ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 2010 года
В связи с поступающими в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации вопросами о правомерности представлять по доверенности в суде интересы кандидата, избирательного объединения членом избирательной комиссии с правом решающего голоса сообщаю следующее.
Норма пункта 2 статьи 43 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не ограничивает право кандидата вести свои дела в суде через представителей на основании статей 48 - 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о чем свидетельствует судебная практика (определение Верховного суда Российской Федерации от 03.03.2004 N 61-Г04-2).
Статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса и основания прекращения его полномочий закреплены в статье 29 Федерального закона, которая не содержит такого основания для прекращения полномочий члена избирательной комиссии, как участие в судебном процессе на основании доверенности, выданной в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона на избирательные комиссии возложены полномочия по рассмотрению жалоб участников избирательного процесса о нарушении их избирательных прав, участие члена избирательной комиссии в судебном разбирательстве на стороне какого-либо из кандидатов или избирательного объединения приводит к конфликту интересов в системе избирательных комиссий.
Более того, если речь идет о члене избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или члене территориальной избирательной комиссии, которые по своему статусу могут являться лицами, замещающими государственные должности, то в данном случае возникает конфликт государственных и личных интересов.
В таком случае следует иметь в виду, что участие члена избирательной комиссии в судебном разбирательстве по доверенности, выданной кандидатом или избирательным объединением, противоречит принципу равенства кандидатов и может свидетельствовать об их коррупционной связи в форме лоббирования интересов конкретных участников избирательного процесса путем возможного получения материального вознаграждения за определенные действия (позицию) члена избирательной комиссии, что является недопустимым.
В.Е.ЧУРОВ