3. Определение подходов к проведению аудита эффективности
3.1. Выбор подхода к проведению аудита эффективности позволяет правильно подойти к определению предмета, формулированию цели (целей), вопросов аудита эффективности и разработке увязанных с ними критериев аудита эффективности.
3.2. В соответствии со Стандартом при проведении аудита эффективности могут использоваться результат-ориентированный подход, системно-ориентированный подход, а также проблемно-ориентированный подход.
3.3. При проведении аудита эффективности могут использоваться как отдельно взятые подходы, так и их комбинация.
3.4. В рамках результат-ориентированного подхода оцениваются конкретные результаты деятельности объекта аудита эффективности (результаты реализации мер (мероприятий) во взаимосвязи с затратами федеральных и иных ресурсов (затратами на реализацию мер (мероприятий), которые были использованы для достижения таких результатов.
3.5. В рамках системно-ориентированного подхода с точки зрения эффективности использования федеральных и иных ресурсов оценивается надлежащее функционирование систем, в том числе:
комплекса мер, образующих систему управления ресурсами (далее - система управления) в определенной сфере;
ПРИМЕРЫ
Система мер по обеспечению лиц с ограниченными возможностями техническими средствами реабилитации.
Система санаторно-курортного обеспечения государственных гражданских служащих.
Система мер поддержки экспорта промышленной продукции.
отдельных процессов (элементов системы) по преобразованию ресурсов в результаты как части единой системы управления (процессов планирования ресурсов, распределения ресурсов по их получателям, контроля за использованием ресурсов, мотивации персонала и т.п.).
3.6. Отдельные процессы (элементы системы) в рамках аудита эффективности оцениваются исключительно в увязке с оценкой достижения результатов и использования ресурсов; обособленные цели для оценки только указанных процессов (элементов системы) как таковых (их построения, функционирования) не формулируются.
Следует учитывать, что ресурсы, затраченные на функционирование процессов (элементов) системы управления (
ПРИМЕРЫ
Несвоевременное планирование (несвоевременно начатые процедуры планирования) закупок может привести к тому, что полученный результат окажется уже невостребованным.
Аналогично дорогостоящие системы внутреннего контроля (в частности, большой штат сотрудников с уровнем оплаты труда выше средней в данной сфере, дорогостоящие IT-решения, приобретенные без учета реальной потребности в них, и пр.), неоправданно затягивающие процесс преобразования ресурсов в результаты, могут оказаться причиной неэффективности мер (комплекса мер), предпринимаемых объектом аудита эффективности, и только увеличивают общий объем ресурсов, направляемых на достижение результата.
3.7. При оценке процессов (элементов) системы управления рекомендуется также руководствоваться подходами к их организации и функционированию, используемыми в том числе в других сопоставимых государственных органах и организациях (с учетом лучших практик). Несмотря на то что лишь надлежащее функционирование всех процессов (элементов) системы управления способно привести к достижению результата, особое внимание в этой части рекомендуется уделять процессу (элементу системы) внутреннего контроля.
3.8. При оценке процесса (элемента системы) внутреннего контроля в рамках системно-ориентированного подхода необходимо учитывать, что основная цель контроля - обеспечение достижения объектом аудита тех или иных результатов. Эффективность внутреннего контроля неразрывно связана с общей эффективностью деятельности объекта аудита по использованию ресурсов.
СПРАВОЧНО
Внутренний контроль - это процесс обеспечения достижения организацией ее целей. Функция контроля - это аспект менеджмента, удовлетворяющий потребность организации в выявлении проблем и исправлении ситуации до того, как они приобретут критический характер. Внутренний контроль является важной функцией менеджмента, его фундаментальным аспектом, и в этой связи должен быть всеобъемлющим. Внутренний контроль затрагивает все процессы (элементы системы) по преобразованию ресурсов в результаты, в том числе планирование ресурсов, распоряжение ресурсами.
Таким образом, эффективный внутренний контроль - это такой контроль, который позволяет достигать результаты за счет оптимальных затрат на функционирование процесса контроля.
3.9. При оценке процессов (элементов) системы управления рекомендуется обращать внимание на проведение оценки эффективности использования ресурсов самим объектом аудита эффективности, в том числе при предоставлении таких ресурсов другим организациям (например, подведомственным учреждениям, иным юридическим лицам). Такая оценка может быть проведена при наличии соответствующей методики оценки эффективности, применяемой на практике.
3.10. В рамках проблемно-ориентированного подхода анализируется наличие проблем, связанных с эффективностью использования федеральных и иных ресурсов, устанавливаются, проверяются и изучаются причины их возникновения, формулируются предложения (рекомендации) по устранению выявленных причин неэффективности мер (мероприятий) по использованию ресурсов.
При проведении аудита эффективности проблемно-ориентированный подход используется как дополнение к результат-ориентированному и системно-ориентированному подходам.