, военная служба по призыву.
В то же время, пунктом 5 Постановления установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Указанная правовая норма по своему характеру является специальной, определяющей порядок зачета военной службы по призыву (ранее - срочной военной службы) в выслугу лет для назначения пенсий. Она же устанавливает случаи, когда такая служба подлежит зачету на льготных условиях.
Исходя из этого, суд первой инстанции, проанализировав содержание пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, сделал правильный вывод о том, что прохождение службы по призыву (ранее - срочной военной службы) в военно-образовательных учреждениях, готовящих офицеров для воздушно-десантных войск, в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, к указанным случаям не относится.
Законность пункта 5 Постановления подтверждена вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N __ по гражданскому делу по жалобам Ч. и К., а также от 30 октября 2007 года N __ по гражданскому делу по заявлению Л.
Абзац 6 подпункта "а" пункта 1 Годовых норм прыжков, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2005 года N 40, видно, что до 1 января 1996 года минимальная норма, дающая право на исчисление выслуги лет на льготных условиях, для курсантов военно-учебных заведений, проходивших в установленном порядке военную службу по контракту, составляла 6 прыжков.
При этом правильно указал суд в решении, что содержащееся в указанном абзаце условие "проходивших в установленном порядке военную службу по контракту" является логическим воспроизведением нормы, закрепленной в пункте 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941.
Из данного обстоятельства следует, что в оспариваемом приказе Министра обороны Российской Федерации практически воспроизводятся положения приведенного выше Постановления Правительства Российской Федерации, то есть нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, что само по себе не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого акта и нарушении должностным лицом компетенции при его издании.
В то же время, вопреки утверждению заявителя, ни в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ни в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, на соответствие которым проверяется оспариваемый приказ, не содержится положений, позволяющих приравнять военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, в том числе и в качестве курсантов военно-учебных заведений до заключения ими контрактов или в период действия Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" по правам и льготам к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Нельзя признать обоснованным и утверждение заявителя о том, что после двух лет учебы в военно-учебном заведении (согласно ст. 8 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности") курсант считался состоящим на действительной сверхсрочной военной службе, поскольку это утверждение противоречит ст. 11 этого же закона СССР, которая устанавливала, что на курсантов распространяются обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы, они пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством для военнослужащих срочной службы. Из данной статьи закона СССР следует, что указанные обязанности, права, льготы и преимущества для курсантов не ограничивались только первыми двумя годами учебы в военно-учебном заведении, а были рассчитаны на весь период учебы.
Что касается ссылки заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N __ по гражданскому делу по жалобе Н., то указанное судебное решение не может повлиять на правильность оспариваемого судебного решения, поскольку отношения к данному делу не имеет.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.В.ХОМЧИК