ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 февраля 2008 г. N КАС08-17

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - А.И. Федина,

членов коллегии - Г.В. Манохиной, В.В. Хомчика,

с участием прокурора Р.Х. Пайгина,

рассмотрела в судебном заседании 21 февраля 2008 года гражданское дело по заявлению Л. о признании недействующим пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", который устанавливает, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба) засчитывается (кроме отдельных периодов службы, установленных этим пунктом для некоторых категорий военнослужащих) в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении,

по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Б. и Ч., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Пайгина Р.Х., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, считая, что пункт 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" противоречит Федеральному Закону Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

При этом Л. считает, что оспариваемое Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации в указанной части ущемляет его права как гражданина, проходившего военную службу по призыву в районах Крайнего Севера, поскольку для этой категории военнослужащих исчисление льготной выслуги лет этим постановлением не предусмотрено.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2007 года в удовлетворении заявления Л. отказано.

В кассационной жалобе Л., не соглашаясь с этим решением Военной коллегии, просит его отменить. Заявитель считает, что обжалуемый пункт Постановления следует признать недействующим, поскольку он противоречит положениям преамбулы, ч. 5 ст. 2, п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которые предусматривают, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, устанавливаются также гражданам, уволенным с военной службы (не конкретизируется, была это служба по призыву или по контракту). Пунктом 5 ст. 10 этого Федерального закона установлено, что военнослужащим (не конкретизируется, была это служба по призыву или по контракту), проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, устанавливаются дополнительные гарантии и компенсации. Он полагает неправильным толкование Верховным Судом Российской Федерации указанного Федерального закона не в пользу льготной выслуги лет, считая, что он не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения. В качестве примера заявитель приводит решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N ВКПИ01-11, которым была удовлетворена жалоба Н. о признании незаконным абзаца 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части установления ограничений в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Так, правильно указал суд первой инстанции в решении, что пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Из статьи 1 названного Закона следует, что его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Частью 2 ст. 18 указанного Закона определено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

На военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу), действие этого Закона не распространяется.

Частью 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 установлено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Совет Министров - Правительство Российской Федерации во исполнение требований этого Закона приняло Постановление от 22 сентября 1993 года N 941, пунктом 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных.

При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 соответствует требованиям статьи 1, а также другим положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

Что касается Федерального закона "О статусе военнослужащих", то он, как это правильно указано в судебном решении, не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву, вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты.

Решение же Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N ВКПИ01-11 по гражданскому делу по жалобе Н. не может повлиять на правильность оспариваемого судебного решения, поскольку отношения к данному делу не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.В.ХОМЧИК