ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 сентября 2005 г. N KAC05-418
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И., членов коллегии Манохиной Г.В. и Пелевина Н.П., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 8 сентября 2005 г. гражданское дело по заявлению Г., Х. и Ц. о признании частично недействующим Постановления Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по кассационной жалобе заявителей на решение Верховного Суда РФ от 8 июля 2005 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 571-р населенный пункт дер. Нижняя Зароща Мценского района Орловской области отнесен к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с льготным социально-экономическим статусом).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1), а вышеназванное распоряжение Правительства Российской Федерации признано утратившим силу (пункт 4).
Г., Х. и Ц. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании данного Постановления недействующим в части исключения дер. Нижняя Зароща Мценского района Орловской области, где они проживают, из границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, сославшись на то, что оспариваемое Постановление незаконно лишило их компенсационных выплат и льгот, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Верховный Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Г., Х. и Ц. ставят вопрос об отмене судебного решения, полагая, что суд пришел к ошибочному выводу о правомерности исключения дер. Нижняя Зароща Мценского района Орловской области из перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд РФ исходил из того, что на день принятия оспоренного Постановления Правительства РФ средняя плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в дер. Нижняя Зароща составляла менее 1 Ки/кв. км, что подтверждено данными по радиоактивному загрязнению территории дер. Нижняя Зароща по состоянию на 1 января 1996 года, полученных НПО "Тайфун" Росгидромета и прошедшими экспертную оценку в Межведомственной экспертной комиссии по радиационному мониторингу окружающей природной среды (утвержденную Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 1995 года N 121). Согласно этим документам среднее радиоактивное загрязнение почвы цезием-137 по 10 пробам по состоянию на 1 января 1996 года составляло 0,92 Ки/кв. км.
Не согласившись с приведенными показателями радиационного загрязнения почвы, заявители вместе с тем не представили суду доказательств, которые бы опровергали эти показатели.
Между тем достоверность сведений о значении радиоактивного загрязнения почвы в указанном населенном пункте ко времени принятия Правительством РФ оспоренного Постановления объективно подтверждается и последующими данными НПО "Тайфун" Росгидромета о радиационной обстановке в дер. Нижняя Зароща.
Так, среднее радиационное загрязнение почвы цезием-137 в дер. Нижняя Зароща составило: в 1999 году - 0,86 Ки/кв. км; в 2000 году - 0,84 Ки/кв. км; в 2001 году - 0,82 Ки/кв. км; в 2002 году - 0,80 Ки/кв. км; в 2003 году - 0,78 Ки/кв. км и в 2004 году - 0,76 Ки/кв. км.
Согласно же статье 7 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Статьей 11 названного Закона зона проживания с льготным социально-экономическим статусом определена как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
С учетом изложенных обстоятельств Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что оснований для включения в 1997 году деревни Нижняя Зароща Мценского района Орловской области в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения почвы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, у Правительства РФ не имелось.
В кассационной жалобе заявители выражают мнение о том, что суд должен был истребовать сведения о среднем значении радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 начиная с 1986 года, со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако Кассационная коллегия полагает такое предложение заявителей необоснованным, поскольку в соответствии с приведенными выше положениями федерального закона показатели радиоактивного загрязнения почвы, полученные именно ко времени утверждения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, имеют правовое значение и учитываются при принятии Правительством РФ соответствующего постановления.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что пробы почв брались в дер. Нижняя Зароща в отсутствие заявителей, не может свидетельствовать о необоснованности исключения указанного выше населенного пункта из Перечня при том, что доказательствами, которые бы опровергали показатели радиоактивного загрязнения почвы, использованные Правительством РФ при принятии оспоренного Постановления, Верховный Суд РФ не располагал.
По изложенным мотивам кассационная жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителей - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
Н.П.ПЕЛЕВИН