МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПРИКАЗ
от 14 декабря 2022 г. N 277
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА 2023 ГОД
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2023 год согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости Д.А. Васильева.
Руководитель
М.Ю.ИВАНКОВ
Приложение
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 14.12.2022 N 277
"Об утверждении Программы
профилактики рисков причинения
вреда (ущерба) охраняемым законом
ценностям при осуществлении
федерального государственного
контроля (надзора) в сфере
социального обслуживания
на 2023 год"
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА 2023 ГОД
I. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2023 год (далее - Программа профилактики рисков причинения вреда) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, в целях организации проведения в 2023 году Федеральной службой по труду и занятости мероприятий по профилактике нарушений требований, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере социального обслуживания (далее - обязательные требования), предупреждения возможного нарушения контролируемыми лицами обязательных требований и снижения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, разъяснения контролируемым лицам обязательных требований.
Программа профилактики рисков причинения вреда определяет цели и задачи проведения профилактических мероприятий, содержит анализ текущего состояния федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, характеристику проблем, описание текущего уровня развития профилактической деятельности, а также План мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2023 год (приложение N 1) и Показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2023 год (приложение N 2).
II. Цели и задачи проведения профилактических мероприятий
Целью проведения профилактических мероприятий является:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение причин, факторов и условий, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
- повышение прозрачности системы осуществления государственного контроля (надзора).
Задачами проведения профилактических мероприятий являются:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников отношений государственного контроля (надзора);
- создание и внедрение мер системы позитивной профилактики, повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
- создание условий для изменения ценностного отношения контролируемых лиц к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
- снижение издержек при осуществлении федерального государственного контроля (надзора).
III. Анализ текущего состояния федерального
государственного контроля (надзора) в сфере социального
обслуживания, характеристика проблем
Социальное обслуживание - это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам в виде оказания постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Особенность социального обслуживания заключается в том, что социальные услуги оказываются лицам, которые, как правило, не в состоянии самостоятельно улучшить условия жизнедеятельности в силу различных обстоятельств (состояние здоровья, отсутствие работы и средств к существованию, многодетность, пожилой возраст), социальные услуги направлены не просто на улучшение уровня жизнедеятельности, а на устранение тех условий, которые значительно ухудшают или могут в ближайшее время ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.
Социальное обслуживание должно основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носить гуманный характер и не допускать унижения чести и достоинства человека. Гуманный характер социального обслуживания выражается в особой заботе о тех людях, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в связи с особыми жизненными обстоятельствами, например, такими как старческая немощность, инвалидность, малообеспеченность и т.п.
В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 999, федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания осуществляет Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы.
Контролируемыми лицами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания являются поставщики социальных услуг из числа организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации.
Деятельность контролируемых лиц при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания отнесена к категориям риска. Контрольные (надзорные) и профилактические мероприятия осуществляются с учетом категории риска, к которым отнесены объекты контроля.
Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере социального обслуживания, содержащим обязательные требования, является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Поставщики социальных услуг обязаны соблюдать обязательные требования, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 886н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)".
Поставщики социальных услуг также руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания, на территории которого они осуществляют свою деятельность. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, разработанными в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", утверждаются:
- нормативы штатной численности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
- нормативы обеспечения мягким инвентарем организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
- нормативы обеспечения площадью жилых помещений организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
- нормы питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
- порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
- порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
- предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
- размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания осуществляется Рострудом и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Специализированным структурным подразделением Роструда, созданным для осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, является Управление социально-финансового контроля и обеспечения деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости.
С целью совершенствования осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, а также увеличения количества контрольно-надзорных мероприятий с 1 января 2018 года указанный контроль осуществляют территориальные органы Роструда.
В рамках исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в 2021 году Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами проведено 323 проверки организаций социального обслуживания.
В ходе проведения проверок в 2021 году Рострудом и его территориальными органами было выявлено 485 нарушений в деятельности организаций социального обслуживания, в том числе по вопросам:
- обеспечения доступной среды для инвалидов и маломобильных граждан (27% от общего количества выявленных нарушений);
- обеспечения открытости и доступности информации о поставщике социальных услуг (22% от общего количества выявленных нарушений);
- соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (10% от общего количества выявленных нарушений);
- обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений (5% от общего количества выявленных нарушений).
По результатам проверок составлены акты и выдано 172 предписания об устранении выявленных нарушений.
Устранение нарушений находится на контроле у Роструда.
Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Роструда показал, что основными нарушениями в ходе федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания являются: недостаточное обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в зданиях и сооружениях, недостаточное обеспечение открытости и доступности информации о поставщике социальных услуг, несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, недостаточное обеспечение мягким инвентарем и площадью жилых помещений.
IV. Текущий уровень развития профилактической деятельности
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2022 году Рострудом осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2022 год, утвержденной приказом Федеральной службы по труду и занятости от 20 декабря 2021 г. N 397:
- поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
- поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" гиперактивных ссылок на тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
- проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания;
- проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований при обращении представителей контролируемых лиц в Федеральную службу по труду и занятости;
- проведение профилактических визитов в отношении контролируемых лиц в соответствии с графиком, утвержденным приказом Роструда от 25 марта 2022 г. N 75.
В 2022 году на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Надзор и контроль в сфере социальной защиты населения" размещены:
- проверочные листы для осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
- индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
- руководство по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания;
- доклад о правоприменительной практике по результатам осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в 2021 году;
- информация по обобщению практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в 2021 году;
- доклад Роструда о контрольно-надзорной деятельности за 2021 год;
- перечень организаций социального обслуживания субъектов Российской Федерации, деятельность которых отнесена к категориям риска с целью формирования плана контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год в части осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
Приложение N 1
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении
федерального контроля (надзора)
в сфере социального обслуживания
на 2023 год, утвержденной приказом
Федеральной службы по труду и занятости
от 14.12.2022 N 277
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НА 2023 ГОД
NN п/п
|
Перечень мероприятий
|
Структура мероприятия
|
Срок исполнения, месяц
|
Ответственное структурное подразделение
|
1.
|
Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований
|
Внесение изменений в перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов
|
В течение 10 рабочих дней со дня утверждения/изменения
|
Управление социально-финансового контроля и обеспечения деятельности территориальных органов
|
Размещение результатов контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
|
В течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки
|
Управление социально-финансового контроля и обеспечения деятельности территориальных органов
|
||
Территориальные органы Роструда
|
||||
Размещение доклада о правоприменительной практике по результатам осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в 2022 году
|
В течение 10 рабочих дней со дня утверждения
|
Управление социально-финансового контроля и обеспечения деятельности территориальных органов
|
||
Актуализация с учетом изменений перечня объектов контроля с указанием категории риска
|
Сентябрь 2023 года
|
Управление социально-финансового контроля и обеспечения деятельности территориальных органов
|
||
Актуализация руководства по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания с учетом изменений обязательных требований и правоприменительной практики
|
В течение года
|
Управление социально-финансового контроля и обеспечения деятельности территориальных органов
|
||
Размещение программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2024 год
|
Декабрь 2023 года
|
Управление социально-финансового контроля и обеспечения деятельности территориальных органов
|
||
В течение 5 рабочих дней со дня утверждения
|
||||
Размещение плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в сфере социального обслуживания на 2024 год
|
Декабрь 2023 года
|
Управление социально-финансового контроля и обеспечения деятельности территориальных органов
|
||
Территориальные органы Роструда
|
||||
2.
|
Обобщение правоприменительной практики
|
Подготовка доклада о правоприменительной практике по результатам осуществления государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований и рекомендаций с целью недопущения таких нарушений
|
Не позднее 15 марта 2023 года
|
Управление социально-финансового контроля и обеспечения деятельности территориальных органов
|
3.
|
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
|
Направление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере социального обслуживания
|
При наличии оснований
|
Управление социально-финансового контроля и обеспечения деятельности территориальных органов
|
Территориальные органы Роструда
|
||||
4.
|
Консультирование контролируемых лиц
|
Проведение консультаций в письменной форме, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия по вопросам профилактики рисков нарушения обязательных требований, соблюдения обязательных требований в сфере социального обслуживания, порядка осуществления федерального государственного контроля (надзора), а также порядка обжалования решений Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов
|
По мере обращения
|
Управление социально-финансового контроля и обеспечения деятельности территориальных органов
|
Территориальные органы Роструда
|
||||
5.
|
Профилактический визит
|
Проведение профилактического визита в отношении контролируемого лица, приступающего к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания
|
Не позднее чем в течение 1 года с момента начала деятельности
|
Управление социально-финансового контроля и обеспечения деятельности территориальных органов
|
Территориальные органы Роструда
|
Приложение N 2
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении
федерального контроля (надзора)
в сфере социального обслуживания
на 2023 год, утвержденной приказом
Федеральной службы по труду и занятости
от 14.12.2022 N 277
ПОКАЗАТЕЛИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ
ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НА 2023 ГОД
N п/п
|
Наименование показателя
|
Единица измерения
|
Показатель
|
Сроки выполнения
|
Примечание
|
1.
|
Актуализация перечней нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов
|
процент
|
100%
|
постоянно
|
|
2.
|
Актуализация руководства по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания с учетом изменений обязательных требований и правоприменительной практики
|
единица
|
1
|
ежегодно
|
|
3.
|
Подготовка информационных и (или) статистических материалов о проведенных Рострудом мероприятиях по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания, их результатах и принятых мерах
|
единица
|
5
|
ежеквартально;
ежегодно
|
|
4.
|
Проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере социального обслуживания при обращении представителей контролируемых лиц в Федеральную службу по труду и занятости
|
процент
|
100%
|
в течение года
|
|
5.
|
Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц в установленный законодательством срок по вопросам, отнесенным к компетенции Роструда (в том числе по вопросам соблюдения обязательных требований)
|
процент
|
100%
|
в течение года
|