5. Особенности формулирования целей аудита
При формулировании целей аудита для подготовки дизайна аудита рекомендуется учитывать:
предмет аудита, перечень целей аудита и гипотез, предварительно сформулированных на этапе формирования плана работы Счетной палаты на очередной год (пункт 3.3 Методических рекомендаций);
результаты предварительного изучения (раздел 3 Методических рекомендаций);
информацию о рисках объектов аудита, областей рисков <18> в сфере предмета аудита, например, информацию о достижении показателей государственных программ Российской Федерации, несоответствии организации управления федеральными и иными ресурсами в финансово-бюджетной сфере положениям нормативных документов. В этом случае цель (цели) аудита формулируется (формулируются) с учетом выявленного риска или нескольких связанных рисков;
--------------------------------
<18> См. пункт 5.2.1 СГА 101, пункт 4.5 СГА 102.
возможность сформулировать соответствующие целям аудита выводы и предложения (рекомендации) <19>;
--------------------------------
<19> См. пункт 5.2.1 СГА 101, пункт 4.5 СГА 102.
необходимость формулирования цели аудита таким образом, чтобы она была понятной, конкретной и достижимой <20>;
--------------------------------
<20> См. пункт 5.2.1 СГА 101, пункт 4.5 СГА 102.
Пример
|
Понятная цель. "Оценить эффективность использования средств федерального бюджета, направленных на софинансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры Ивановской области с момента начала строительства...".
Данный пример позволяет однозначно определить предмет оценки - использование конкретных ресурсов на конкретные объекты (в заданном промежутке времени).
|
Непонятная цель. "Оценить эффективность реализации отдельных объектов инфраструктуры, строительство которых осуществлялось с использованием средств федерального бюджета.". В данном примере формулировка цели в части "эффективности реализации отдельных объектов" может иметь множественное толкование: например, оценка результатов от построенных объектов или результатов их реализации (продажи), также неясно, о каких "отдельных" объектах идет речь
|
Пример
|
Конкретная цель. "Оценить соответствие результатов деятельности объекта аудита (контроля) по реализации мероприятий по обеспечению развития национальной платежной системы положениям Стратегии...".
Данный пример позволяет получить однозначное представление об ожидаемых результатах мероприятия, а также определить документ, который является источником для разработки критериев аудита соответствия.
|
Неконкретная цель. "Оценить соответствие фактических результатов деятельности объекта аудита (контроля) планируемым"
Данный пример не позволяет получить однозначное представление об ожидаемых результатах мероприятия: не конкретизируется, какие результаты деятельности объекта аудита (контроля) подлежат рассмотрению и каким документом предусмотрены планируемые результаты
|
Пример
|
Достижимая цель. "Оценить влияние мер по стимулированию строительства возобновляемых источников энергии в Дальневосточном федеральном округе на сокращение объема выбросов парниковых газов на объектах ТЭК".
В данном примере потенциально возможно количественно оценить изменение объема выбросов парниковых газов до и после (вследствие) реализации мер по поощрению возобновляемых источников энергии в конкретном федеральном округе.
|
Недостижимая цель. "Оценить влияние энергетической политики Российской Федерации на окружающую среду". Энергетическая политика многогранна, охватывает широкий спектр государственного регулирования, поэтому оценка ее влияния - потенциально множественные научные исследования. Кроме того, окружающая среда - обширное понятие, подразумевающее совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, на нее влияет помимо энергетической политики множество иных факторов, поэтому выделить значимость влияния энергетической политики на всю совокупность компонентов окружающей среды объективно невозможно
|
необходимость формулирования каждой цели только по одному виду аудита (контроля) <21> таким образом, чтобы очередность целей определялась с учетом необходимой логической последовательности раскрытия предмета мероприятия;
--------------------------------
<21> См. пункт 5.2.1 СГА 101, пункт 4.5 СГА 102, подраздел 3.2 СГА 104, пункт 4.1.2 СГА 108.
Пример
|
Пример неправильного формулирования цели: "Оценить результативность использования субсидий, выделенных на строительство школ, а также соответствие организации использования данных субсидий нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере...".
В данном примере цель, связанную с оценкой результативности использования средств, необходимо выделить в отдельную самостоятельную цель по аудиту эффективности, отделив ее от цели по оценке соответствия организации использования средств нормативным правовым актам Российской Федерации, относящейся к аудиту соответствия. При этом целесообразно сначала оценить соответствие организации использования субсидий (первая цель - по аудиту соответствия), т.к. результаты такой оценки могут быть использованы для второй цели по оценке результативности использования субсидии (вторая цель - по аудиту эффективности)
|