ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОСЗ-355
Верховный Совет Российской Федерации принял 10 июля 1992 г. Закон Российской Федерации "Об образовании".
В порядке информации сообщаем следующее:
1. Закон вступил в действие с 31 июля 1992 года (Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, 1992 г., N 30, ст. 1797; Российская газета от 31 июля 1992 г., N 172 (508)).
2. В Постановлении Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. предусмотрено, что действующие нормативные акты с момента введения в действие Закона Российской Федерации "Об образовании" применяются лишь в части, не противоречащей указанному Закону (пункт 6 постановления).
3. В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 33 Закона регистрация образовательного учреждения должна быть произведена уполномоченным органом местного самоуправления в месячный срок. Не может быть отказано в регистрации по мотивам нецелесообразности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона и статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса отказ в государственной регистрации образовательного учреждения или уклонение от государственной регистрации могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с установленной подведомственностью.
Под уклонением от государственной регистрации понимается неполучение учредителем ответа от органа местного самоуправления в месячный срок.
4. В соответствии с п. 6 статьи 33 Закона право на образовательную деятельность возникает у образовательного учреждения только с момента выдачи ему лицензии, которая выдается в порядке, установленном законом после государственной регистрации образовательного учреждения. Указанная лицензия выдается государственным органом управления образованием или по его поручению местным (муниципальным) органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения. Лицензия выдается на основании заключения экспертной комиссии, которая в соответствии с пунктом 8 статьи 33 Закона должна провести свою работу в месячный срок. Этот срок исчисляется с момента поступления документов в экспертную комиссию.
Учитывая, что лицензия выдается образовательному учреждению, уже являющемуся юридическим лицом, на основании пункта 13 статьи 33 Закона и статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в арбитражный суд в соответствии с установленной подведомственностью.
5. В пункте 14 статьи 33 Закона предусмотрено, что лицензия может быть изъята у образовательного учреждения органом, ее выдавшим только в случае нарушения требований и контрольных нормативов, содержащихся в лицензии. При несогласии с изъятием лицензии образовательное учреждение или его учредитель могут на основании статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта об изъятии лицензии.
6. Если образовательное учреждение желает получить право на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного финансирования и на пользование печатью с изображением государственного герба Российской Федерации, то оно должно получить государственную аккредитацию, что подтверждается свидетельством о государственной аккредитации.
Государственная аккредитация образовательного учреждения проводится органами, указанными в п. 18 статьи 33 Закона. Заявления образовательных учреждений о признании недействительными аттестационного заключения государственной аттестационной службы рассматриваются в порядке, определенном статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Аттестационное заключение образовательным учреждением может быть обжаловано только в связи с нарушением установленной процедуры аттестации.
Абзац исключен. - Письмо ВАС РФ от 09.02.93 N СЗ-11.
7. В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона образовательное учреждение по решению учредителя может быть реорганизовано. Под реорганизацией образовательного учреждения понимается изменение организационно - правовой формы образовательного учреждения и его статуса. При этом устав образовательного учреждения, его лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
Организационно - правовая форма по настоящему Закону - это принадлежность образовательного учреждения к определенному виду собственности.
8. В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Закона органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить частично деятельность образовательного учреждения в случае нарушения им законодательства или устава учреждения. Это предписание может быть обжаловано образовательным учреждением в порядке статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
9. В пункте 3 статьи 38 Закона предусмотрено, что в судебном порядке заявителем может быть обжалован отказ в направлении рекламации образовательному учреждению. Решение о направлении рекламации принимается высшим органом государственной аттестационной службы. Если заявителями, потребовавшими направить рекламацию, являются юридические лица, то в соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса эти споры подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
10. Образовательное учреждение, помимо основной деятельности, вправе в соответствии со статьей 47 Закона вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.
В этой деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности. Законом Российской Федерации "Об образовании" предпринимательская деятельность образовательного учреждения не регулируется, а только разрешается.
11. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность рассматривается в соответствии со статьей 48 как предпринимательская. Лицу, намеривающемуся заняться этой деятельностью, достаточно зарегистрироваться в качестве гражданина - предпринимателя и после регистрации представить в соответствующий орган местного самоуправления заявление и документ об уплате регистрационного сбора, поскольку оформление специального разрешения (лицензии) настоящим Законом не установлено. Все споры, связанные с осуществлением индивидуальной трудовой деятельности подлежат рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с его компетенцией.
12. В соответствии со статьей 49 Закона государством в лице уполномоченных на то государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников может быть предъявлен иск образовательному учреждению по возмещению ущерба, причиненного некачественным образованием (дополнительные затраты на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях).
Основанием для предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы на качество подготовки.
На основании статьи 49 Закона такие споры рассматриваются в соответствии со статьей 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде.
Председатель Высшего
арбитражного суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ