9. Гласность в деятельности избирательных комиссий. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели
9. Гласность в деятельности избирательных комиссий.
Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели
9.1. С момента начала работы зарубежной УИК в день (дни) голосования, досрочного голосования и до получения сообщения от зарубежной ТИК о принятии протоколов зарубежных УИК об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на зарубежных участках вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат, уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации (далее - СМИ), аккредитованные в установленном порядке.
В целях соблюдения режимных ограничений для дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и воинских частей порядок доступа указанных лиц на зарубежные участки (порядок прохода, время пребывания, доступные для их нахождения помещения) определяется руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части.
9.2. Фото- и (или) видеосъемка должна осуществляться лицами, имеющими право на ее осуществление в соответствии с Федеральным законом N 19-ФЗ, таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, а также сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках избирателей и иных документах, содержащих конфиденциальную информацию.
При проведении фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования лицам, присутствующим при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, необходимо предварительно уведомить об этом председателя, заместителя председателя или секретаря зарубежной УИК, руководствоваться Разъяснением порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования, утвержденным постановлением ЦИК России от 3 октября 2012 года N 143/1085-6, и Требованиями к определению мест для наблюдателей и аккредитованных представителей средств массовой информации, утвержденными постановлением ЦИК России от 20 июля 2023 года N 124/995-8, а также соблюдать режимные ограничения, установленные для дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и воинских частей.
9.3. Каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, Общественная палата Российской Федерации могут назначить в каждую зарубежную УИК, а также зарубежную ТИК до трех наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования, помещении, в котором осуществляется прием протоколов зарубежных УИК, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования зарубежной ТИК (в случае принятия зарубежной УИК решения, указанного в пункте 1.9 настоящих Рекомендаций, - из расчета не более трех наблюдателей на каждый день голосования).
Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в указанных помещениях двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии, Общественную палату Российской Федерации.
Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Данное правило применяется также в случае принятия зарубежной УИК решения, указанного в пункте 1.9 настоящих Рекомендаций.
9.4. Зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, политическая партия, Общественная палата Российской Федерации, назначившие наблюдателей в зарубежные УИК и (или) зарубежную ТИК, не позднее чем за 3 дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в зарубежную ТИК. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется.
Списки назначенных наблюдателей зарубежная ТИК передает в зарубежные УИК при содействии МИД России не позднее 14 марта 2024 года, а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за один день до дня досрочного голосования.
9.5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией или Общественной палатой Российской Федерации, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (при наличии), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений <1>, предусмотренных пунктом 8 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется.
--------------------------------
<1> Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены (пункт 8 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ).
Направление (оригинал) может быть предъявлено наблюдателем в зарубежную УИК, в которую он назначен, в день, предшествующий дню (первому дню) голосования, досрочного голосования, либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). Направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, представленном в зарубежную ТИК.
Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя.
9.6. В помещениях для голосования зарубежных участков вправе присутствовать представители СМИ, аккредитованные в соответствии с Порядком аккредитации представителей средств массовой информации на выборах Президента Российской Федерации, голосование на которых состоится 15, 16 и 17 марта 2024 года, для присутствия в течение всего периода голосования в помещениях для голосования и при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, утвержденным постановлением ЦИК России от 17 января 2024 года N 150/1183-8, а также представители иностранных СМИ, входящих в пул соответствующего дипломатического представительства, представители российских СМИ, работающие в зарубежных корреспондентких пунктах, на основании существующего порядка в соответствующем дипломатическом представительстве.
Дипломатическое представительство Российской Федерации вправе самостоятельно определить перечень иностранных СМИ, с которыми осуществляется постоянное взаимодействие, а также российских СМИ, работающих в зарубежных корреспондентких пунктах, и допустить их представителей для присутствия в помещениях для голосования.
Списки представителей таких СМИ рекомендуется передать в зарубежные УИК.
9.7. Права и ограничения для наблюдателей установлены пунктами 12, 13 и 16 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ, а права представителей СМИ установлены пунктами 1.1, 1.2, 14, 14.1 - 14.3 и 16 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ.
9.8. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей осуществляется в соответствии со статьей 24 Федерального закона N 19-ФЗ и с разъяснениями порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации, утверждаемыми постановлением ЦИК России.
Удостоверение иностранного (международного) наблюдателя, выданное ЦИК России, дает ему право осуществлять свою деятельность в установленный законодательством период: срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации ЦИК России и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации.