4. Порядок проверки подписных листов
4.1. Процедура проверки подписных листов.
4.1.1. Проверка подписных листов осуществляется в течение восьми календарных дней со дня, в который уполномоченному представителю политической партии выдан документ, подтверждающий прием представленных для регистрации федерального списка кандидатов документов, в том числе подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов.
4.1.2. При проверке подписных листов специалисты Подгруппы (проверяющие) проверяют соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность содержащихся в них сведений об избирателях и лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также достоверность подписей избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, и уполномоченных представителей политической партии.
4.1.3. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
4.1.4. Проверка подписных листов осуществляется путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений с использованием кодов нарушений (таблица кодов нарушений приведена в приложении N 8 к настоящему Порядку).
4.1.5. Подпись избирателя признается недействительной при обнаружении нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 4, 5, 7 - 10, 12 - 14 части 17 статьи 48 Федерального закона N 20-ФЗ.
4.1.6. Подпись избирателя признается недостоверной (недействительной) при установлении нарушений, указанных в части 16, пунктах 3, 6 и 11 части 17 статьи 48 Федерального закона N 20-ФЗ, на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке, которое излагается в ведомости проверки либо ином документе, который приобщается к ведомости проверки подписных листов. При этом любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты подписи трактуются в пользу достоверности подписи.
4.1.7. Сведения, указанные избирателем в подписном листе, проверяются с использованием подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" ГАС "Выборы" (далее - Регистр) на предмет достоверности. При необходимости эксперты могут использовать сведения об избирателе, имеющиеся в информационных базах данных соответствующих государственных органов.
4.1.8. Для проведения проверки средствами ГАС "Выборы" специалистом Подгруппы (проверяющим) формируется список избирателей, чьи персональные данные требуют проверки с использованием Регистра, содержащий следующий перечень сведений: номер по порядку, фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства. Читаемые неоднозначно сведения, указанные избирателями в подписных листах, могут уточняться у присутствующего при проведении проверки уполномоченного представителя или доверенного лица политической партии, представившей документы для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов. Список для проведения проверки средствами ГАС "Выборы" формируется в машиночитаемом виде (файл в формате редактора Microsoft Excel, содержащий вышеуказанный перечень сведений в отдельных полях и в том же порядке). После получения указанного списка специалист Подгруппы средствами ГАС "Выборы" сравнивает персональные данные избирателей из списка со сведениями, содержащимися в Регистре. Результаты проверки направляются специалистом Подгруппы в электронном виде члену рабочей Группы.
4.1.9. При выявлении расхождений между персональными данными избирателя, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных об избирателе для получения официальной справки о действительности данных, содержащихся в подписном листе, в орган, осуществляющий регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - орган регистрационного учета), или в его территориальный орган (через соответствующую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации) направляется запрос, подписанный руководителем Рабочей группы. Запрос направляется в орган регистрационного учета по форме, приведенной в приложении к Протоколу N 1 от 27 декабря 2010 года к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 29 декабря 2009 года.
При этом недопустимо направление в органы регистрационного учета сведений об избирателях без предварительной проверки через Регистр.
Запросы в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляются посредством ГАС "Выборы". После получения официальной информации органа регистрационного учета (его территориального органа) делается вывод о достоверности либо недостоверности и (или) недействительности подписи.
4.2. Оформление результатов проверки.
4.2.1. Результаты проверки подписных листов заносятся специалистом Подгруппы (проверяющим) в ведомости проверки подписных листов (форма ведомости приведена в приложении N 9 к настоящему Порядку), в которых указываются основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными (в виде кодов нарушений) с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, а при выбраковке подписного листа - в целом количество подписей на подписном листе (в соответствии с таблицей кодов нарушений), в которых содержится каждая из таких подписей.
Ведомость проверки подписных листов составляется на каждую проверяемую папку. Ведомость проверки подписных листов может быть составлена на одном или нескольких листах.
Каждый лист ведомости проверки подписных листов подписывается специалистом Подгруппы (проверяющим), а также экспертом (экспертами) в случае, если недостоверной или недействительной подпись (подписи) признавалась (признавались) на основании его (их) заключения (заключений).
4.2.2. По результатам обобщения информации, содержащейся в ведомостях проверки, формируется итоговый протокол проверки подписных листов, представленных политической партией (форма итогового протокола приведена в приложении N 10 к настоящему Порядку). Итоговый протокол подписывается уполномоченным членом Рабочей группы и руководителем Рабочей группы. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания. Копия итогового протокола выдается уполномоченному представителю политической партии. Отметка с указанием даты и времени получения указанной копии уполномоченным представителем политической партии ставится в итоговом протоколе.
4.2.3. В случае если при проверке первоначально отобранных подписных листов доля недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей составит пять и более процентов от числа отобранных для проверки, формируется протокол итогов проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки (форма протокола приведена в приложении N 11 к настоящему Порядку). Указанный протокол подписывается уполномоченным членом Рабочей группы и руководителем Рабочей группы либо уполномоченным членом Рабочей группы. В протоколе итогов проверки подписных листов указываются дата и время его подписания. Копия протокола выдается уполномоченному представителю политической партии. Отметка с указанием даты и времени получения указанной копии уполномоченным представителем политической партии ставится в протоколе итогов проверки подписных листов.
После подписания протокола итогов проверки подписных листов руководитель Рабочей группы дает указание о проведении дополнительной случайной выборки и проверки.
Если по результатам проверки первоначально отобранных подписей избирателей количества достоверных подписей оказалось недостаточно для регистрации федерального списка кандидатов, то дополнительная случайная выборка и проверка не проводятся и оформляется итоговый протокол проверки подписных листов.
4.2.4. Копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов заверяется уполномоченным членом Рабочей группы (форма заверительной надписи приведена в приложении N 12 к настоящему Порядку) с проставлением печати ЦИК России и передается уполномоченному представителю политической партии не позднее чем за двое суток до заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов данной политической партии либо об отказе в его регистрации.
После получения копии итогового протокола в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной и (или) недействительной уполномоченный представитель политической партии может представить в Подгруппу письменные возражения.
4.2.5. Если после проведения дополнительной проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации федерального списка кандидатов либо если после проведения дополнительной проверки суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей составило пять и более процентов от общего числа подписей избирателей, отобранных для проверки, уполномоченному представителю политической партии по его запросу одновременно с заверенной копией итогового протокола передаются заверенные уполномоченным членом Рабочей группы копии ведомостей проверки подписных листов, в которых изложены основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными и (или) недействительными (форма заверительной надписи приведена в приложении N 12 к настоящему Порядку).
4.2.6. В случае если по окончании проверки по результатам рассмотрения письменных возражений уполномоченных представителей политических партий возникает необходимость корректировки ведомостей проверки, то указанные изменения вносятся в отдельную справку о результатах рассмотрения возражений.
4.2.7. Итоговый протокол прилагается к решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации. Внесение изменений в протокол после принятия соответствующего решения не допускается.
4.2.8. Повторная проверка подписных листов после принятия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации решения о регистрации либо об отказе в регистрации федерального списка кандидатов может быть проведена в соответствии с частью 24 статьи 48 Федерального закона только Верховным Судом Российской Федерации и только в пределах подписей, подлежавших проверке.