5. Особенности формулирования целей аудита

5. Особенности формулирования целей аудита

При формулировании целей аудита для подготовки дизайна аудита рекомендуется учитывать:

предмет аудита, перечень целей аудита и гипотез, предварительно сформулированных на этапе формирования плана работы Счетной палаты на очередной год (пункт 3.3 Методических рекомендаций);

результаты предварительного изучения (раздел 3 Методических рекомендаций);

информацию о рисках объектов аудита, областей рисков <18> в сфере предмета аудита, например, информацию о достижении показателей государственных программ Российской Федерации, несоответствии организации управления федеральными и иными ресурсами в финансово-бюджетной сфере положениям нормативных документов. В этом случае цель (цели) аудита формулируется (формулируются) с учетом выявленного риска или нескольких связанных рисков;

--------------------------------

<18> См. пункт 5.2.1 СГА 101, пункт 4.5 СГА 102.

возможность сформулировать соответствующие целям аудита выводы и предложения (рекомендации) <19>;

--------------------------------

<19> См. пункт 5.2.1 СГА 101, пункт 4.5 СГА 102.

необходимость формулирования цели аудита таким образом, чтобы она была понятной, конкретной и достижимой <20>;

--------------------------------

<20> См. пункт 5.2.1 СГА 101, пункт 4.5 СГА 102.

Пример
Понятная цель. "Оценить эффективность использования средств федерального бюджета, направленных на софинансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры Ивановской области с момента начала строительства...".
Данный пример позволяет однозначно определить предмет оценки - использование конкретных ресурсов на конкретные объекты (в заданном промежутке времени).
Непонятная цель. "Оценить эффективность реализации отдельных объектов инфраструктуры, строительство которых осуществлялось с использованием средств федерального бюджета.". В данном примере формулировка цели в части "эффективности реализации отдельных объектов" может иметь множественное толкование: например, оценка результатов от построенных объектов или результатов их реализации (продажи), также неясно, о каких "отдельных" объектах идет речь

Пример
Конкретная цель. "Оценить соответствие результатов деятельности объекта аудита (контроля) по реализации мероприятий по обеспечению развития национальной платежной системы положениям Стратегии...".
Данный пример позволяет получить однозначное представление об ожидаемых результатах мероприятия, а также определить документ, который является источником для разработки критериев аудита соответствия.
Неконкретная цель. "Оценить соответствие фактических результатов деятельности объекта аудита (контроля) планируемым"
Данный пример не позволяет получить однозначное представление об ожидаемых результатах мероприятия: не конкретизируется, какие результаты деятельности объекта аудита (контроля) подлежат рассмотрению и каким документом предусмотрены планируемые результаты

Пример
Достижимая цель. "Оценить влияние мер по стимулированию строительства возобновляемых источников энергии в Дальневосточном федеральном округе на сокращение объема выбросов парниковых газов на объектах ТЭК".
В данном примере потенциально возможно количественно оценить изменение объема выбросов парниковых газов до и после (вследствие) реализации мер по поощрению возобновляемых источников энергии в конкретном федеральном округе.
Недостижимая цель. "Оценить влияние энергетической политики Российской Федерации на окружающую среду". Энергетическая политика многогранна, охватывает широкий спектр государственного регулирования, поэтому оценка ее влияния - потенциально множественные научные исследования. Кроме того, окружающая среда - обширное понятие, подразумевающее совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, на нее влияет помимо энергетической политики множество иных факторов, поэтому выделить значимость влияния энергетической политики на всю совокупность компонентов окружающей среды объективно невозможно

необходимость формулирования каждой цели только по одному виду аудита (контроля) <21> таким образом, чтобы очередность целей определялась с учетом необходимой логической последовательности раскрытия предмета мероприятия;

--------------------------------

<21> См. пункт 5.2.1 СГА 101, пункт 4.5 СГА 102, подраздел 3.2 СГА 104, пункт 4.1.2 СГА 108.

Пример
Пример неправильного формулирования цели: "Оценить результативность использования субсидий, выделенных на строительство школ, а также соответствие организации использования данных субсидий нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере...".
В данном примере цель, связанную с оценкой результативности использования средств, необходимо выделить в отдельную самостоятельную цель по аудиту эффективности, отделив ее от цели по оценке соответствия организации использования средств нормативным правовым актам Российской Федерации, относящейся к аудиту соответствия. При этом целесообразно сначала оценить соответствие организации использования субсидий (первая цель - по аудиту соответствия), т.к. результаты такой оценки могут быть использованы для второй цели по оценке результативности использования субсидии (вторая цель - по аудиту эффективности)