ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2010 г. N 228/1503-5
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях реализации пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (прилагается).
2. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.ЧУРОВ
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Е.КОНКИН
Утвержден
Постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 24 ноября 2010 г. N 228/1503-5
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и определяет правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, предотвращения включения в них указанных положений или последующего удаления таких положений.
1.2. Антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов ЦИК России (далее - акты, проекты актов), принимаемые в соответствии с пунктами 9, 13 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральным законом от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".
1.3. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Методика).
1.4. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы являются: обязательность проведения экспертизы; оценка акта, проекта акта во взаимодействии с другими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов.
1.5. При проведении антикоррупционной экспертизы актов, проектов актов осуществляется сотрудничество ЦИК России с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и с институтами гражданского общества.
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы актов
и проектов актов в ЦИК России
2.1. Антикоррупционная экспертиза актов проводится по результатам мониторинга их применения (далее - мониторинг).
2.2. Задача мониторинга - выявление в актах коррупциогенных факторов.
2.3. Мониторинг проводится членами ЦИК России, управлениями Аппарата ЦИК России (далее - Управление), ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России в соответствии с их направлениями деятельности.
2.4. При мониторинге осуществляются: сбор информации о практике применения актов; анализ и оценка получаемой информации о практике применения актов и результатов наблюдения за их применением.
2.5. В случае установления в акте коррупциогенных факторов по результатам мониторинга Председатель, заместитель Председателя, секретарь, члены ЦИК России, начальник Управления, Руководитель ФЦИ при ЦИК России, Руководитель РЦОИТ при ЦИК России направляют Руководителю Аппарата ЦИК России информацию о конкретных положениях акта, содержащих коррупциогенные факторы, для проведения антикоррупционной экспертизы. Руководитель Аппарата ЦИК России дает поручение Правовому управлению Аппарата ЦИК России (далее - Правовое управление) о проведении антикоррупционной экспертизы.
2.6. Антикоррупционная экспертиза проектов актов проводится Правовым управлением при проведении правовой экспертизы.
2.7. Основанием проведения антикоррупционной экспертизы проекта акта является представление Управлением, ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, ответственными за подготовку проекта акта, в Правовое управление вышеуказанного проекта, согласованного в установленном порядке в Аппарате ЦИК России, ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России для его рассмотрения на заседании ЦИК России.
2.8. Антикоррупционная экспертиза проводится в течение 10 рабочих дней с даты поручения Руководителя Аппарата ЦИК России, предусмотренного пунктом 2.5 настоящего Порядка, либо со дня поступления проекта акта в Правовое управление. По результатам антикоррупционной экспертизы готовится заключение.
2.9. В заключении должны содержаться следующие данные:
дата подготовки экспертного заключения;
основание для подготовки экспертного заключения;
дата принятия, регистрационный номер, наименование акта, проекта акта, прошедшего антикоррупционную экспертизу;
положения акта, проекта акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц акта (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и коррупциогенные факторы (в случае выявления указанных положений).
В заключении должны быть предложены способы устранения выявленных в акте, проекте акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
2.10. В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в акте, проекте акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, которые не относятся к коррупциогенным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции.
2.11. В случае, если в ходе антикоррупционной экспертизы акта, проекта акта коррупциогенные факторы выявлены не будут, сведения об этом отражаются в заключении.
2.12. Заключение подписывает начальник Правового управления.
2.13. Заключение направляется Председателю ЦИК России, Руководителю Аппарата ЦИК России и начальнику Управления, Руководителю ФЦИ при ЦИК России, Руководителю РЦОИТ при ЦИК России, подготовившим акт, проект акта.
Председатель ЦИК России информирует о соответствующем заключении членов ЦИК России.
2.14. Заключение, составленное в соответствии с пунктами 2.8 - 2.13 настоящего Порядка, подлежит обязательному рассмотрению Управлением, ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, подготовившими акт, проект акта.
2.15. По результатам рассмотрения заключения при согласии с выводами, сделанными в заключении, Управление, ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России информируют об этом Руководителя Аппарата ЦИК России, готовят новый проект акта либо проект изменений в действующий акт, которые вместе с этим заключением рассматриваются на заседании ЦИК России.
2.16. При несогласии Управления, ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России и иных лиц с выводами, сделанными в заключении, применяются согласительные процедуры в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка.
3. Проведение независимой антикоррупционной экспертизы
актов и проектов актов
3.1. В отношении актов, проектов актов может проводиться независимая антикоррупционная экспертиза.
3.2 Независимая антикоррупционная экспертиза правовых актов проводится по результатам мониторинга.
3.3. Управление, ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, ответственные за подготовку проекта акта, в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанного проекта в Правовое управление, направляют его в Управление пресс-службы и информации с учетом требований Регламента информационного наполнения сайта ЦИК России (распоряжение от 24.06.2019 N 163-р), которое в течение того же рабочего дня размещает проект акта на официальном сайте ЦИК России в сети Интернет с указанием срока его размещения на официальном сайте, срока проведения экспертизы, адреса электронной почты для направления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
3.4. Независимая антикоррупционная экспертиза проекта акта проводится в течение семи календарных дней со дня размещения проекта акта на официальном сайте ЦИК России.
3.5. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с Методикой.
3.6. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.
3.7. Заключение независимой антикоррупционной экспертизы подписывается руководителем юридического лица, являющегося независимым экспертом, либо физическим лицом, являющимся независимым экспертом.
3.8. Заключение независимого эксперта принимается в ЦИК России в течение срока, установленного в пунктах 3.3, 3.4 настоящего Порядка.
3.9. Все заключения независимых экспертов антикоррупционной экспертизы по акту, проекту акта прилагаются к акту, проекту акта, подготовленным для рассмотрения на заседании ЦИК России.
3.10. Заключение независимого эксперта рассматривается на заседании ЦИК России в течение 30 дней со дня получения.
3.11. По результатам рассмотрения заключения независимой антикоррупционной экспертизы гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
4. Порядок преодоления разногласий
4.1. В случае несогласия Управления, ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, представивших акт, проект акта на антикоррупционную экспертизу, иных лиц, которым направлялось заключение, с результатами антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии либо отсутствии в акте, проекте акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, Управление, ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, иное лицо в течение пяти рабочих дней после получения заключения Правового управления направляют в Правовое управление пояснительную записку с мотивированным обоснованием своего несогласия с выводами, содержащимися в заключении, и информируют об этом Руководителя Аппарата ЦИК России.
4.2. Разногласия, возникшие при оценке заключения, которые не были преодолены при согласовании акта, проекта акта, рассматриваются на заседании ЦИК России.
5. Заключительные положения
В случае обнаружения в актах, проектах актов коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к компетенции ЦИК России, соответствующее Управление, ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России информируют об этом руководство ЦИК России, прилагая данные акты, проекты актов с указанием выявленных коррупциогенных факторов для последующего информирования Генеральной прокуратуры Российской Федерации.