1. Гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, образовании избирательных округов, избирательных участков, участков референдума
1. Гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, образовании избирательных округов, избирательных участков, участков референдума
Статья 5.1. Нарушение прав гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 17 Федерального закона, статьями 15 - 17 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", статьями 26 - 28 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах предусмотрен порядок составления списков избирателей, участников референдума, включения в эти списки избирателей, участников референдума и ознакомление их со списками избирателей. Согласно установленному порядку соответствующая избирательная комиссия составляет списки избирателей, участников референдума на основании сведений, предоставленных ей уполномоченными должностными лицами, и передает списки избирателей, участников референдума в участковые комиссии за 20 дней до дня голосования. Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования обязана предоставить список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения.
Избиратель вправе при обнаружении ошибки или неточности в списке избирателей, участников референдума обратиться в участковую комиссию с заявлением об устранении неточности (ошибки) или о включении его в список избирателей, участников референдума. Поданное заявление и подтверждающие документы должны быть рассмотрены участковой избирательной комиссией в течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов, но не позднее окончания голосования. По результатам участковая комиссия должна принять решение об устранении неточности (ошибки), включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.
Нарушение установленного порядка влечет за собой административную ответственность по статье 5.1 Кодекса. Данная статья предусматривает три альтернативных состава, каждый из которых является самостоятельным основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности по статье 5.1 Кодекса:
нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума;
нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списках избирателей, участников референдума;
непринятие решения об отклонении заявления о внесении исправления в список избирателей с указанием причин такого отклонения или отказ выдать заявителю копию такого решения.
Субъектом правонарушения являются члены участковых избирательных комиссий, которые обязаны рассматривать заявления граждан.
Субъективная сторона данного правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности (халатности).
Возбуждать дело по данной статье вправе только прокурор.
Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума
Нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья включает два альтернативных состава, каждый из которых является самостоятельным основанием для составления протокола об административном правонарушении:
1) нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям;
2) представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим комиссиям.
Под представлением недостоверных сведений следует понимать представление не соответствующих действительности сведений. В качестве примера можно привести непредставление сведений об умерших гражданах, а также сведений для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума. От недостоверных сведений следует отличать неполные сведения об избирателях. Полнота сведений об избирателях устанавливается в соответствии с нижеприведенными нормами законодательства о выборах, а также пунктом 9 статьи 16 Федерального закона. Примером неполноты сведений об избирателях могут быть отсутствие каких-либо персональных данных гражданина, например соответствующих реквизитов документа, удостоверяющего личность, и тому подобное.
Должностные лица, на которые возложена обязанность предоставления сведений об избирателях, участниках референдума, установлены пунктом 9 статьи 16, пунктом 6 статьи 17 Федерального закона, частями 2 - 5 статьи 15 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктами 2 - 5 статьи 26 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и соответствующими статьями законов субъектов Российской Федерации, согласно которым формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают, главой администрации поселения (в труднодоступных и отдаленных местностях), а в отношении избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, и членов их семей - командиром воинской части. В целях составления списков избирателей, участников референдума эти сведения направляются соответственно в территориальные или участковые комиссии (комиссии муниципального образования), а в случае, если указанные комиссии не наделены соответствующим законом правом составлять списки избирателей, участников референдума, - в окружные комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. Установлены и определенные сроки предоставления таких сведений, нарушение которых также образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.4 Кодекса. Действия должностных лиц, являющихся субъектами данного правонарушения, должны быть виновными, то есть совершенными как умышленно, так и по неосторожности.
Например, Е., являясь должностным лицом, в обязанности которого входит своевременная подача в избирательную комиссию списков избирателей - личного состава части и прикомандированных военнослужащих, не передал в Избирательную комиссию Саратовской области сведения о временно прикомандированном к войсковой части рядовом К. Постановлением Саратовского гарнизонного военного суда от 7 июня 2004 года он был подвергнут административному наказанию в виде штрафа.
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять уполномоченные члены избирательных комиссий.