3. Формирование программы аудиторского мероприятия
3.1. Программа аудиторского мероприятия (далее - программа) является документом, составленным:
на основе результатов оценки бюджетных рисков, проведенной при формировании программы;
с учетом принципов компетентности и объективности;
с учетом необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
3.2. Формирование программы осуществляется субъектом аудита, в том числе с использованием прикладных программных средств или информационных систем Росводресурсов.
3.3. Программа утверждается субъектом аудита согласно приложению N 2 к Порядку в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия и содержит:
1) основание проведения аудиторского мероприятия (пункт плана или решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
2) тему аудиторского мероприятия;
3) цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия;
4) наименование (перечень) объекта (объектов) аудита;
5) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
6) срок проведения аудиторского мероприятия;
7) методы внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия;
8) сведения о субъекте аудита при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия или о составе аудиторской группы (руководителе и членах аудиторской группы).
3.4. Целями аудиторского мероприятия являются:
1) оценка надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого субъектом бюджетных процедур;
2) подтверждение достоверности годовой индивидуальной бюджетной отчетности центрального аппарата Росводресурсов, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в году, за который составляется указанная отчетность;
3) повышение качества финансового менеджмента субъекта бюджетных процедур.
В ходе одного аудиторского мероприятия может достигаться более одной цели.
3.5. Задачами аудиторского мероприятия, определяемыми на основе поставленных целей аудиторского мероприятия, в том числе с учетом требований к заключению по результатам аудиторского мероприятия, установленных пунктом 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н (далее - Федеральный стандарт N 91н), являются:
1) оценка надежности внутреннего финансового контроля в соответствии с задачами, предусмотренными пунктом 14 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (далее - Федеральный стандарт N 196н);
2) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии и учетной политике в соответствии с задачами, предусмотренными пунктом 15 Федерального стандарта N 196н;
3) повышение качества финансового менеджмента в соответствии с задачами, предусмотренными пунктом 16 Федерального стандарта N 196н.
3.6. Объектами аудита являются:
1) бюджетные процедуры по исполнению бюджетных полномочий, предусмотренных статьями 158, 160.1, 162 Бюджетного кодекса, субъектами бюджетных процедур, за исключением:
бюджетных процедур по администрированию доходов в бюджет, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о страховых взносах, законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
бюджетных полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента;
бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;
2) бюджетные процедуры по управлению субъектами бюджетных процедур активами и осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
3) одна операция (действие) или несколько операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры (бюджетных процедур);
4) бюджетная процедура (бюджетные процедуры), за исключением отдельных операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры (бюджетных процедур).
При определении объекта (объектов) аудита, подлежащего изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, субъектом аудита учитываются:
результаты оценки бюджетных рисков, проведенной при формировании программы аудиторского мероприятия (в части операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, связанных с бюджетными рисками);
цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия.
3.7. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, определяется субъектом аудита на основе:
результатов оценки бюджетных рисков, проведенной при формировании программы аудиторского мероприятия;
объекта (объектов) аудита, определенного субъектом аудита для конкретного аудиторского мероприятия;
цели (целей) и задач аудиторского мероприятия.
При составлении перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия, субъект аудита учитывает:
совокупность вопросов, обеспечивающих достижение конкретной цели (целей) аудиторского мероприятия;
вопросы, направленные на решение задач аудиторского мероприятия;
вопросы, результат рассмотрения которых полностью или частично дублируется, противоречит принципу эффективности.
3.8. Срок проведения аудиторского мероприятия определяется с учетом целей и задач аудиторского мероприятия, а также вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.
При определении даты окончания аудиторского мероприятия субъект аудита учитывает:
дату (месяц) окончания аудиторского мероприятия, указанную в плане;
требования к завершению аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности годовой индивидуальной бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, установленные положениями федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (далее - Федеральный стандарт N 120н).
Предельные сроки проведения аудиторского мероприятия определяются исходя из количества проверяемых объектов аудита и не должны превышать со дня начала:
30 рабочих дней для проведения камерального аудиторского мероприятия;
40 рабочих дней для проведения выездного аудиторского мероприятия;
60 рабочих дней для проведения комбинированного аудиторского мероприятия.
Аудиторское мероприятие может быть завершено, а заключение по результатам аудиторского мероприятия подписано до даты окончания аудиторского мероприятия, установленной в программе.
Срок проведения внепланового аудиторского мероприятия содержится в приказе Руководителя о проведении внепланового аудиторского мероприятия.
3.9. Методами внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия являются:
1) аналитические процедуры, применяемые при сравнении данных или взаимосвязей для определения наличия противоречий, в том числе при использовании математических методов для сравнения прогнозных значений с фактическими или анализе финансовой и нефинансовой информации;
2) инспектирование, включающее:
изучение и анализ на предмет соответствия актов, документов, фактических данных и фактов хозяйственной жизни центрального аппарата и территориальных органов Росводресурсов требованиям и положениям законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
осмотр объектов нефинансовых активов центрального аппарата и территориальных органов Росводресурсов;
3) пересчет в целях определения правильности данных при расчете числовых показателей в документах, а в случае автоматизированной обработки информации в информационных системах - для проверки используемых алгоритмов расчетов или применения формул, использованных при расчете данных;
4) наблюдение за действиями субъектов бюджетных процедур при выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти бюджетные процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, не препятствующее осуществлению субъектами бюджетных процедур операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и производящееся именно в момент осуществления ими операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, но не конкретно для руководителя аудиторской группы или членов аудиторской группы в ходе проведения аудиторского мероприятия. При этом для подтверждения учитываются действия, которые совершаются непосредственно в момент наблюдения, что не исключает того, что аналогичные действия субъектов бюджетных процедур при отсутствии наблюдения могут выполняться иначе;
5) запрос, применяемый для получения необходимых документов, данных, информации. Достоверность данных устного запроса впоследствии подтверждается при использовании иных методов внутреннего финансового аудита;
6) подтверждение, используемое для получения ответа на конкретный вопрос в целях подтверждения фактов, вызывающих сомнение уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы;
7) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля, представляющий собой регулярный процесс изучения контрольных действий на предмет их влияния на минимизацию (устранение) бюджетных рисков и проводимый в течение всего периода, соответствующего периоду выполнения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур).
Выбор методов внутреннего финансового аудита основывается на характере вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия, и целях их изучения.
3.10. Состав аудиторской группы (определение членов аудиторской группы и назначение руководителя аудиторской группы) формируется субъектом аудита с учетом:
принципа функциональной независимости;
целей и задач аудиторского мероприятия;
сроков проведения аудиторского мероприятия;
компетентности должностных лиц (работников).
Состав аудиторской группы включает не менее двух членов, в качестве которых могут привлекаться:
должностные лица структурных подразделений центрального аппарата и должностные лица (работники) территориальных органов Росводресурсов по согласованию с руководителями соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Росводресурсов и руководителями территориальных органов Росводресурсов;
эксперты (не состоявшие в трудовых отношениях с Росводресурсами в течение отчетного и текущего годов, а также в настоящее время физические лица, обладающие специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия в соответствии с целями и задачами аудиторского мероприятия), являющиеся в том числе:
работниками подведомственных Росводресурсам организаций, по согласованию с руководителями таких организаций;
сотрудниками экспертной (научной) или иной организации.
Эксперты привлекаются в случаях, когда необходимы специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт, которыми не владеют должностные лица центрального аппарата Росводресурсов и должностные лица (работники) территориальных органов Росводресурсов, при соблюдении положений приложения N 2 к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н.
Привлечение к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц центрального аппарата Росводресурсов и должностных лиц (работников) территориальных органов Росводресурсов или экспертов является правом субъекта аудита.
Полномочия руководителя аудиторской группы направлены на подготовку к проведению аудиторского мероприятия, а также на осуществление контроля за выполнением поставленных задач, полнотой рабочей документации аудиторского мероприятия, достаточностью аудиторских доказательств и проведение аудиторского мероприятия, а иных членов аудиторской группы - на проведение аудиторского мероприятия.
Проведение аудиторского мероприятия может осуществляться субъектом аудита самостоятельно.
3.11. Программа может быть дополнительно направлена в ходе осуществления аудиторского мероприятия субъектам бюджетных процедур, которым не была представлена ранее.
3.12. При проведении аудиторского мероприятия субъект аудита может прийти к выводу о необходимости изменения программы в связи с переоценкой значимости (уровня) бюджетных рисков, в том числе на основании полученной информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры (бюджетных процедур).
3.13. Внесение изменений в программу осуществляется в отношении:
основания проведения, темы аудиторского мероприятия и даты окончания аудиторского мероприятия - при актуализации соответствующих положений плана или при принятии Руководителем решения о внесении изменений в решение Руководителя о проведении внепланового аудиторского мероприятия;
даты начала внепланового аудиторского мероприятия - при принятии Руководителем решения о внесении изменений в решение Руководителя о проведении внепланового аудиторского мероприятия;
цели (целей) и задач аудиторского мероприятия, методов и наименования (перечня) объекта (объектов) внутреннего финансового аудита, перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, сведений о членах аудиторской группы - по результатам оценки бюджетных рисков.
3.14. Увольнение члена аудиторской группы в ходе проведения аудиторского мероприятия при использовании результатов его работы не влечет необходимости изменения программы.
3.15. Изменения в программу вносятся субъектом аудита в срок не позднее 5 рабочих дней с даты формирования выводов о необходимости изменения программы.
3.16. При принятии Руководителем решения о приостановлении аудиторского мероприятия или о продлении срока его проведения дата окончания аудиторского мероприятия в программе не изменяется.