9. Открытость и прозрачность в деятельности избирательных комиссий. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели

9. Открытость и прозрачность в деятельности
избирательных комиссий. Наблюдатели, иностранные
(международные) наблюдатели

9.1. С момента начала работы зарубежной УИК в день (дни) голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения от вышестоящей ТИК о принятии протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на зарубежных участках вправе присутствовать: члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий; зарегистрированный кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо; уполномоченный представитель или доверенное лицо политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка; представители средств массовой информации, аккредитованные в установленном порядке; наблюдатели; иностранные (международные) наблюдатели.

В целях соблюдения режимных ограничений для дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, воинских частей, расположенных на территориях иностранных государств, порядок доступа указанных лиц на зарубежные участки (порядок прохода, время пребывания, доступные для их нахождения помещения) определяется руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части.

При проведении фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования лицам, присутствующим при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, необходимо руководствоваться Разъяснениями порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования, утвержденными постановлением ЦИК России от 3 октября 2012 года N 143/1085-6.

9.2. Каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированный федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, Общественная палата Российской Федерации вправе назначить в каждую зарубежную УИК не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования (в случае принятия зарубежной УИК решения о голосовании 17, 18 и 19 сентября 2021 года - из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования).

Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Данное правило применяется также в случае принятия зарубежной УИК решения о голосовании 17, 18 и 19 сентября 2021 года.

9.3. Списки назначенных наблюдателей соответствующая вышестоящая ТИК передает в зарубежные УИК при содействии ЦИК России не позднее 15 сентября 2021 года, а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за один день до дня досрочного голосования.

9.4. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, выдвинувшей зарегистрированный федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, его доверенным лицом или субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование зарубежной УИК, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ <1>. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется.

--------------------------------

<1> Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ).

Направление должно быть представлено наблюдателем в зарубежную УИК, в которую он назначен, в день, предшествующий первому дню голосования (16 сентября 2021 года), дню досрочного голосования, либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). Направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, переданном вышестоящей ТИК.

Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

9.5. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей осуществляется в соответствии с Разъяснениями порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденными постановлением ЦИК России.

Удостоверение, выданное ЦИК России, дает иностранному (международному) наблюдателю право осуществлять свою деятельность в установленный законодательством период: срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации ЦИК России и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.